Прогулки в нацистском бункере. Обзор компьютерной игры Paradise Lost
Симуляторы ходьбы — игровая категория, основоположником которой стала Dear Esther. Этот проект вышел еще в 2008 году и обладал экспериментальной концепцией. Он предлагал примитивный геймплей, но компенсировал это глубокой драматической историей.
Вслед за Dear Esther начали появляться и другие симуляторы ходьбы. Некоторые из них, например, Firewatch и What Remains of Edith Finch, предпринимали попытки доработать базовую концепцию. Их создатели старались скрыть геймплейную бедность за разнообразием ситуаций и активным взаимодействием главного героя с окружением. И этот подход приветствовался как критиками, так и аудиторией.
Но в то же время многие студии хотели повторить успех Dear Esther лобовым копированием. Они создавали красивое окружение, рудиментарный игровой процесс и историю, которая должна удерживать пользователей перед экранами мониторов или телевизоров. По сути, это ва-банк при шаткой раздаче, ведь если повествование окажется слабым, то проект обречен на провал.
Заложником вышеописанной ситуации стала новинка в лице Paradise Lost от студии PolyAmorous и издательства All in! Games. Мы в НВ уже прошли игру и готовы рассказать, почему ее можно назвать примером плохого симулятора ходьбы.
Читайте также: Ведьмак 3 и Cyberpunk 2077 нервно курят. Обзор Disco Elysium: The Final Cut

Вдвоем в огромном бункере
Paradise Lost рисует перед пользователями антураж альтернативной истории, где Вторая мировая война продлилась на двадцать лет дольше. Закончилась она лишь после запуска многочисленных ядерных боеголовок, которые изувечили Землю. Вследствие взрывов Европа была почти полностью сожжена.
Сюжет игры начинается в 1980 году, когда боевые действия уже прекратились. Главный герой — двенадцатилетний мальчик Шимон, который отправился исследовать заброшенный нацистский бункер «Гезельшафт» на территории Польши. Внутри он надеется найти информацию о человеке с фотографии, доставшейся ему от недавно умершей матери. Парня гонит в спину одиночество, поэтому он без лишних сомнений пробирается на секретный объект.
После получасового путешествия отсеками «Гезельшафта» Шимон узнает, что в бункере есть еще один человек — молодая девушка, которая заперта в пункте управления. Ее появление — едва ли не самый эмоциональный и радостный момент в Paradise Lost. Эта незнакомка может видеть главного героя через камеры и общаться с ним в местах, где установлены специальные микрофоны. Комментарии девушки способствуют развитию сюжета и делают путь Шимона немного веселее. С ней также связан главный поворот истории, вот только он не станет откровением для тех, кто будет читать записки и подмечать мелочи. Разработчики зачем-то оставили недвусмысленные намеки на то, что произойдет ближе к финалу. В результате игроки обрадуются появлению конфликта между персонажами, но разочаруются из-за предсказуемости развязки. Наличие нескольких концовок тоже не получается записать к плюсам, ведь они всецело зависят от двух решений в последней сцене.
Читайте также: Не DOOM, но сойдет. Обзор компьютерной игры Outriders

