Новые правила для коллекторов. Как защитить свои права?
Что теперь запрещено коллекторам и как действовать, если они угрожают, преследуют круглосуточными звонками и совершают другие запрещенные новым законом действия?
Банковские и финансовые учреждения все чаще отдают предпочтение продажи проблемных кредитов с задолженностью коллекторским компаниям. Банки продают безнадежную задолженность, которую нужно «выбивать» из должников. Как правило долг покупает финансовая факторинговая компания, которая имеет свидетельство финансового учреждения, после чего проблемный клиент попадает в руки коллекторов. Последние же не сдержаны банковскими правилами, этикетом и принципами в работе и не пренебрегают любыми способами, чтобы как можно больше заработать средств на должниках.
Угрозы, шантаж, вымогательство, преследование должников, их родственников, соседей и даже людей, которые вообще являются посторонними и неосведомленными о кредитных обязательствах определенных лиц, стали уже обыденным явлением. Все эти действия по «выбиванию» из должников средств нарушают охраняемые законом права граждан.
В последнее время жалобы от людей на действия коллекторов тысячами поступали в НБУ и правоохранительные органы. Но, как правило коллекторы ответственность не несли ведь отсутствовали четкие нормы, которые бы регламентировали их деятельность.
В связи с этим НБУ приобщился к разработке законопроекта, над которым работал профильный комитет Верховной Рады и, наконец, народные избранники приняли Закон «О защите должников при урегулировании просроченной задолженности», который определяет правила работы коллекторов, запрет неэтичного поведения и устанавливает санкции за нарушения.
Итак, что изменилось и что следует знать, чтобы защитить свои права в случае незаконных действий коллекторов?
Впредь коллекторам при осуществлении взаимодействия с потребителем (должником) будет запрещено:
- совершать звонки по собственной инициативе с 20:00 до 9:00 часов, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни. Количество звонков в разрешенное время не может быть более двух раз в день ;
- использовать функцию (сервис) автоматического дозвона к потребителю, его представителю в течение более 30 минут в сутки;
- скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение потребителю и другую контактную информацию лица, которое обращается к должнику;
- проведение личных встреч с должником в период с 19.00 часов до 9.00 часов (в другое время такие встречи возможны исключительно в случае предварительного согласия на то потребителя);
- сообщать о долге третьим лицам и требовать у них его погашения;
- взаимодействовать с должником с момента получения от него документов, которые подтверждают, что такое лицо: является недееспособным или ограниченным в дееспособности; находится на стационарном лечении; является инвалидом I группы или несовершеннолетним;
- совершать действия, наносящие вред репутации, в том числе деловой, потребителя, его близких лиц;
- использовать на конвертах или уведомлениях, отправляемых потребителю, представителю, изображения, которые могут быть восприняты как содержащие угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, которые прямо или косвенно указывают на наличие задолженности, использовать надписи «исполнительный документ», «решение о взыскании и любые надписи, которые вводят в заблуждение потребителя;
- собирать и обрабатывать персональную информацию о должнике и его окружении: о графике работы, местах отдыха, информацию из социальных сетей, личные фотографии и прочее.
Как действовать, если коллекторы угрожают, преследуют круглосуточными звонками и совершают другие запрещенные законом действия?
Необходимо узнать название коллекторской компании, представители которой звонят. Если речь идет о кредитных долгах, которые вас не касаются, или усматриваются нарушения ваших прав, сразу сообщите об этом собеседнику. В случае, если это не дало действенного результата и повторяется, свои права можно защитить следующим образом:
- обратиться с заявлением о преступлении в правоохранительные органы. При этом желательно зафиксировать факт нарушения (сохранить запись разговоров, переписки, контактную информацию и т. п) и предоставить доказательства противоправных действий коллекторов в распоряжение сотрудников полиции;
- обратиться с письменной жалобой к руководству коллекторской компании, а также непосредственно к кредитодателю, ведь отныне финкомпании контролируют поведение привлеченных ими коллекторов;
- можно также сообщить о нарушениях по телефону контакт-центра НБУ: 0 800 505 240. Сейчас все должны быть включены в Реестр коллекторских компаний. За нарушение требований закона предусмотрена ответственность: от штрафов до исключения из Реестра;
- в случае действий, наносящих ущерб репутации, в том числе деловой, потребителя, его близких лиц либо действий нарушающих Закон Украины «О защите персональных данных», можно обратиться за защитой прав с соответствующим иском в суд.
Нужно знать, что согласно законодательству Украины долги должны возвращать только лица, у которых есть такие договорные обязательства. Если коллектор совершает определенные противоправные действия, которые должны заставить вернуть задолженность, он нарушает законодательство и вводит человека в заблуждение. Ведь только органы государственной исполнительной службы и частные исполнители имеют законодательные основания принудительно взыскивать задолженность. Коллекторские компании имеют право только информировать должника или поручителя по кредиту о наличии долга и могут получать средства от потребителя исключительно при добровольном согласии последнего. Никакими полномочиями по принудительному взысканию средств они законодателем не наделены.