Ведьмак 3 и Cyberpunk 2077 нервно курят. Обзор Disco Elysium: The Final Cut
Пробуем специальное издание The Final Cut культовой игры Disco Elysium.
В октябре 2019 года имя эстонской студии ZA/UM прогремело на весь мир. Именно тогда коллектив выпустил Disco Elysium — изометрическую «разговорную» RPG, которая получила высочайшие оценки от критиков и десятки престижных наград. Пользователи в Steam и на других площадках расхваливали проект и называли его едва ли не лучшим в своем жанре. Каждый, кто приобщился к творению ZA/UM, тут же советовал опробовать его всем друзьям и знакомым.
При этом геймплей Disco Elysium, на первый взгляд, кажется бедным и заурядным. Куча диалогов и маленькие человечки, которые бегают по локациям, не вызывают восторга. Однако судить по обложке в случае с игрой ZA/UM точно не стоит.
Читайте также: Не променяешь даже на $1000. Обзор видеоигры It Takes Two
Мы в редакции НВ Техно в честь релиза издания The Final Cut прошли проект и готовы со всей ответственностью заявить, что Disco Elysium — это настоящее интерактивное искусство.
Вот чем игра так очаровала нас.

Я детектив?
Disco Elysium начинается на манер Planescape: Torment: главный герой, мужчина средних лет в плохой физической форме, просыпается в наполовину разгромленной комнате отеля и не помнит абсолютно ничего о себе. Из-за колоссального количества алкоголя и наркотиков у протагониста отшибло память. Он даже не может вспомнить своего имени и где сейчас находится. После исследования комнаты и поиска одежды мужчина выйдет в холл и начнет беседовать с другими персонажами.
Благодаря разговорам протагонист выяснит, что он — детектив, который прибыл расследовать дело о повешении. Но вместо выполнения служебного долга, главный герой три дня пьянствовал и пугал людей своими выходками. А тем временем тело на заднем дворе отеля «Танцы в тряпье», где разворачивается вступление, уже начало потихоньку разлагаться. Дальше детектив встретится со своим коллегой из 57-го участка и наконец-то примется за дело под непосредственным контролем игрока.

О дивный проблемный мир
Основная сюжетная линия в Disco Elysium связана с уже упомянутым повешением. На первый взгляд, это обычное дело — наемник крупной компании не понравился рабочим из профсоюза докеров, и те отправили его в петлю. Однако игроки даже не представляют, насколько многогранным и глубоким окажется расследование. Несколько раз им придется пересмотреть свои теории, ведь будут появляться новые улики и лица, причастные к смерти наемника. Ход дела трижды повернется на 180 градусов и удивит даже самых внимательных пользователей.
Кроме великолепной детективной концепции, история Disco Elysium изумляет подачей сложных тем. Все события игры разворачиваются в районе Мартинез стимпанкового города Ревашоль. Эта территория вследствие неразберихи в РГМ (Ревашольской гражданской милиции) попала под контроль профсоюза докеров. Рабочие здесь не жалуют членов правоохранительных органов и считают, что из-за них район находится в плачевном состоянии. Именно поэтому главный герой со своим напарником не может просто взять и арестовать подозреваемых: их власть в Мартинезе сильно ограничена.
Плюс ко всему представители РГМ прибыли расследовать преступление как раз в разгар стачки. Портовые рабочие бунтуют и выдвигают к своей компании невозможные требования, а та пытается договориться с профсоюзом. Параллельно на митинг вышли люди, которым хочется просто зарабатывать на хлеб. Они требуют прекратить стачку и дать им возможность работать. И это ведь только самый верхний слой конфликтов, разворачивающихся в Мартинезе.
Если копнуть глубже, то игрок обнаружит расслоение общества на социальной и политической почве, расовую сегрегацию, торговлю наркотиками, отсутствие нормально сформулированных законов, коррупцию и так далее. Количество интересно обставленных и поданных ситуаций, где сталкиваются взгляды людей по разные стороны баррикад, в Disco Elysium зашкаливает. Каждая из них по-своему уникальна, поэтому и разбираться во всех этих спорах всегда увлекательно.
А на фоне глобальных проблем Мартинеза игрок будет узнавать о жизненных перипетиях отдельных людей — их стремлениях, взлетах и падениях. Все персонажи в проекте детально прописаны и обладают уникальными характерами. В их существование легко поверить уже после первого разговора, ведь каждый NPC имеет определенную позицию и предысторию. При этом Disco Elysium удалось дистанцироваться от деления на добрых и плохих. У каждого персонажа в RPG ZA/UM есть свои проблемы и грехи — вопрос лишь в их количестве.
Личностная драма отдельных героев игры порой вызывает не меньший интерес, чем острые социальные и политические конфликты. Отсюда и разница в эмоциях, которую испытываешь при прохождении Disco Elysium. В один момент пользователи будут сопереживать, грустить и думать над своими моральными выборами, в другой — злиться и ненавидеть, а в третий — радоваться и смеяться. Игре удалось показать правдоподобный, отлично проработанный мир с людьми, которые просто пытаются в нем выживать.
Глубокий отыгрыш
В лучших традициях чистокровных RPG Disco Elysium позволяет самостоятельно сформировать личность главного героя. Пользователь волен поступать и отвечать так, как ему захочется — никаких ограничений нет. Однако предварительно стоит помнить, что многие решения возымеют последствия. Выбор в Disco Elysium отнюдь не фикция, в чем пользователи неоднократно убедятся при прохождении.
Каждый диалог в проекте содержит множество реплик ответа. Часть из них позволяют узнать дополнительную информацию о персонаже или мире игры, а другие влияют на личность протагониста. Его можно сделать ноющим и скучным алкоголиком-коммунистом, фашистом с отвратительным характером, несущим ахинею про конец мира, ультралибералом, который ценит только деньги или порядочным детективом с пристрастием к искусству. И это лишь малая часть ролей, подготовленных разработчиками. Каждый пользователь сможет выбрать собственный путь и стать таким следователем, каким захочется.
Отыгрыш в рамках диалогов почти не влияет на глобальный сюжет, но от него зависят разные детали. Например, если в разговоре с конкретным персонажем выразить определенную позицию, то это поможет добыть информацию, выполнить небольшое скрытое задание или получить второстепенную миссию. Секретов такого формата в Disco Elysium полно, и каждый раз, когда сталкиваешься с ними, количество дофамина в крови увеличивается.