Сценарные проблемы
Откровенно говоря, кроме диалогов с незнакомкой и накала страстей в финале, нет причин хвалить основную сюжетную линию Paradise Lost. Зато поводов критиковать ее более чем предостаточно. Начнем с главного героя, которого почти никак не раскрыли. Шимон кажется глупым, безрассудным и безэмоциональным мальчишкой, который в свои двенадцать лет не осознает опасностей послевоенного мира. Ассоциировать себя с ним крайне сложно, а потому вовлечение в историю начинает хромать.
Отношения главного героя с матерью скомкано поданы во флешбеках. А момент, где Шимон собрался покинуть убежище и больную мать, и вовсе выглядит сплошным недоразумением. Парень никак не мотивирует свой поступок, из-за чего понять и принять этот сюжетный ход попросту невозможно.
Похожие проблемы с логикой наблюдаются еще в нескольких эпизодах повествования. Например, PolyAmorous решила не объяснять, как Шимон узнал о секретном нацистском бункере, который расположен под землей. А один из разговоров о человеке с фотографии снова заставит пользователей недоумевать. И ведь Paradise Lost — это игра со сценарием на четыре часа. Похожие недочеты еще можно простить какой-то разветвленной RPG, но никак не короткому симулятору ходьбы, которому, кроме повествования, больше нечего предложить.
Утраченный потенциал
Параллельно с основной историей Paradise Lost старается раскрыть две побочные сюжетные линии. Первая посвящена «Гезельшафту» и аморальному нацистскому проекту в стенах бункера. Когда узнаешь о его сути, то становится немного не по себе.
А вторая линия рассказывает о польских партизанах и будущем расколе в их рядах. Сначала они совместными усилиями отвоевали «Гезельшафт» у нацистов, но потом в армии сформировались два лагеря со своими лидерами и противоположными взглядами. И вот этот сюжет гораздо интереснее основной истории. Именно его нужно было показать в игре, чтобы Paradise Lost стала эдаким аналогом или даже духовным наследником серии Metro. Тем более что побочную линию с польскими партизанами хорошо продумали.
Вместо этого, все второстепенные сюжеты раскрываются через записки, специальные терминалы и звуковые контейнеры. То есть пользователь, который не захочет читать полотно текста каждые пять или десять минут, почти ничего не узнает о дополнительных историях — лишь обрывчатые сведения из диалогов между Шимоном и незнакомой девушкой. PolyAmorous могла хотя бы визуализировать отдельные фрагменты рассказа о польских партизанах на манер The Vanishing of Ethan Carter, но разработчики избрали записки и загубили потенциал сценария Paradise Lost.
Читайте также: Сломай себе голову. Обзор фантастически красивой игры-головоломки Maquette
Красиво, но пусто
Вот кто точно старался из команды PolyAmorous, так это художники и дизайнеры окружения. Ретрофутуристический нацистский бункер изобилует деталями и пестрит разнообразием локаций. Здесь есть и лаборатория, и рестораны для зажиточных людей, и вокзал, и даже местность, которая напоминает отдаленную горную деревушку. А иногда через окружение разработчики стараются дополнить побочные истории подробностями, что нельзя не приветствовать.
Однако даже в этом аспекте обнаружилась проблема. Если пользователь не захочет искать записки, то мотивация исследовать локации попросту исчезнет. Для меня апогеем описанной проблемы стал момент в середине прохождения, когда я обнаружил секретную комнату. Обычно в них прячут полезные предметы и отсылки, но в Paradise Lost — это просто очередное пустое помещение. Из-за такого подхода желание отвлекаться на изучение локаций быстро исчезает.

Геймплей отошел погулять
Описывать геймплей свежего проекта PolyAmorous долго не придется. Главный герой умеет ходить, бегать и взаимодействовать с отдельными предметами. На этом механики заканчиваются, и я сейчас не шучу. Никаких головоломок в Paradise Lost нет, а самые интересные игровые моменты сводятся к поиску ключей и рычагов, чтобы открыть очередную дверь. Разработчики даже не попытались создать разнообразие геймплейных ситуаций, добавить загадки и элементы point-and-click или припудрить бедный игровой процесс активным взаимодействием с окружением.
Более того, PolyAmorous усугубила плачевную ситуацию повсеместными скриптовыми сценками. Они включаются каждый раз, когда главный герой должен куда-то спрыгнуть или залезть. Это очень неудачное решение, которое на корню обрубает вовлечение в геймплей.
А последним гвоздем в крышку гроба становится техническое исполнение. Отвратительная оптимизация, вылеты, баги геометрии, местами неправдоподобные тени — вот лишь часть из замеченных мной проблем. Ближе к середине проходить Paradise Lost стало физически сложно, так как каждые несколько секунд кадровая частота падала до неприлично низких значений. Картинка буквально «заикалась», из-за чего в списке разочарований образовался очередной пункт.
Вердикт 5 / 10
Думаю, из текста всем стало понятно, что Paradise Lost — это проходной проект с ворохом значимых проблем. Он может понравиться лишь тем, кто не ждет глубокой истории, готов читать записки и красоваться пустыми локациями с отличным дизайном. Вряд ли среди геймеров найдутся люди со столь странными вкусами. А если уж захотелось окунуться в какой-нибудь симулятор ходьбы, то на рынке есть гораздо более достойные произведения, даже помимо уже названных Firewatch и What Remains of Edith Finch.
Читайте также: