Реформа IT-образования. Что делать с дефицитом программистов в Украине?
В 2021 году прозвучала идея необходимости реформирования IT образования. Оно и не удивительно: IT-индустрия требует ежегодно от 50 тыс. специалистов, а высшие учебные заведения выпускают около 20 тыс. бакалавров IT-специальностей.
Все это послужило толчком к публичному обсуждению реформы, ключевыми стейкхолдерами которого стали Минцифра, МОН, профильные ассоциации, региональные IT-кластеры, высшие учебные заведения и IT-школы.
Все лето продолжались жаркие дискуссии, которые наконец-то вылились в презентацию видения реформы IT-образования, которая состоялась 10 сентября. Я неспроста на этом акцентирую внимание — без этого старта не было бы возможно системное обсуждение актуальных вызовов IT-образования. Для того чтобы украинская IT-индустрия использовала весь свой потенциал, нам нужно уже вчера повышать качество обучения и уровень подготовки выпускников вузов и неформальных учебных заведений.
Сегодня существует большое количество образовательных инициатив на всех уровнях, кроме национального
Вы только представьте: спрос на наши продукты и сервисы растет, мы имеем отличный потенциал для развития, хорошую репутацию и многочисленные успешные кейсы на мировой арене, но нет кадров, которые удовлетворяли бы этот растущий спрос. Несколько десятков сервисных и продуктовых IT-компаний, являющихся участницами ассоциации «IT Ukraine», уже более 15 лет реализуют качественные образовательные IT-программы. Высшие учебные заведения, в частности, университеты, не справляются с высокой динамикой развития IT-отрасли — динамикой изменений. Именно поэтому с течением времени начали появляться все больше обучающих корпоративных программ — бизнес начал решать проблему самостоятельно. Но вместе с тем IT-компании понимают, что и их ресурсов недостаточно. Что я могу сказать? Это не должно быть исключительно задачей бизнеса.
В разработке и обсуждении внедрения реформы IT-образования рабочая группа выделила 10 приоритетных пунктов. Для их имплементации мы нуждаемся в ресурсах и конкретных и понятных механизмах реализации. Сегодня существует большое количество образовательных инициатив на всех уровнях, кроме национального. Однако реформа IT образования должна быть стратегической, предлагать качественно новые и актуальные решения на уровне страны.
В рамках обсуждения реформы IT-образования важно сосредоточить внимание ключевых стейкхолдеров на следующих общих аспектах:
- контентное и качественное наполнение учебных программ в университетах, специализированных учебных заведениях и неформальных школах;
- решение вопроса кадрового потенциала университетов, ведь до сих пор актуальным остается проблема перехода квалифицированных преподавателей из преподавания в бизнес;
- внедрение эффективных механизмов налогообложения заведений неформального образования, являющихся важным источником привлечения кадров в индустрию;
- внедрение гибких методов управления в университетах в процессе принятия решений.
Кроме того, со своей стороны хочу добавить еще ряд важных и комплексных вопросов, которые должна затронуть/учесть реформа:
- Трехлетний бакалавриат на IT-специальностях. Да, это спорный момент, но он имеет право на существование. Мы можем изучать опыт того же Казахстана, где эта практика уже внедрена, и брать из него лучшее для реализации в Украине;
- Акцент на профессионально-техническом образовании, которое дают колледжи и ПТУ. Конкретно они удачно могут закрывать ряд технических профессий в отрасли.
- Мы до сих пор не можем ничего сделать с профессиональными преподавателями, которые покидают преподавательскую деятельность и переходят в бизнес. Причиной их решения является банальная разница в уровне оплаты труда в IT-компании и университете. И пока это явление будет, мы с вами ничего не сделаем — механизмы привлечения и удержания лучших преподавателей при вузах не прописаны.
- Продвижение IT-индустрии на государственном уровне как ключевой экономической отрасли и индустрии Украины. Пожалуй, вы не будете спорить с мнением, что сегодня популяризация IT лежит на плечах самого IT? IT еще не стало национальной идеей, хотя могло бы заслужено ею быть.
- Школьное образование. Ситуация с COVID-19 активировала онлайн-формат, к которому школьное образование просто не было готово. Цифровые навыки многих учеников и их родителей находятся в зачаточном состоянии, и мы должны с этим работать. Школьное IT-образование касается таких дисциплин как математика, STEM-науки, информатика. Четкой стратегии по работе в этом направлении реформа IT-образования пока не предлагает.
- Усиление научно-технической составляющей меж институтами и индустрией. Этот вопрос раньше уже обсуждался, однако до сих пор не стал приоритетом. Мы знаем много примеров, когда стартапы выходили на мировой уровень благодаря научно-техническому сотрудничеству бизнеса с учебными заведениями. Правильная стратегия развития R&D центров будет только способствовать этому процессу.
Эти и ряд других тем мы обсудим 16 декабря в рамках национальной образовательной IT-конференции Synergy: IT Business&IT Education. Я уверен, что качественно реализуемая реформа IT-образования откроет перед нами дверь к новым возможностям, ведь мы должны смотреть на все отрасли hi-tech направления, IT является лишь одной из них.