Готовность ко всему
Собственно, из всего вышесказанного уже можно было понять структуру квестов в Disco Elysium. Пользователь общается с NPC, исследует мир и берет поручения. Их условно можно поделить на сюжетные, второстепенные, которые связаны с основной историей, и маленькие побочные миссии. Последние обычно содержат локальный рассказ, не имеющий отношения к центральному повествованию. Все задания и цели записываются в журнале, однако способ выполнения квеста нигде не указывается. Пользователь должен самостоятельно находить нужных персонажей и зацепки, то есть заниматься детективной работой.
Большинство заданий можно завершить несколькими способами, а главной преградой на пути к финалу станут проверки навыков. Это еще один элемент ролевой системы Disco Elysium. Перед началом прохождения игрок выбирает, какими навыками будет обладать протагонист. Лично я сделал ставку на интеллект и эмоциональное восприятие, а физиологию и моторику решил не развивать. В результате мой персонаж отлично себя показывал в диалогах, но при необходимости выбить дверь или кому-то наподдать возникали проблемы.
Когда игрок выполняет квесты или узнает какую-то информацию, то получает опыт. За каждые сто единиц протагонисту выдают очко развития, которое можно потратить на усиление одного из 24 навыков. От уровня способностей зависит то, насколько высоким окажется шанс удачной проверки. Например, чтобы убедить персонажа, нужно воспользоваться пассивным умением «Авторитет». Количество очков, вложенных в него, пропорционально повышает процент успешного броска кубиков. В случае с каждой проверкой должна выпасть комбинация чисел не ниже указанной на экране. Повысить шанс успеха можно с помощью специальных предметов-модификаторов, определенных действий или важной информации. Иногда на оппонента нужно надавить перед тем, как переходить к броску кубиков, а порой, наоборот, следует аккуратно обходиться с собеседником. Если же проверка окажется неудачной — не беда, ведь большинство из них разрешается повторить после прокачки конкретного навыка. Да и альтернативный способ прохождения задания игра не стесняется подкидывать. Правда, далеко не всегда он будет приятным.
Игры разума
Думаете, на этом геймплейные механики в Disco Elysium закончились? А вот ничего подобного. Мы ведь еще не упомянули о том, что навыки непосредственно влияют на диалоги. Они открывают разные реплики и выступают как бы собеседниками главного героя. Способности нашего детектива возникают в виде мыслей в процессе разговора и несут определенную полезную информацию. Иногда они подсказывают, как поступить, порой дают важные уточнения, а моментами объясняют эмоции главного героя. В общем, такая система диалогов ощущается новаторской, ведь ранее ее нигде не применяли.
Бывает, что у протагониста произвольно возникают мысли на основе пережитых событий. Если их принять в специальном меню, то можно получить определенные бонусы (и штрафы). Жаль только заранее посмотреть эффект от мысли нельзя — приходится действовать наугад. Ну и о системе экипировки не стоит забывать. Одежда главного героя дает прибавки к уровню навыков, а инструменты упрощают проверки. Например, если нужно что-то взломать, то без монтировки не обойтись.
Вердикт 10 / 10
В целом можно еще долго рассыпаться в похвалах Disco Elysium: за выверенный визуальный стиль с пастельными красками, за писательское мастерство сценаристов, за шикарное звуковое сопровождение и так далее. Однако и так понятно, что игра получилась изумительной. Шутка ли, но я со своим придирчивым характером не смог найти в ней ни одного изъяна. Это действительно идеальное произведение в своих жанровых рамках. Любители RPG попросту обязаны пройти Disco Elysium, особенно после релиза The Final Cut, в котором усовершенствовали графику и добавили новые задания.
Читайте также: