Предприимчивые и успешные. Рейтинг 100 самых заметных малых предпринимателей Украины — от крафтовых конфет до IT-проектов
НВ совместно с Rozetka и Visa представляет сотню наиболее заметных и интересных малых бизнесов страны.
И стории людей и их идей — вот чем является спецпроект 100 самых заметных малых предпринимателей Украины, которому положили начало НВ, Visa и Rozetka. Всем его участникам — малым предпринимателям, вошедшим в финальный список, удалось свои идеи реализовать. Для этого они нашли рыночную нишу, наработали бизнес-модель, заручились поддержкой партнеров, а иногда и получили дополнительное образование.
Идея и сущность бренда участника, уникальность и преимущества продукта или услуги, потенциал для масштабирования, узнаваемость, именно эти факторы стали критериями отбора в сотню.
Заметными этих предпринимателей делает их инициативность. Некоторые вернулись с войны на Донбассе, чтобы в мирной жизни продемонстрировать свое желание менять страну. Некоторые решили развивать социальный бизнес, привлекая в качестве работников инвалидов. Некоторые посвятили свое дело украинским детям, чтобы те могли полноценно развиваться на родине.
Истории бизнесов, вошедшие в финальную сотню спецпроекта НВ, Visa и Rozetka, могут научить других предпринимателей многим вещам.
Сотню финалистов проекта отобрал экспертный совет. Среди них он выделил топ-5 наиболее интересных бизнесов — о них НВ рассказывает более подробно. Остальные 95 поданы короче и в произвольном порядке.
Список экспертов спецпроекта, которые помогали определить наиболее заметных предпринимателей:
Светлана Чирва, вице-президент, региональный менеджер Visa в Украине, Беларуси, Молдове; Владислав Чечеткин, соучредитель Rozetka; Виталий Сыч, главный редактор НВ; Андрей Здесенко, президент компании Биосфера; Разван Мунтяну, член правления ПриватБанка по развитию бизнеса; Ольга Руднева, основатель Фонда Елены Пинчук, предприниматель; Валерия Ионан, заместитель министра цифровой трансформации по евроинтеграции; Андрей Федорив, инвестор, предприниматель, основатель креативно-инвестиционной компании Fedoriv Group; Ярослава Гресь, партнер коммуникационного агентства Gres Todorchuk.
Особая выпечка
Good Bread from Good People
Отрасль: Социальный бизнес
Местонахождение: Киев
В столичной пекарне Владислава Мелащенко, бывшего лечебного педагога, могут найти работу люди с ментальной инвалидностью. У некоторых здешних работников умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна.
«В Украине для таких людей закрыто большинство возможностей для самореализации и работы. Считается, что если у человека умственная отсталость или аутизм, то работать он не сможет. Но это неправда, — говорится на сайте пекарни. — Наши работники пекут кексы, печенье и киши под наблюдением профессионального пекаря».
Мелащенко, основатель Good Bread from Good People, считает своей миссией предоставление работы соотечественникам с ментальной инвалидностью, чтобы те не шли в психоневрологические интернаты, в которых часто нарушаются их права. «Я ее [пекарню] открыл, чтобы люди шли работать и имели какую-то жизнь, — добавляет предприниматель. — Это очень важно.
Сейчас в пекарне работает 23 человека. А ее история началась более четырех лет назад с инвестиции в 150 тыс. грн. «Это очень мало, хотя мне тогда казалось, что это неплохие деньги, — рассказывает Мелащенко. — Но сейчас, имея такую сумму, я ничего не открыл бы. При том, что цены не так уж изменились».
Пекарня стартовала с изготовления кексов, а сейчас там делают тарты, печенье, торты — всего более 40 позиций. Одних только кексов — 12 видов: морковный, тыквенный, миндальный, банановый, рождественский, лимонный и т. д. Цены сопоставимы с прайсами крафтовых пекарен. Например, морковный кекс с орехами весом 700 г стоит 340 грн, лимонный — 300 грн, такой же без сахара — на 50 грн дороже, миндальный — 500 грн, французский яблочный тарт — 550 грн. В Good Bread from Good People используют качественную муку и натуральное масло, рассказывает Мелащенко.
Предприниматель признается: ключевой канал продаж — В2B, то есть реализация продукции другим компаниям. Один такой заказ может быть, например, на 2 тыс. кексов. «Мы работаем с украинскими офисами, представительствами и компаниями крупных корпораций — например, Bosch, Whirlpool, Colgate-Palmolive и другими международными бизнесами, которые понимают, что такое социальная составляющая», — объясняет основатель пекарни. У корпоративных клиентов есть возможность купить еще и подарочные сертификаты, которые впоследствии можно обменять на выпечку. Также можно «подвесить» кекс, совершив таким образом благотворительное дело.
Заказов хватает — пекарня работает каждый день. В целом дело Мелащенко растет на 30% ежегодно.
Последние полтора года Good Bread from Good People удается выходить в прибыль. Мелащенко уверен, что социальный проект не обязательно должен жить на гранты или донаты, а вполне может зарабатывать. Хотя далеко не всегда это бывает легко.
«Мы тратим много сил и денег на коммуникацию. Люди уже воспринимают нас более адекватно, чем раньше, говорит предприниматель. — Когда мы только открылись, мне говорили: а зачем ты это делаешь, они же плюют в кексы. Я много разговаривал, объяснял. Сейчас такого нет — все понимают, что ничего подобного не происходит. Но это работа на годы».
Останавливаться Мелащенко не собирается и готовится расширять пекарню. Также он планирует открыть кафе, в котором будут работать взрослые люди с особенностями.
Реальные деньги виртуального мира
Ffface.me
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
Сегодня людей больше волнует, как они выглядят в социальных сетях, чем в реальной жизни. Такое объяснение осенью дал Reuters Дмитрий Корнилов, соучредитель и СЕО украинской компании Ffface.me.
В заметке информагентства с комментарием Корнилова говорилось о представленной на Ukrainian Fashion Week коллекции полуцифровой одежды с 3D-анимацией, созданной fashion-брендом Finch и Ffface.me.
Чтобы получить свое изображение в цифровой одежде, например, в футболке от Finch и Ffface.me, нужно было сначала просканировать qr-код на ней, затем зафиксировать камерой графический принт. Далее срабатывает алгоритм: открывается соответствующий фильтр в Instagram и на выходе клиент получает видео себя самого, «одетого» в причудливую 3D-анимацию.
Виртуальная одежда — не единственный известный проект Ffface.me. Именно эта студия создала первую в Украине digital-инфлюэнсершу — Астру Стар, которая кроме продвижения fashion-сегмента онлайн-ритейлера Rozetka занимается социальной активностью: вместе с фондами Zagoriy Foundation, Агенты крови, Таблеточки, Украина без мусора она собирает деньги на благотворительность.
Фильтры для Instagram и других соцсетей, цифровая мода, виртуальные инфлюэнсеры — на таких эффектах Ffface.me зарабатывает вполне реальные деньги. При этом Корнилов постоянно отмечает: продукты его студии, объединяющей более 20 человек, — это целая коммуникационная кампания на базе фильтров с дополненной реальностью, помогающая бренду продвигать себя в виртуальной среде.
«Мы получаем деньги не только за создание фильтров, но и за то, что мы придумываем, какими они должны быть и помогаем эффективно запускать их», — уточняет Корнилов.
«Связанные с развлекательным контентом инновации часто воспринимаются не очень серьезно, — объяснил он. — Но наша работа прекрасно иллюстрирует, что создание студии, в первую очередь, является рациональным бизнес-решением».
Три года назад предприниматель уже занимался проектами в сфере дополненной реальности, и тогда ему попали данные об этом рынке — якобы через несколько лет тот должен увеличиться в 10 раз. «Я понял, что такой прогноз не может не иметь каких-либо уже сложившихся предпосылок, — вспоминает он. — Оказалось, что у техногигантов уже есть собственные платформы с дополненной реальностью и они серьезно инвестируют в них». В качестве примера Корнилов приводит Spark AR — платформу от Facebook для создания анимированных игр, эффектов и масок для Instagram.
Нынешний СЕО Ffface.me понял, что такие «игрушки» могут стать действенным инструментом для продвижения брендов. Вместе с соучредителем Егором Кумачевым он попытался создавать фильтры, чтобы выяснить, каким будет спрос и эффективность подобного инструмента для брендов. И убедился, что дело стоит того, чтобы заниматься им серьезно.
«Этот инструмент не только имиджевый, но и вполне измеряемый, — с его помощью можно получить прогнозируемые результаты: охват, пользовательский контент, конверсии — переходы по ссылке», — объясняет Корнилов.
Соцсети предоставляют полноценную аналитику использования фильтров. «Мы видим количество показов, сколько раз его открыли, сколько раз пользователь что-то снимал с этим фильтром и, в частности, сколько раз поделился у себя в сториз», — добавляет предприниматель. Также доступна разбивка данных по полу, географии и возрасту.
Ffface.me за 2,5 года реализовала более 500 проектов. Почти половину из них — за последний год.
«Средний чек» такого проекта — $2−3 тыс. Среди клиентов довольно громкие имена: Monobank, Люксоптика, Samsung, Сильпо, Danone, Pepsi.
Дальнейшие перспективы радуют основателей Ffface.me. Ведь популярность Instagram-фильтров вместе с желанием пользователей все охотнее делиться событиями и менять себя с помощью различных эффектов обладают немалым потенциалом.
Победить крылатую угрозу
Mosquito Control
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
Насекомые — это не только биология, но и угроза и экономические потери: ежегодно в мире подтверждают 600 млн случаев болезней, которые распространяют комары. Из них 700 тыс. заканчиваются летально.
Эти цифры — вызов для Анастасии Романовой и ее команды Mosquito Control, работающей над разработкой и продвижением устройства Mosqitter. Оно помогает бороться с комарами, которые не только вызывают ощутимый дискомфорт, но и иногда и переносят опасную инфекцию.
Устройство высотой 1,2 м, корпус которого изготовлен из нержавеющей стали, имитирует присутствие человека. Речь идет о тепле, дыхании посредством выделения СО2, запахе кожи и т. д. «Все это работает по определенному алгоритму, привлекая насекомых», — объясняет Романова. Mosqitter всасывает комаров внутрь и высушивает. Специальные фильтры следует периодически чистить.
Вариант изобретения, который сможет истреблять надоедливых насекомых в радиусе до 35 м, будет стоить $950. А чуть более мощный, с радиусом действия до 50 м, будет на $200 дороже.
Mosqitter подходит как для личного использования, так и для общественных мест — гостиниц, ресторанов и даже парков.
Mosquito Control Романова учредила два года назад. Общие инвестиции в проект уже составили $300 тыс. В частности, $100 тыс. американских частных средств он получил недавно, рассказывает основательница компании.
Также Mosquito Control привлекал грантовые средства от Украинского фонда стартапов и как победитель конкурса в рамках конференции IT Arena во Львове.
Изобретение было отмечено и на ежегодной международной выставке потребительской электроники Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе и, например, на конкурсе SelectUSA Investment Summit.
В следующем году Mosquito Control планирует привлечь инвестиций еще на $0,5 млн.
В дальнейших перспективах Романова не сомневается: мол, проблема насекомых-вредителей только усугубляется изменением климата и расширением ареала их обитания.
По ее словам, стартапу удалось продать и отправить около 300 Mosqitter потребителям в Украине, Индии и Италии. Кроме того, тестовые системы уже направлены в Канаду, Таиланд, Африку.
В будущем с помощью устройства можно будет обнаруживать опасные территории, потенциальные эпицентры заболеваний. «Мы интегрируем сейчас сенсоры, которые будут сразу идентифицировать опасные типы комаров», — объясняет Романова. Такая опция будет доступна при определенном уровне распространения Mosqitter.
Пока команда сконцентрировалась на комарах разных видов. «Но важно, что такие же принципы мы можем применить и к другим вредителям», — объясняет предпринимательница.
Поэтому аграрное направление — еще одна ниша, в которой планируется развиваться Mosquito Control. Система уже продемонстрировала высокую эффективность при тестировании против некоторых вредителей, паразитирующих на плодовых деревьях.
Продавцы украинского стиля
Gunia Project
Отрасль: Дизайнерский бизнес
Местонахождение: Киев
«Когда мы увидели [на фото], что он держит в руках нашу макитру [посуду, в которой готовят кутью], для нас это стало огромной честью», — вспоминает Мария Гаврилюк, соучредительница Gunia Project, февраль прошлого года. Тогда президент Владимир Зеленский вместе с супругой находились с официальным визитом в Ватикане. Для подарка Папе Римскому Франциску глава украинского государства выбрал макитру от Gunia Project.
Бренд исключительных вещей — так позиционируют свой проект дизайнерки Мария Гаврилюк и Наталья Каменская. Обе начали работать над ним в 2017 году.
Ассортимент Gunia Project объединяет более 14 различных категорий: керамика с ручной росписью, свечи, платки, изделия из гутного стекла, ковры, украшения, изделия из дерева, столовый текстиль, плетеные изделия.
Керамику команда Гаврилюк — Каменской изготавливает на собственном производстве, где работают 25 человек. Объемы за последний год удвоились — сейчас Gunia Project выпускает около 1 тыс. изделий в месяц.
Предпринимательницы планируют наращивать обороты и дальше, ведь, по их словам, спрос превышает нынешние возможности. Помимо керамики мощности фирмы обеспечивают производство свечей. Все остальное изготавливают мастера в разных регионах страны, рассказывает Гаврилюк.
В своих коллекциях дизайнеры используют результаты этнографических исследований и украинскую айдентику. Все выполняется с использованием технологий народных ремесел и традиционных техник. Это, например, стекло или лозоплетение. В самом названии бренда есть слово, которым называют традиционную гуцульскую шубу, — «гуня».
Квадратная тарелка с рельефом от Gunia Project стоит 2,5 тыс. грн, а вишнево-розовый кашемировый платок — 3,6 тыс. грн.
«Сначала мы не очерчивали это как бизнес. Это было увлечением историей и культурой», — объясняет Каменская, в прошлом соучредительница и дизайнер fashion-бренда Lake Studio. Развивая последний, она и познакомилась с Гаврилюк.
Совместную работу в новом проекте нынешние партнерши начали с коллекции платков, в которую дизайнеры вложили $2 тыс. собственных средств. На нее Каменскую вдохновил Музей Ивана Гончара, где она занималась волонтерской деятельностью.
«Мы начали публиковать наши работы в Instagram, и многие друзья спрашивали, интересовались. Нам писали, что хотят купить наши платки, — рассказывает Гаврилюк. — Потом мы решили добавить новые категории — керамику и стекло».
Хобби постепенно превратилось в новое дело. Пасхальная коллекция керамики от Gunia Project, которую выставил на свои полки Good Wine, выбивалась из общей эстетики магазина деликатесов, вспоминает Каменская. Однако ее раскупили за считанные дни, хотя партнерши рассчитывали продавать партию несколько недель.
«Именно в тот момент мы поняли: если планируем расти, то пора задуматься, как нам успевать производить необходимые объемы. И задумались о собственном производстве», — говорит Гаврилюк.
Сегодня, кроме Good Wine, изделия Gunia Project в Киеве можно найти в ЦУМе, бутике Apartment 13 на Большой Васильковской. А теперь у Gunia Project есть еще и собственный шоурум в центре столицы, который предпринимательницы открыли осенью.
Gunia Project также отправляет изделия в семь стран. В планах на будущее — утроить количество зарубежных партнеров и коллаборации с международными брендами.
Не Apple, но томат
Украинские вяленые помидоры
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Херсон
Обычный помидор может быть не только полезным, но и модным. Это доказал херсонский предприниматель Андрей Бигленко, основатель бренда Украинские вяленые помидоры.
Идею делать на увядающих плодах бизнес предпринимателю привез из-за границы товарищ, который попробовал томаты в таком рецепте и высоко оценил их вкус. «Впоследствии он приехал с этой идеей ко мне, — вспоминает Бигленко 2015 год, когда начал собственное дело. — Я посмотрел, что в Украине никто такого не делает. Мы должны были стать первыми — новая незанятая ниша мне показалась интересной». Тот факт, что вяленые помидоры еще не были популярны в стране, предпринимателя не остановил.
Сейчас на его страницу ukrtomat в Instagram подписаны уже около 16 тыс. фолловеров. Там Бигленко не только продает свою продукцию, но и делится разными историями об этом бизнесе, предоставляет информацию о новых вкусах и рецептах блюд с вялеными томатами.
Для него самого «помидорное дело» стало первым бизнес-опытом. «Сначала мы думали, что это будет не очень сложно. Но оказалось, что купленных небольших сушилок совсем не хватает, чтобы предоставить более или менее коммерческий объем [томатов], — рассказывает Бигленко. — Это вообще не о чем». Нужно было приобрести профессиональное оборудование.
В конце первого сезона, когда перед начинающим бизнесменом встала проблема рыночного дефицита помидоров для переработки, он понял: закупочную часть дела тоже нужно настраивать стратегически. А для покупки нескольких десятков тонн помидоров нужны финансовые ресурсы. «Ведь [томаты] доступны лишь примерно в течение трех месяцев по той цене, которая позволяет сделать вяленые помидоры», — говорит предприниматель.
В начале на двоих с партнером он инвестировал в дело примерно $10 тыс. В первые годы оба представляли свою продукцию на столичных ярмарках, фестивалях, предлагали ее на дегустациях. «Думаю, многие там познакомились с продуктом, — объясняет Бигленко. — Мы сделали многое, чтобы популяризировать его в стране».
Но буквально через год появились конкуренты, которых сегодня насчитывается с десяток. Еще и в интернете существует немало рецептов для приготовления вяленых помидоров собственноручно, в домашних условиях.
Сегодня фирма Украинские вяленые помидоры продает в год более 25 тыс. баночек этого продукта разных вкусов — в зависимости от специй и растительного масла. Товар можно найти в небольших магазинах — например, в магазине фермерских продуктов Наше все или в некоторых локациях сети Эколавка. Также Бигленко работает с HoReCa и периодически поставляет вяленые томаты для ресторана Канапа Дмитрия Борисова.
В сетях супермаркетов продукции бренда пока нет. Бигленко признается: объемов и мощностей не хватает, чтобы покрыть такой канал продаж. С фермерами бывает сложно договориться о стабильных поставках плодов должного качества. «Они хотят, чтобы я приехал, загрузил фуру и уехал. А мне нужно постепенно вялить, то есть часто приезжать, небольшими партиями забирать и понемногу сушить», — объясняет Бигленко. Ибо ради того, чтобы изготовить одну баночку продукции весом 275 г, необходимо от 1 до 2 кг томатов — в зависимости от сорта.
Предприниматель настроен наращивать объемы и заходить в большие национальные ритейлерские сети. Речь и о Сильпо, где продукт вписался бы в концепцию проекта Лавка традиций, и о маркетах деликатесов вроде Good Wine.
March&Co
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев
Стартап по производству домашней выпечки March&Co родился в 2013 году. Именно тогда 18-летняя София Теребова попыталась реализовывать свои рецепты, чтобы уже совсем скоро начать продавать продукцию. В 2018 году Теребова вместе с партнером открыла собственный кондитерский цех и со временем сфокусировалась не только на готовой выпечке, но и на полуфабрикатах и тесте для печенья. Если к 2020 году March&Co имел 16 партнеров-кафе в Киеве, то сейчас их 29. Налажена система доставки выпечки к конечному потребителю. В планах — расширение продуктовой линейки и попадание на полки украинских супермаркетов. «Оказалось, что наращивать продажу, работать с командой — сложнее, чем просто мечтать об этом», — говорит Теребова.
Spell Chocolate
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев
Алексис Анцюнас уже более пяти лет занимается производством крафтового шоколада, и сейчас это достаточно развитый бизнес: его годовой оборот, по данным системы YouControl, превышает 30 млн грн. Продуктовая линейка включает в себя подарочные наборы, ассортимент для детей, авторские рецепты изделий, европейскую рецептуру. В основе продукции — бельгийский шоколад производства Cacao Barry и Callebaut. «Все начиналось с качественного шоколада, с умения совмещать и дарить эмоции», — рассказывает Анцюнас.
Дом варенья
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев
Киевлянка Елена Гашинская пять лет назад решила делать бизнес вместе со своей мамой. Для этого у них была небольшая домашняя кухня и желание экспериментировать с производством варенья и соусов. Сначала предпринимательницы поставляли свою продукцию для ярмарок, а затем сформировали пул заказчиков для прямых продаж. Сейчас в Доме варенья есть полноценное производство бакалеи на 190 кв. м, что обеспечивает возможность доставлять клиентам от 700 до 1,5 тыс. посылок с пищевыми товарами ежемесячно. За пять лет компания произвела около 85 тыс. банок варенья и соусов. «Сами в шоке», — комментирует эту цифру Гашинская.
Zhygun Herbs
Отрасль: Чайное производство
Местонахождение: Киев
Вадим Жигун более пяти лет изучает влияние трав на организм, что помогло ему разработать собственную рецептуру авторского чая — утреннего, для расслабления, для иммунитета. В основе производства — более 100 разновидностей трав: лаванда, укроп, мелисса, шалфей и многие другие. С 2020 года Жигун занимается производством профессионально, создавая крафтовый продукт и популяризируя культуру чаепития. На страницу Zhygun Herbs в сети Instagram подписалось более 2,3 тыс. человек, являющихся клиентами чайных наборов от этой компании.
Bez.сахара
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев
Производство конфет без сахара, лактозы и глютена — бизнес-фокус предпринимателя Станислава Бордияна из Черновцов. Он начал свой бизнес в 2017 году, а сейчас его клиентская база достигает около 40 тыс. человек. Кокосовые конфеты, конфеты со вкусом дыни и капучино, шоколад с курагой и фундуком — вот чем Бордиян покоряет своих клиентов. Набор из четырех конфет к кофе весом 120 г обойдется в 140 грн. «Для любителей насыщенного вкуса», — характеризует свою продукцию страница Bez.сахара в сети Instagram.
Farø Fine Foods
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев
Основательница фуд-стартапа Farø Fine Foods Светлана Зимняя верит в будущее фрикадель как здорового и калорийного питания, а также альтернативы пельменям и вареникам. «Считаю, что наши фрикадели намного более удобный и полезный формат, чем традиционные украинские полуфабрикаты», — говорит бизнесвумен. Начав собственное дело в 2016-м, Зимняя постепенно расширила продуктовую линейку, добавив к производству фрикадель датскую сельдь и лакрицу. В ее планах — прорыв в крупные торговые сети страны вроде Сильпо и Novus.
Smakuli
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Львовская область
Smakuli — это история о печенье ручной работы из натуральных ингредиентов. Предпринимательница Руслана Рымарская основала свою фирму Будьмо здорові еще в 2009 году, а со временем на ее базе возник бренд печенья. В марте 2017 года товары Smakuli впервые попали на полки магазинов, а сегодня продукт представлен как в небольших экозаведениях торговли, так и в сетях Ашан, Мегамаркет, Novus и Сильпо. Вся продукция производится в соответствии с международным стандартом качества и безопасности пищевых продуктов ISO 22000, а также Halal. «Создавая рецептуры, мы делали фокус на том, чтобы в печенье были дополнительные полезности, поэтому в продуктовой линейке есть печенье с сушеными фруктами, орехами, натуральным шоколадом и даже морковью», — рассказывает Рымарская.
Honey
Отрасль: Ресторанный бизнес
Местонахождение: Киев
Honey — это сеть Анны и Станислава Завертайло, состоящая из трех кондитерских кафе, где можно приобрести авторские десерты: эклеры, макароны, конфеты, трюфели, мармелад, мороженое. Также в меню закуски, салаты и супы, блюда из рыбы и мяса. Во время пандемических ограничений бизнес работал на вынос. Как отмечает Анна Завертайло, гости стали более требовательными и теперь меньше склонны прощать ошибки. «В некоторых ситуациях даже приходилось самостоятельно довозить продукцию, чтобы не потерять клиента», — рассказывает предпринимательница.
My Food
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев
Ветеран Александр Дейнега создал собственный бренд натуральных фрипсов и пастилы, изготовленных путем дегидратации фруктов, овощей, ягод. Благодаря рецептуре и технологии у фрипсов есть свойственный чипсам хруст, что делает их популярными среди детей и молодежи. Бренд My Food позиционирует себя как экопродукция без консервантов и добавления сахара. Кроме фрипсов и пастилы Дейнега выпускает наборы для приготовления глинтвейна и компота, а также продает наборы орехов.
HAM.lo
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Киев
Фирма Каро Фуд, продвигающая бренд вяленых мясных продуктов HAM.lo, начала свою историю в 2016 году. Она производит и продает колбасы, ветчину, джерки, мясную нарезку, изготовленную с использованием специй и украинской рецептуры. Говяжьи щечки от HAM.lo массой 300 г обойдутся в 186 грн, 50 г говяжьих чипсов — в 75 грн, а вот полноценный мясной набор стоит 1,3 тыс. грн. По данным системы YouControl, за год компания зарабатывает более 7 млн грн. Продукция бренда представлена в сетях Сильпо, Ашан, Good Wine, а также в ресторане киевской гостиницы Fairmont.
Tom
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Львов
Львовская фирма Tom, изучив украинский рынок пищевых продуктов, пришла к выводу, что арахисовая паста на нем представлена только импортом. Поэтому компания решила закрыть этот пробел ореховыми пастами собственного производства. Эта история началась в 2019-м и уверенно пережила коронакризис. Сейчас компания, по данным YouControl, продает товары примерно на 15 млн грн в год. В арсенале Tom есть как классические вкусы ореховой пасты с морской солью и сахаром, так и фитнес-версии с медом, а также шоколадом или кусочками фиников.
LOL&POP
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Киев
В 2012 году Елена Токарь увидела на YouTube видео о карамельных конфетах ручной работы и поняла, что хочет делать на этом бизнес. Уже в следующем году она вместе с мужем запустила свое дело. «Очень быстро нам удалось завоевать любовь и привязанность сладкоежек и представителей корпоративного бизнеса», — рассказывает Токарь. Не имея собственного розничного магазина, предприниматели рекламировали свой бизнес через сарафанное радио и страницу в Facebook. В 2014-м они переехали в просторное помещение, где смогли выделить небольшую площадь под мини-магазин. В ассортименте LOL&POP — леденцы, маршмеллоу, ириски, желейки, представленные на полках сетей Good Wine, Wine Time, Антошка, Эко Лавка и Эко Ферма.
Боїм.Гастромандри
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Львов
Гастромандри — это семейный бизнес, которому уже три года. Александр Чернологов взял на себя стратегическое развитие, а жене Марине делегировал операционные вопросы. «Хотели создать украинский продукт на пересечении странствий и гастрономии, — рассказывает предприниматель. — Начали готовить классические соусы разных стран мира, чтобы можно было путешествовать по миру прямо из своей кухни». В ассортименте Боїм.Гастромандри — конфитюры, кимчи, ежевичный соус к паштетам, соленая карамель. Подарочные наборы бренда стоят 390−590 грн, а каналом продаж является сеть Facebook.
Сыроварня Козачка
Отрасль: Пищевое производство
Местонахождение: Полтава
Основательница этого бизнеса Татьяна Дядечко в 2011-м посетила ремесленную сыроварню в Израиле, увлекшись таким форматом предпринимательства. Через два года, после этапа домашних экспериментов, начались продажи сыров. В 2015-м произошел первый наем рабочих и первые маркетинговые кампании. А за 2019 год и оборот сыроварни составил 3,5 млн грн. Четыре года Козачка сотрудничает с сетью Сильпо на условиях эксклюзивного договора, а в Полтаве есть собственный магазин Сыр. Хлеб. Крафт. Помимо традиционных сыров фирма предлагает безлактозные продукты — йогурты, кефир, молоко.
One Love Coffee
Отрасль: Кофейный бизнес
Местонахождение: Киев
Сеть кофеен One Love Coffee внимательно подходит к подбору локаций, поэтому представлена в таких местах Киева, как Крещатик, Большая Васильковская, Новопечерские Липки. Первая из них открыла двери в 2014-м. У сети есть собственный интернет-магазин. Кофейня закупает зеленое зерно, обжаривает его, готовит или продает пакеты с кофе. Кроме классических рецептов One Love Coffee предлагает веган раф кофе, капуоранж, клевер дрипер, пуровер. «За это время получили не одну награду и десяток номинаций, включая ресторанные премии Соль», — рассказывает Владимир Задирака, основатель сети.
Веганутые
Отрасль: Ресторанный бизнес
Местонахождение: Киев
«Мы создали наш проект Веганутые два с половиной года назад, и это был проект-хобби, — рассказывает основательница Жанна Куркина. — Мы не были ни шеф-поварами, ни предпринимателями, а просто любили готовить вкусные веганские кушанья для семьи и друзей». В феврале 2020-го Веганутые открыли небольшое кафе возле Бессарабского рынка в Киеве, с тех пор вокруг него сформировался постоянно увеличивающийся круг постоянных клиентов. Здесь можно отведать веганский хот-дог, суп с пастой, бургер с веганской котлетой. Кроме того, заведение распространяет культуру потребления напитка комбуча, более известного под народным названием «чайный квас», сотрудничая с украинскими производителями.
Yes Straws
Отрасль: Крафтовое производство
Местонахождение: Киев
Бренд Yes Straws, по замыслу основателя Арсентия Фареника, нацелен на уменьшение использования одноразовых пластиковых предметов для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Его основной продукт — камышовые трубочки для напитков, которые могут полноценно заменить импортные пластиковые аналоги. Набор из 250 трубочек для употребления мартини обойдется в 497 грн, набор из 50 камышовых трубочек для коктейлей стоит 100 грн. Фирма делает ставку на оптовые партии, начинающиеся от 1 тыс. штук. В 2021 году Yes Straws приняла участие в международной выставке Expo-2020, проходящей в ОАЭ.
Мед-шмед
Отрасль: Медовое производство
Местонахождение: Киев
Сейчас Мед-шмед — это небольшое полуавтоматическое производство в Киеве. А родился бренд в 2014 году как общее дело трех друзей, начинавших бизнес на обычной кухне. Сначала продуктовая линейка состояла из пяти вкусов, а сейчас выросла до 15 медовых миксов и десертов. «Мы были первыми в Украине, кто стал смешивать мед с мятой, чабрецом, перцем чили, апельсиновой цедрой и другими травами, специями и ягодами», — рассказывает основательница фирмы Екатерина Свиридова. Технология производства в Мед-шмед базируется на механическом смешивании без нагрева. Подарочные наборы стоят 140−380 грн, у фирмы есть свой интернет-магазин. Стартап не только производит и продает свое, но приглашает к совместной работе другие фуд-проекты.
Kitchen&Garden
Отрасль: Выращивание трав
Местонахождение: Киев
Kitchen&Garden — магазин растений и небольшое кафе в яблоневом саду на территории столичного ВДНХ. Стартап выращивает и продает пряные травы в горшках, а также различные декоративные растения — базилик, тимьян, розмарин, орегано, мелиссу, мяту, лаванду, лавр. Продукцию стартапа можно использовать в пищевых целях. «Растут травы с помощью воды, солнца, матушки-природы и нашей большой любви к этому делу, без каких-либо добавок», — рассказывает основательница проекта Екатерина Безжон.
Вихола
Отрасль: Издательский бизнес
Местонахождение: Киев
Шесть бывших работников издательства Наш формат, уволившись из него в мае 2020 года, основали собственный проект — Вихола. Он также фокусируется на нон-фикшн-литературе на украинском языке. У Вихолы подписаны соглашения с девятью авторами о выпуске их книг, ведутся переговоры с другими писателями. В ближайших планах — выпуск книги психолога Наталии Подлесной О женщинах за 50 и писательницы Марианны Бойко, которая пишет о своем опыте отказа от использования полиэтилена в быту. «Мы планируем, что наши книги будут абсолютно разносторонними, удобными для прочтения, а главное — они будут нести украинский опыт, поэтому будут максимально практичными», — рассказывает Илона Замоцна, топ-менеджерка Вихолы.
FeelIndigo
Отрасль: Развлекательный бизнес
Местонахождение: Киев
Настольные игры приобрели большую популярность во время строгих этапов карантина, а стартап по производству таких товаров FeelIndigo это монетизировал. Начав бизнес еще в 2015 году, фирма с тех пор издала 28 вариантов настольных игр для семейной аудитории. У издательства есть полный цикл: поиск сюжетов, локализация или создание собственного игрового контента, производство, продажа. При этом FeelIndigo работает с украинскими иллюстраторами и переводчиками. В 2017-м фирма ввела новые технологии изготовления продукции, а в 2020-м полностью локализовала производство в Украине.
SmartReader
Отрасль: Образовательный бизнес
Местонахождение: Ровно
SmartReader — молодой стартап, появившийся на бизнес-карте Украины в 2021-м. Его ключевой продукт — геймифицированная онлайн-платформа для обучения детей в возрасте 6−12 лет навыкам быстрого чтения. Процесс построен на авторской методике, рассказывает Юлия Семенюк, основательница стартапа. Для масштабирования бизнеса SmartReader использует модель франчайзинга, а 99% франшиз покупают женщины. Представительства фирмы присутствуют в 18 украинских городах, а в Киеве их сразу четыре. Кроме того, один филиал появился в Молдове.
Zakapelok
Отрасль: Ритейл
Местонахождение: Киев
Идея стартапа Zakapelok — сочетание приятного с полезным. Формат книжных магазинов-кафе давно приобрел популярность в США и Западной Европе, а Zakapelok открыл похожее заведение в «деловом сердце Подола», по выражению основательницы Натальи Паромской. Там, на столичной улице Верхний Вал, можно найти книги от самых крупных и небольших издателей Украины, а также независимые авторские экземпляры. Широкий ассортимент кофейных напитков и кондитерских изделий — часть бизнес-модели Zakapelok. Чтобы присоединиться к социальной миссии, книжный магазин продает книги со шрифтом Брайля.
UA Comix
Отрасль: Издательский бизнес
Местонахождение: Львов
Богдан Кордоба увлекся идеей издавать комиксы еще в 2012-м, а уже через пять лет запустил собственный проект. Его стартап UA Comix издает и продает комиксы, которые Кордоба называет «мальописи». Издательство работает с разными жанрами — экшн, мистика, ужасы, реализм. «Нам нравится создавать двери, через которые можно заглянуть в измерения другого бытия и найти историю, которая будет по вкусу именно вам», — так рассказывает о своем бизнесе основатель UA Comix. Поскольку его дело зависит от цен на бумагу и печать, Кордобе приходится регулярно пересматривать цены. Так, свежий комикс Мидлвест на 160 страниц продается за 350 грн.
Абрикос
Галузь: Видавничий бізнес
Місцезнаходження: Дніпро
Дніпровське видавництво Абрикос, засноване 2017‑го, спеціалізується на розвитковій літературі для дітей, працюючи з форматом віммельбухів. «Віммельбухи — це книжки, читаючи які, дитина може побудувати власний всесвіт», — пояснює Геннадій Дрягуєв, співзасновник Абрикос. На кожному розвороті віммельбуха дитина бачить зображення та сюжети, які допомагають їй краще зрозуміти певну тему — наприклад, подорож на поїзді чи традиції святкування Різдва. Абрикос має власний інтернет-магазин, книжки в якому коштують від 200 до 300 грн.
Apex Education
Отрасль: Образовательный бизнес
Местонахождение: Киев
Поскольку многие современные профессии нельзя представить без хорошего владения английским языком, проект Apex Education решил дать молодым украинцам возможность выучить этот язык в совершенстве. Apex Education, которому уже почти три года, привозит в Украину сертифицированных преподавателей из Великобритании и США, которые погружают учащихся в англоязычную среду. «Цель — выйти на национальный уровень уже в этом учебном году», — рассказывает Иван Меркулов, основатель проекта. В настоящее время английский язык вместе с Apex Education изучают более 1,7 тыс. детей.
Tatton.me
Отрасль: Развлекательный бизнес
Местонахождение: Киев
Мода на татуировку существует в Украине как минимум пять лет, поэтому стартап Tatton.me решил предложить этот вид искусства детям. Для временных рисунков используются специальные экологические чернила. Сделав татуировку, ребенок должен скачать мобильное приложение Tatton.me — и в смартфоне его тату оживет. Сейчас стартап предлагает картинки с более чем 50 персонажами — это лесные обитатели, африканские животные, динозавры. Основатели стартапа представили свою технологию на международной выставке Maison&Objet в Париже, получив немало одобрительных отзывов.
Orner
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Киев
Компания Orner основана в 2013 году в Киеве и производит посуду, календари, блокноты, горшки, вазы с современными принтами. «Наша продукция — это подарки для близких людей и для себя», — подчеркивает Кирилл Городнер, основатель бизнеса. У Orner есть свой магазин на столичной улице Гончара, а также представительства в других городах. Производство локализовано в Украине, а команда проекта насчитывает 18 человек. Работает интернет-магазин и возможность доставки продукции не только по стране, но и за ее пределами.
Wood Mood
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Гостомель
Анастасия Бурзи вместе с мужем Андреем основала стартап Wood Mood, фокусирующийся на производстве декора из дерева с использованием запатентованных технологий. Флагманский продукт бренда — экологические свечи. «Для производства берем только самое лучшее: натуральный пчелиный воск с фитонцидными свойствами у местных пчеловодов и проверенное натуральное эфирное масло из США для волшебной атмосферы», — рассказывает Бурзи. Она верит в то, что украинская культура — это культура подарков, поэтому спрос на такие вещи существует не только среди потребителей, но и среди корпораций, которые хотят вести коммуникацию с партнерами на качественном уровне.
Quiet Form
Отрасль: Производство посуды
Местонахождение: Киев
Татьяна Иваницкая и ее муж, пройдя вечерний курс обучения производству керамики, в 2016-м получили минигрант от British Council Ukraine на запуск собственного дела. Так родился бренд керамической посуды Quiet Form. «Мы исключительно на контенте увеличили сообщество в соцсетях без вложений в рекламу, работали с рестораторами и архитекторами, а в 2017 году решили сделать создание посуды основным видом деятельности», — рассказывает Иваницкая. Сейчас в Quiet Form работают пять человек, а главной задачей стало расширение ассортимента, ведь спрос на посуду в авторской стилистике не угасает.
Woodstuff
Отрасль: Производство посуды
Местонахождение: Киев
Если в 2011-м стартап, позже получивший название Woodstuff, располагал только мастерской на 11 кв. м, то уже через пять лет производство выросло до 450 кв. м. Фокус бренда — деревянная посуда, а также сувениры и подарки. «Мы искали нишу, в которой можно было продавать товар под собственным брендом, потому что мечтали наладить серийное производство», — рассказывает основательница Алла Сенчило. Продукция бренда продается в магазине Всі.Свої на столичном Крещатике, в магазинах Good Wine и Vinzer Home, а также на платформе электронной коммерции Rozetka. Также есть экспорт в Европу и США.
Dodo Toys
Отрасль: Развлекательный бизнес
Местонахождение: Харьков
Фирме Dodo Toys уже четыре года. За это время она не только наладила производство пазлов для детей, но и наладила экспорт в Польшу, США и другие страны. Продукция доступна для покупки как на сайте Dodo Toys, так и на платформе электронной коммерции Amazon. Еще и страница бренда в соцсети Instagram имеет более 27 тыс. подписчиков. В эстетике пазлов сделана ставка на животных и сказочных героев. «Сейчас мы сфокусировались на развитии онлайн-продаж», — говорит Елена Терпай, основательница бренда.
Papadesignstudio
Отрасль: Производство подарков
Местонахождение: Киев
«Пять лет назад возникла идея сделать рынок украинских подарков более креативным и смелым, — рассказывает Кристина Галай, основательница бренда Papadesignstudio. — За эти годы мы создали более 1000 наименований продукции». Продукция ее стартапа — открытки, чашки с принтами метких украинских высказываний, носки, бокалы. Все это подарочная экосистема, пользующаяся стабильным спросом, особенно в период праздников. Бокал с авторским дизайном обойдется примерно в 300 грн, банка чая по авторскому рецепту — в 139 грн.
J’amois
Отрасль: Крафтовое производство
Местонахождение: Киев
Бренд J’amois решил зарабатывать деньги на достаточно крупной ювелирной индустрии страны, ведь украинцы ежегодно тратят на соответствующие изделия около $1 млрд. Стартап производит бархатные коробочки для колец и других украшений, в то время как большинство отечественных магазинов предлагают более экономичные коробочки из картона. За пять лет работы J’amois привлекла клиентов в 48 странах благодаря собственной электронной коммерции и платформе Etsy. «Мы делаем предложение руки и сердца особым моментом благодаря wow-фактору», — объясняет Яна Анохина, основательница бренда.
Mini Plant
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Киев
Mini Plant — бренд керамических горшков с растениями и без них. В ассортименте более 120 уникальных горшков, а в год фирма продает около 3,5 тыс. таких изделий. География продаж включает 15 стран. «Длительное время мы фокусировались на крошечных горочках и уже добились успеха в этой нише, — рассказывает основательница Mini Plant Анастасия Степанчук. — Сейчас начинаем увеличивать размер горшка, создавая продукцию, актуальную для более широкой целевой аудитории». В сегменте растений Mini Plant делает ставку на суккуленты, которые обладают особенной эстетикой и не требуют регулярной поливки.
Haluzka Glass
Отрасль: Производство украшений
Местонахождение: Львов
Haluzka Glass — это мастерская авторских изделий из переработанного стекла, а также продавец художественных изделий отечественных брендов. Ключевой канал для продажи — страница в Instagram, которая имеет более 14 тыс. подписчиков. Действует также онлайн-магазин Щось цікаве. Бренд предлагает елочные украшения, перстни из стекла, броши-оригами, кулоны, серьги, вазы, посуду. Цены на продукцию в основном не достигают 1 тыс. грн. Haluzka Glass начала работу в 2011 году, с тех пор ее развивает Роксолана Худоба, специалист по технике работы с эстетическим стеклом.
Vogner
Отрасль: Производство товаров для дома
Местонахождение: Киев
Компания Vogner занимается производством переносных турбо-очагов, состоящих из одного горящего полена. И это не только эстетика. «При необходимости на таком костре вы приготовите вкусное блюдо», — объясняет Николай Паламарчук, основатель фирмы. Чтобы восстановить использованную в кострах древесину, компания занимается высадкой деревьев — в прошлом году Vogner дал жизнь около 10 тыс. растений. Продажа продукции происходит в сети Instagram, доставка — через сервис Нова пошта.
Big Story
Отрасль: Издательский бизнес
Местонахождение: Черноморск
Три года назад Надежда Коробчук вместе с мужем искала подарок для сына и узнала о персонализированных книгах. Из этого выросла идея для собственного бизнеса. Бренду Big Story примерно полтора года. Первая персонализированная книга была продана на уровне 1,5 тыс. единиц. Сейчас дела обстоят еще лучше. «Каждый день мы получаем положительные отзывы на наш продукт и понимаем, что можем сделать еще много оригинального и крутого для нашей аудитории», — говорит Коробчук. Книги Big Story посвящены праздникам Рождества и Хэллоуина, детским эмоциям, семейным отношениям. Клиентская база фирмы в сети Instagram — почти 32 тыс. человек.
Manuscript
Отрасль: Крафтовое производство
Местонахождение: Киев
«Наша команда без исключения творческие люди: маркетолог, фотограф и дизайнер», — рассказывает о своей фирме Владислав Белов, основатель Manuscript. Партнеры начали бизнес в 2015-м, еще студентами. Их ключевой продукт — скетчбуки, имеющие яркие обложки, выполненные на основе картин известных художников. Такой скетчбук идеально разворачивается на 180 градусов благодаря использованию коптского переплета. В 2020 году бренд победил в конкурсе от платформы UaMade в номинации «принт года».
Кайка
Отрасль: Производство товаров для дома
Местонахождение: Киев
Майя и Кирилл Проскурня, имеющие двух малышей, производят не просто постель для детей, а умеющую говорить. Следует навести на имеющийся на белье QR-код, смартфон, как можно послушать сказку на ночь. «Для родителей это понятно, для детей — настоящее чудо», — говорит Кирилл Проскурня. Вся продукция производится из натуральной ткани и является гипоаллергенной. «Говорящее» одеяло обойдется в 1,2 тыс. грн, а комплект спального белья — в 1,8 тыс. грн. Продажи осуществляются через Instagram.
Frisson
Отрасль: Развлекательный бизнес
Местонахождение: Киев
Фирма Frisson создает пазлы в авторском дизайне для взрослых в сотрудничестве с украинскими иллюстраторами. Каждый вариант выпускается лимитированным тиражом 500 единиц. Стартап со вниманием относится к экологии: в производстве используется только вторичное сырье. Цены варьируются от 500 до 2 тыс. грн., а заказать товар можно в интернет-магазине. Философия бренда — отвлечь современного человека от гаджетов, чтобы он сконцентрировался на пазле, ведь это способствует лучшему самоосознанию.
Enjoy the Wood
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Ирпень
Флагманский продукт стартапа Enjoy the Wood — деревянные карты, которые могут украсить стену в доме или квартире. Сейчас 70% продукции фирмы уходит на экспорт — в страны Европы, а также США. Заказать продукцию можно как на странице бренда в Instagram, которая имеет около 400 тыс. подписчиков, так и в столичном ТРЦ Lavina Mall. Цены на многослойные деревянные карты варьируются в пределах 2 тыс. грн, но таким картам нужен еще и профессиональный монтаж. А еще Enjoy the Wood поддерживает инициативы центра кинезитерапии Здоровий рух.
Zv’yazani
Отрасль: Производство товаров для дома
Местонахождение: Киев
Zv’azani — бренд ковров ручной работы, объединяющий историю украинского ткачества с современными тенденциями. Материал — 100% овечья шерсть: экологичная, мягкая и теплая. Бренд предлагает как готовые изделия из своих коллекций, так и возможность создать ковер по индивидуальным меркам. Новые дизайны разрабатывают местные иллюстраторы. Цены на ковровые дорожки начинаются от 300 евро, а вот ковры обойдутся в 1 тыс. евро или дороже. Основательницы бренда — Ольга Каретникова с партнершами — верят, что своей продукцией способны отвоевать место на рынке у массмаркета.
Y-Flos
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Киев
Команда Y-Flos запатентовала универсальную вазу в форме букета и развивает производство. Стартапу более трех лет, за это время удалось наладить оптовые экспортные поставки. Y-Flos сотрудничает со студиями флористики, ресторанами, гостиницами, клиниками. В настоящее время бренд планирует запустить производство линейки биокомпозитных ваз — предметов, объединяющих пластик с конопляным волокном. Стартап фокусируется на оптовых продажах, предлагая для них более низкую цену — от 125 грн за вазу. Своих клиентов Y-Flos убеждает в важности выбирать экологическую продукцию.
The Homest
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Киев
Бренд The Homest производит и продает соевые свечи ручной работы, причем не только в Украине, но и в Нидерландах. Все процессы — от окрашивания стаканчиков до заливки воска — выполняются вручную. Цены на такие свечи варьируются от 500 до 1,5 тыс. грн. Есть эксклюзивные коллекции в черном и белом стекле. В портфеле бренда есть и спички The Homest — по 35 грн за коробочку. Для организованных продаж действует интернет-магазин с возможностью оптовых заказов для корпоративных клиентов.
Yedina Ceramics
Отрасль: Производство товаров для дома
Местонахождение: Киев
Дина Евремова, основательница бренда Yedina Ceramics, занимается керамикой уже более шести лет. В основе ассортимента — настольные лампы ручной работы, каждая из которых сделана в ограниченном количестве. В портфеле бренда более 50 различных моделей. Кроме ламп есть и разнообразные фонари, зеркала, декоративные емкости. «В моих работах использую в основном флористические орнаменты, много резьбы, ручной лепки, формовки», — говорит Евремова. В продаже есть лампы и за 2 тыс. грн, и за 4,5 тыс. На страницу Yedina Ceramics в Instagram подписалось более 2 тыс. пользователей.
Natura Ceramica
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Ужгород
Natura Ceramica — небольшая семейная студия, создающая современную украинскую керамику. Ей уже почти 10 лет, а центральная локация бренда находится в историческом центре Ужгорода. Продажа производится через Instagram с возможностью доставки по всему миру. Лаконичность форм, натуралистичность — вот основа эстетики Natura. Учредители не планируют расширять объемы производства, чтобы их продукция сохранила статус авторской уникальности.
Zubko Studio
Отрасль: Производство декора
Местонахождение: Киев
Киевский стартап Zubko Studio начал работу в 2019 году, фокусируясь на разработке и продаже декора для квартиры или дома. «Работаем над тем, чтобы дома Украины были интересными, оригинальными, наполненными прямо здесь, прямо сегодня», — подчеркивает Вероника Зубко, декоратор и основатель бренда. Кроме производства декора, руководитель Zubko Studio предоставляет консультационные услуги другим молодым бизнесам, а также продвигает перспективные отечественные бренды на своей странице в Instagram.
De La Mark
Отрасль: Бытовая химия
Местонахождение: Киев
История De La Mark началась в 2007-м со строительного бизнеса. Но спустя год случился глобальный финансовый кризис, поэтому фирме пришлось перепрофилироваться на продажу японских бесфосфатных стиральных порошков. Впоследствии возникла идея собственного производства. «Тогда еще никто не предполагал, что через 12 лет компания будет занимать ведущую позицию на отечественном рынке бытовой химии», — говорит Алексей Вереникин, основатель компании. De La Mark производит и продает зубные пасты, жидкое мыло, гели для душа, стиральные средства. Вся линейка продукции производится согласно международным экостандартам и получила сертификат Живая планета, который признается 65 странами мира.
Lapush
Отрасль: Производство косметики
Местонахождение: Киев
«Наша история началась три с половиной года назад у меня дома, когда я решила сделать свое первое мыло, — рассказывает Дарья Билокур, основательница бренда Lapush и юрист в прошлом. — Идея пришла мне в голову по нескольким причинам, первая и самая главная — это здоровье моей кожи и волос». Сейчас это уже семейный бизнес, который Билокур развивает вместе с мужем. Lapush выпускает экологическую косметику — суперфуды для кожи, средства по уходу за волосами, солнцезащитные кремы, скрабы.
Piel Cosmetics
Отрасль: Производство косметики
Местонахождение: Киев
Piel Cosmetics — компания, производящая профессиональную косметику для домашнего обихода. В составе почти всех продуктов бренда есть гиалуроновая кислота и наносеребро. Учредитель компании Ярослав Процько открыл свой бизнес после сокращения на работе, а первая партия продукции появилась на рынке в 2009 году. Гель для снятия макияжа от Piel Cosmetics обойдется в 1075 грн, мицеллярная вода — в 841 грн, тоник для кожи — в 966 грн. У компании есть свой интернет-магазин, где можно не только приобрести товары, но и получить консультации профессионального косметолога.
Ptichkin Sad
Отрасль: Производство косметики
Местонахождение: Киев
Бренд Ptichkin Sad родился в Луцке 14 ноября 2015 года. В поисках решений для возвращения здорового вида своей кожи и волос его основательница Олеся Вальчук создавала средства для себя. Ее увлечение поддержал бойфренд, став бизнес-партнером. Чтобы открыть первое производственное помещение, пара отдала все свои сбережения. Сейчас у Ptichkin Sad есть современная лаборатория в Киеве, которая разрабатывает новые косметические формулы. «Мы используем сертифицированные ингредиенты растительного и биотехнологического происхождения, не тестируемые на животных», — рассказывает Вальчук. В ассортименте — средства по уходу за кожей и волосами, жидкие румяна, кремы.
Esper Bionics
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
Esper Bionics занимается разработкой роборуки и облачной платформы для усовершенствования контроля над ней. «Мы верим, что в наше время физические возможности человека могут быть расширены, а человеческое тело не должно быть лимитом», — отмечает Анна Белеванцева, представительница стартапа. Компания, команда которой составляет восемь человек, работает над бионическим протезом. Он будет подключен к платформе машинного обучения, чтобы получить функционал на уровне интуитивного контроля. За плечами Esper Bionics — два года кропотливой работы над продуктом. Первая установка протеза девушке-волонтёру уже состоялась. В 2019-м стартап победил в соревновании изобретателей Vernadsky Challenge.
PatentBot
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
PatentBot — это бот по регистрации торговых марок онлайн, который сокращает процесс подачи документов до 5−7 минут общения в чате. На украинском рынке PatentBot был запущен в июле 2017 года, после чего расширился на рынки США, ЕС, Китая, Казахстана, Беларуси, РФ, а также получил инвестиции от ряда украинских и иностранных инвесторов и достиг оценки в $1,5 млн. В 2017 году PatentBot стал ботом года по версии ProductHunt. Сервис предлагает все виды услуг, необходимых для регистрации торговой марки: юридическую консультацию, регистрацию, поиск среди имеющихся ТМ.
TehnoTable
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
Компания TehnoTable — дело супругов Александра Ренева и Александры Самохиной. Бренд производит «здоровые рабочие места», то есть столы с регулировкой высоты. Идея возникла спонтанно, когда в 2016 году к Реневу обратился знакомый с просьбой спроектировать для него такой стол. Тот и разработал его в домашних условиях, а уже в 2018 году компания запустила небольшое производство в Киеве. В июле 2021-го предприниматели масштабировали производство и переехали в Вишневое. «В мае этого года мы выпустили новую модель стола WPN — это совместная авторская разработка нашей компании с Alan Design Studio, — рассказывает Самохина. — WPN — наша гордость, которую мы запатентовали».
Concierge
Отрасль: Сервисная экономика
Местонахождение: Киев
Стилистка Ольга Бобовская и владелица креативного агентства agenSI Илона Строна объединили усилия, чтобы создать Concierge — стартап, предоставляющий услуги по уходу за одеждой. В первую очередь — это химчистка. «Я никогда не любила стирать и гладить свои вещи, потому что это занимает много времени, которое можно уделить любимому делу, — рассказывает Бобовская. — А клиенты постоянно приходили с запросом почистить и отремонтировать одежду, обувь и кожгалантерею». Сервис находится в Лабораторном переулке в Киеве и предлагает не только ремонт одежды, но и реставрацию старых вещей, чтобы те выглядели современно.
S. Lab
Отрасль: Альтернативные материалы
Местонахождение: Киев
Стартап S. Lab предприниматели Юлии Бялецкой занимается выращиванием технической конопли для создания экологичной альтернативы пластику и пенопласту. Бренд предлагает клиентам упаковочные и строительные материалы, декор, настенные часы и мебель. Сырьем для производства является также грибной мицелий. «Перезадумать материалы» — именно такой лозунг Бялецкая выбрала для своего бизнеса. Коммуникацию с клиентами S. Lab ведет через Instagram, где стартап имеет около 1,5 тыс. подписчиков.
Neverdark
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
Технологический стартап Neverdark предлагает своим клиентам автоматический камин с настоящим пламенем без дымохода, который управляется через мобильное приложение. Он может быть установлен в любой квартире и стать частью экосистемы Smart Home. Стартап получил разрешения на продажу каминов в страны Евросоюза и уже совершил первые поставки. Основатель Ярослав Лысак называет свой продукт однозначно: «чистый огонь».
FuelFinance
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Киев
«Наша миссия состоит в том, чтобы сделать финансы сексуальными и привлекательными для предпринимателей», — говорит Алена Мысько, основательница стартапа FuelFinance. Этот стартап работает с бизнесами и компаниями, чтобы помочь им управлять финансами. Кроме того, FuelFinance еще и учит понимать финансовый рынок. Команда стартапа состоит из 11 человек. За два с половиной года они выполнили более 100 проектов, клиентами стали такие бизнесы, как MacPaw, Eurotrips, Ksenia Schneider, Дымное мясо от Тараса и SuperLudi.
Sobaken Dovolen
Отрасль: Сервисная экономика
Местонахождение: Киев
Sobaken Dovolen — минигостиница для собак на столичной улице Драгомирова. За 600−900 грн собака получит здесь полный цикл суточного ухода. Помимо гостиничных услуг Sobaken Dovolen предоставляет услуги по стрижке домашних любимцев. Сама компания существует с июня 2017 года. В планах — открытие аналогичного отеля для кошек и не только. «У нас часто хотят оставить хомячков, шиншилл, попугаев и даже рыбок», — рассказывает Анна Пилипчук, основательница компании. Она хочет распространять правильную культуру отношения к животным, для чего разрабатывает обучающие программы.
Vetonline
Отрасль: Сервисная экономика
Местонахождение: Киев
«Я всегда хотел создать массовый сервис, который будет пользоваться спросом у широкого слоя людей», — говорит Владислав Гурковский, основатель стартапа Vetonline. Он вместе с партнером Константином Лособиком создал онлайн-сервис для ветеринарных консультаций. Сначала это был минимальный лендинг, затем партнеры разработали полноценную платформу. Кроме консультаций, в Vetonline можно вызвать ветеринара 24 / 7.
Cargocult
Отрасль: Сервисная экономика
Местонахождение: Киев
Алексей Хворостенко, Карина Агаханова и Юлия Белинская создали сервис доставки на грузовом велосипеде Cargocult в марте 2020 года. Стартовые инвестиции составили 5 тыс. евро. Тестовый период доказал, что в Киеве есть спрос на услуги доставки «последней мили». Первый электровелосипед изготовили через два месяца и запустили в работу. Без дополнительных затрат на маркетинг партнеры нашли первых клиентов — локальный бизнес. Доставкой Cargocult уже воспользовались такие компании как ягодная ферма Озеряна, Natur Boutique, фермерские продукты Farmers to Podil, 24Print, УБС.
Taximer
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Волынская область
Taximer — мобильное приложение сравнения цен такси. «Подбор оптимальных служб, онлайн расчет стоимости поездки, поиск самых низких цен», — перечисляет набор его функций Артем Бондаренко, основатель стартапа. Приложение доступно для Android и iOS. Сервис возник в ответ на типичную ситуацию, когда клиент вызывает такси, а оно либо не прибывает вообще, либо выставляет сумму за поездку, выходящую за пределы рынка.
Veterano Brownie
Отрасль: Ресторанный бизнес
Местонахождение: Киев
Veterano Brownie — монокондитерская в самом сердце столичного Подола, часть семьи Veterano Group. Ее основатель Роман Набожняк — бывший военный и IT-работник, а сейчас — студент Киево-Могилянской бизнес-школы. В 2021 году компания вышла на годовой доход в $200 тыс. при стартовых инвестициях на уровне $50 тыс. 10% от прибыли компания перечисляет семьям погибших украинских бойцов. «Брауни — это объединение ингредиентов, а мы — объединение людей с разным опытом войны, — рассказывает Набожняк. — Мы не станем потерянным поколением, потому что точно знаем, что после войны и разрушения всегда можно создавать».
Gushka
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Косов
Gushka — мастерская шерстяных изделий. «Это социальный проект, образованный на пересечении важных историй», — говорит ее основательница Дарья Фурманюк. Проект родился в селе Яворов — столице изготовления лежников. В производстве используется натуральная и экологически чистая шерсть из собственных овец, выпасенных на просторах карпатской природы. Компания производит подушки, ковровые дорожки, пуфы. В планах — популяризация бренда украинской шерсти за рубежом.
ФронтМед
Отрасль: Кондитерские изделия
Местонахождение: Шепетовка
ФронтМед — бренд натуральных сладостей и медовой продукции, объединивший семьи ветеранов войны на Донбассе. «Идея родилась в 2017 году во время учебы в Школе социальной апитерапии», — рассказывает его основательница Наталья Огнивчук. К проекту в 2019 году присоединилась предпринимательница Инна Товшик. Компания производит мед, десерты, кондитерские подарочные наборы с использованием современных технологий. За три года команде удалось усовершенствовать производственные процессы и создать устойчивую бизнес-модель. У страницы компании в Instagram — почти 25 тыс. подписчиков.
IT Bro
Отрасль: Технологии
Местонахождение: Полтава
«Мы — воины для ваших web-проектов», — рассказывает о своем бизнесе Олекса Коба. Его стартап IT Bro — команда ветеранов войны на Донбассе, по возвращении нашедших себя на рынке технологий. Стартап создает сайты, мобильные приложения, дизайн проектов и другие технологические решения. Кроме того, команда сейчас развивает IT Bro Academy — это пространство, где можно получить базовое технологическое образование, работая над проектами для украинского интернета. На этих курсах уже получили квалификацию более 600 украинских ветеранов.
Ohra Home
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Киев
«Мы проводим образовательные курсы по пошиву для мам детей с инвалидностью и с последующим трудоустройством на нашем предприятии», — объясняет свою бизнес-философию Юлия Бигун, основательница фирмы Ohra Home. Компания производит и продает постельное белье. Комплект из натуральной ткани здесь обойдется в 1,7−2,3 тыс. грн. Фирма принимает участие в фестивалях крафтового производства, таких как Кураж Базар, расширяя свою популярность и привлекая новых покупателей.
Третя після опівночі
Отрасль: Развлекательный бизнес
Местонахождение: Киев
«Более трех лет назад мы выключили свет и провели первую экскурсию, — рассказывает Алина Марненко, основательница музея Третя після опівночі. — Мы единственный в Украине музей, в котором все экскурсии проходят в полной темноте в сопровождении незрячих гидов». Такие экскурсии проходят по центру Киева, но сейчас музей открывает еще одну локацию во Львове. Марненко напоминает, что в мире живут 39 млн незрячих людей, поэтому попытаться ощутить мир с их точки зрения — важно и интересно.
U-R-SO
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Киев
U-R-SO — бренд белья и купальников с собственной мастерской в центре Киева и интернет-магазином. «Мы создаем простые, изящные и комфортные вещи для современных женщин, уставших от обременительных пуш-апов, поролонов и кружевной синтетики на теле», — объясняет Светлана Барабанова, его основательница. Фирма использует натуральные по происхождению материалы и минимизирует отходы, отдавая остатки на переработку. Бренд имеет около 10 тыс. подписчиков в Instagram. В этом году итальянский журнал Vogue включил U-R-SO в список самых интересных современных брендов купальников.
Seven Eleven
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Компания Seven Eleven основана в 2015 году и является брендом дизайнерской одежды. В первую коллекцию вошло 15 моделей женской и мужской одежды. За пять лет команда выросла с трех человек до 13. Бренд принимал участие в пяти показах и присутствовал более чем в 60 маркетах по всей Украине. На сегодняшний день Seven Eleven выпустил 19 коллекций, сшил более 7 тыс. вещей. Сейчас у Seven Eleven есть собственное производство и шоурум, а также дистрибуция в четырех магазинах Киева.
Wonder
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Харьков
«Почти пять лет мы создаем одежду для девочек со всего мира, — говорит Юлия Купава, основательница Wonder. — У бренда есть клиенты, которые не только с любовью относятся к нашему продукту, но и разделяют наши принципы: благотворительность, zero waste и сознательное потребление». Wonder производит платья, пальто, смокинги, брюки в современной женской стилистике. Сейчас компания работает над масштабированием своих продаж за рубежом, поэтому рассматривает возможность сотрудничества с международными торговыми площадками.
Leva Organic Kids
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Leva Organic Kids производит органическую одежду для детей с авторскими принтами животных и растений из Красной книги Украины. Это и пижамы, и сарафаны, и летние костюмы. Цены варьируются от 1,5 тыс. грн до 3 тыс. Фокус бренда — на экологичности и натуральных тканях — прежде всего органическом хлопке. У фирмы есть своя локация в центре Киева, а также интернет-магазин и страница в Instagram. Бренд использует маркетинговые инструменты, прежде всего, скидки. чтобы увеличить клиентскую базу.
Shur Shur
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Анна Савчук, основательница Shur Shur, задумывала свой бизнес в сегменте люкс. Для этого она выбрала чулки как нишу, где возможно эффективное масштабирование. Их производят на фабрике в Италии по украинскому дизайну, а их формат вкладывается в концепцию sustainable fashion — это и экологичность, и забота об индивидуальных особенностях клиента. Чулки Shur Shur можно приобрести в столичном ЦУМе на Крещатике, а также в интернет-магазине. Цены — в районе 1,5 тыс. грн за единицу.
Авіація Галичини
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Львов
Львовский бренд Авіація Галичини, основанный холдингом ! FEST и дизайнером Ульяной Барабаш, производит одежду в стиле милитари. В ассортименте — женская, мужская и детская одежда, а также аксессуары: кошельки, кепки, ремни. Дизайнеры разрабатывают шевроны и иллюстрации с настоящей техникой и историческими фигурами — самолет Ан-225 Мрия, фрегат Гетман Сагайдачный, авиаконструктор Игорь Сикорский. Есть дизайн и на вымышленные темы: Телесик Airlines, Гуцульская космическая программа. В Киеве у бренда есть премиальная локация возле станции метро Золотые ворота, а также его продукцию продает сеть Львівські пляцки. По задумке, Авіація Галичини формирует символическую экосистему чествования традиций украинской военной борьбы вместе с другими брендами холдинга ! FEST, такими как ресторан Криївка.
Kapsula
Отрасль: Индустрия моды
Местонахождение: Киев
Kapsula — платформа, продающая авторскую одежду. «Мы решаем проблему для женщин, которые хотят выглядеть красиво, но не умеют классно подбирать вещи и не имеют времени на это», — рассказывает ее основательница Наталья Гордиенко. Авторские вещи предлагают в лимитированных объемах, здесь присутствуют бренды L. A. B. By Ternovskaya, Iraro, Alona Cini, Anna Yakovenko. Каждый клиент получает персонализированный сервис, помогающий выбрать правильное платье или другую вещь. В шоуруме Kapsula можно воспользоваться услугами профессионального стилиста (также это можно сделать онлайн).
Dodo Socks
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Львов
Львовский производитель носков, нижнего белья, домашних тапочек, сумок и аксессуаров Dodo Socks нашел свою нишу на рынке, экспериментируя с цветами и красками. У бренда две локации для продаж во Львове и одна в Киеве, а кроме того есть магазин и развитый маркетинг в ключевых социальных сетях. Компания таргетирует пользователей в почтовом сервисе Gmail. В основе успешности бизнеса Dodo Socks — разработки дизайнеров и логистическая эффективность. Лозунг бренда Made in love with Ukraine апеллирует к моде на украинскую одежду. К праздникам фирма предлагает подарочные наборы с отдельными вариантами для мужчин, женщин и детей.
Woolberry
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Киев
Woolberry — отечественный бренд ярких сумок, клатчей, рюкзаков и аксессуаров из войлока. Собственная мастерская позволяет тщательно отслеживать качество изделий на всех этапах, постоянно совершенствовать конструкцию и дизайн. Цены на сумки Woolberry начинаются с 890 грн. Кроме продаж, есть возможность обмена вещей. Физическая локация бренда находится в Киеве на улице Антоновича, но также есть собственный интернет-магазин с удобными фильтрами для поиска нужного товара.
Zmist Media
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Алина Романченко задумала бренд одежды Zmist Media как важный коммуникационный проект. «Новый вид медиа» — так себя позиционирует эта фирма. Бренд цитирует на своей одежде выдержки из международных документов, конвенций ООН, которые утверждают неотъемлемую ценность прав человека и вносят в повестку дня глобальные вопросы. Одежда производится в Украине. В магазине представлены худи, кофты, футболки, многие — в формате оверсайз. В период пандемии СOVID-19 бренд запустил вещи с надписью «Безопасная дистанция», апеллируя к конвенции 1950 года, где прописано право человека на конфиденциальность.
Dari Jewelry
Отрасль: Ювелирное производство
Местонахождение: Киев
Украинскому ювелирному бренду Dari Jewelry уже шесть лет. «Но начала я раньше, еще в далеком 2013-м, — рассказывает его основательница Дарья Черникова. — Тогда я выучилась на ювелира и обустроила минимастерскую с нулевым вкладом, просто в углу однокомнатной квартиры». Сейчас команда Dari Jewelry насчитывает четырех мастеров и студию в центре Киева. У фирмы — 20 коллекций украшений, которые она продает не только в Украине, но и экспортирует в Канаду, США, Францию, Китай, Австралию. В ассортименте — браслеты, подвески, кольца, серьги.
Osko
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Черновцы
Черновицкий бренд Osko производит сумки, рюкзаки и бананки из экокожи, позиционируя себя как веганская фирма. Рюкзак под ноутбук от этого бренда обойдется в 1460 грн., водонепроницаемая сумка через плечо — в 990 грн., небольшая сумка для путешествий — в 1150 грн. В Instagram у Osko — более 12 тыс. подписчиков, которым компания активно рассказывает о преимуществах и эстетике экологических вещей. У фирмы есть и свой интернет-магазин.
Kochut
Отрасль: Ювелирное производство
Местонахождение: Ужгород
Ювелирный дом Kochut производит авторские украшения из серебра и золота с камнями. Большинство из них создается полностью вручную. Бренд в 2013 году основали три брата Кочут: Юрий, Роман и Игорь. Они изготовляли украшения еще в школе, но профессионально занялись этим после поступления в вуз. На факультете машиностроения Ужгородского университета братья освоили технологию обработки металлов, и эти знания помогли им открыть собственный бизнес. Сейчас представительства Kochut есть в Казахстане, Чехии, Великобритании, шоурумы — в Ужгороде и Киеве.
Roussin
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Roussin создает одежду со светоотражающими элементами. При этом фирма является экологически сознательной, внедряя безотходные технологии производства, в частности использует оставшиеся от раскроя основных коллекций кусочки тканей для новых изделий. С 2016 года Roussin является резидентом Ukrainian Fashion Week. В ассортименте бренда — футболки, куртки, худи, сумки-шоперы. Дизайнер Roussin — София Русинович, которая в свое время работала над созданием коллекции одежды для коммунальных служб. «Я хотела бы одеть Илона Маска», — говорит она.
Etnodim
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Etnodim специализируется на производстве современных дизайнерских вышиванок. Увидеть коллекции вышиванок и что-нибудь приобрести можно в шоуруме на столичной улице Верхний Вал, а также в интернет-магазине. Вышиванки Etnodim часто оформлены в нестандартных цветах и имеют неклассические символы, хотя классика тоже присутствует в портфеле бренда. Дизайнеры Entodim активно работают с льняной тканью. Большинство вышиванок доступны по цене до 3 тыс. грн.
Karman Bags
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Киев
Karman Bags — производитель ярких экосумок с картинами. Флагманский продукт — шоперы, которые вмещают до 20 кг, складываются и могут поместиться в карман. С брендом сотрудничает художница Инна Алимова, но на некоторых шоперы изображены известные картины знаменитых художников. Яркий мондриан — популярный формат сумки для шопинга, обойдется, например, в 550 грн. Для продвижения бренда Karman Bags использует Instagram, где у него более 4 тыс. подписчиков.
Minnim
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Запорожье
Minnim — это производство джинсов деним с полноценным циклом: от пошива до создания и отделки тканей со специальными камнями (stone washing). Бренд предлагает концептуальные модели брюк, шорт и курток. Minnim делает ставку на то, чтобы джинсы носились дольше одного сезона. Все модели изготовлены из плотного стопроцентного хлопка. Цена — преимущественно до 3 тыс. грн, а товары доступны в интернет-магазине бренда.
Марі каже «Так!»
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Бренд женской одежды Марі каже «Так!» предлагает романтические платья для теплого сезона, топы, корсеты, леггинсы и юбки. Для холодного времени года у бренда есть коллекция трикотажа. Одежда фирмы — преимущественно в пастельных оттенках с лаконичными деталями и с использованием натуральных материалов. В стилистике бренд использует преимущественно французскую эстетику, но обязательно уделяет внимание актуальным трендам сезона. Большинство цен на продукцию Марі каже «Так!» — в пределах 4 тыс. грн.
Зерно
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Зерно создает одежду и аксессуары, переосмысливая традиционный аутентичный украинский костюм. «Модернизируя традицию, мы строим мостик между прошлым и будущим, одевая интеллигентных, успешных, сознательных людей в одежду с элементами украинского стиля», — подчеркивает основательница бренда Христя Патик. Зерно за время своего существования разработало более 300 моделей одежды и получило клиентов из десяти стран. Халаты, вышиванки, платья — вот его продукция.
Whiteandstripe
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Whiteandstripe — монобренд бретонок для женщин и мужчин с ручной вышивкой. Дизайнеры фирмы самостоятельно создают 100% натуральный трикотаж, который держит форму, а также разрабатывают дизайны и окраски. Фирма вышивает паттерны на заказ с фото клиентов. «У бренда уже есть фанаты, имеющие до 15 различных бретонок», — говорят о себе в фирме Whiteandstripe. Цена продукции — преимущественно до 2 тыс. грн. Кроме бретонок бренд также предлагает пижамы.
Velluto
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Бровары
Velluto — украинский бренд обуви и сумок. Компания производит оригинальную подошву, которую использует только в своих коллекциях. Присутствует и экологичность: вся продукция сделана только из натуральных материалов. Женские ботинки Velluto могут стоить 1840 грн, мужские — 2200 грн. У бренда есть свой интернет-магазин.
Booriva
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Киев
Продукция Booriva — это куртки, пиджаки, платья, а ее флагманская фишка — нашитые принты. За год бренд выпускает четыре основных и до четырех капсульных коллекций. Новинки появляются еженедельно. «Мы делаем одежду, которую спросят», — объясняет Иванна Бурченя, основательница Booriva. Шоурум Booriva находится в Киеве, на улице Нижний Вал.
Fem. bra
Отрасль: Легкая промышленность
Местонахождение: Киев
«Когда-то я не могла найти удобное белье для себя, поэтому мне пришлось создать его», — рассказывает историю появления Fem. bra его основательница Екатерина Лысенко. Для создания женского нижнего белья используется анатомическая бескаркасная форма. Бюстгальтеры для удобства не имеют резинки под грудью, а застежка помещается впереди. При этом они все двусторонние. Кроме того, Fem.bra предлагает трусики, панталоны, домашнюю одежду, пижамы, купальники.
Chereshnivska
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Львов
О бренде Chereshnivska писали такие известные в области моды издания, как Vogue, Schone Magazine, Design Scene. Фирма создает кофты, рубашки, футболки с 2015 года. Дизайнер бренда Анастасия Розова не только разрабатывает все модели, но также является автором используемых в коллекциях принтов. Вся одежда изготавливается на собственном производстве во Львове. Каждая вещь от начала до конца сшита одним мастером. «Наша цель — стать желаемым местом работы для специалистов швейной индустрии в Украине и площадкой для развития молодых талантов», — говорит Розова. Бренд Chereshnivska вошел в финал конкурса Fashion Film Festival Kyiv 2020 и презентовал коллекцию AF'20 на выставке Pure London в Великобритании.
Roots
Отрасль: Ювелирное производство
Местонахождение: Киев
«С брендом Roots мы воспроизводим украшения по старинным образцам, — рассказывает его основательница Ярина Дронь. — Это такие украшения, которые наши предки хранили как семейные реликвии и передавали по наследству из поколения в поколение». Roots работает уже два года, а на своей странице в Instagram (с более 3 тыс. подписчиков) предлагает покупателям ожерелья, серьги, нательные крестики, кольца. Эстетика изделий — полностью из украинской традиционной культуры. Серьги с перламутром стоят 3,1 тыс. грн, коралловые бусы — 1,6 тыс. грн.
S-cape
Отрасль: Производство одежды
Местонахождение: Ровно
Шесть лет назад мы не смогли найти себе хороший дождевик, рассказывает Оксана Свентах, основательница S-cape. — Такой, в котором было бы комфортно как подниматься в горы, так и танцевать под дождем на концерте". С этой идеей она положила начало собственному бизнесу. Фишки дождевиков S-cape — простой лаконичный крой, яркий цвет, технологичность. Материал дополнительно обрабатывается тефлоном, а для зимней коллекции компания использует утеплитель из арсенала армии США. За свою историю S-cape изготовил более 9 тыс. дождевиков. Бренд сотрудничает с проектом Ukrainer, для экспедиций которого создает брендированную одежду. А благодаря Украинской академии лидерства S-cape принял участие в экономическом форуме в Давосе. У фирмы есть экспортная продажа, она запускает представительство своих товаров на платформе Etsy.
Опубликовано в № 48 журнала НВ от 23 декабря 2021 года.