Дубогрыз по средам. НБУ увольняет банкиров, приватизация стоп, дешевые деньги заканчиваются
Главные финансовые события недели и что они означают.
Нацбанк отстранил от должностей двух топ-менеджеров Проминвестбанка. Главу Правления Андрея Рожка и Главу Набсовета Сергея Будкина, опытных и известных на банковском рынке менеджеров. Основания публично неизвестны — решение получило гриф «БТ» (банковская тайна). Об увольнении стало известно из судебного иска банка к регулятору, в котором Проминвест оспаривает решение.
Что здесь интересно? Решение беспрецедентное: Нацбанк несколько раз требовал от банков отстранять кого-то из топ-менеджмента, всегда за нарушения в части финмониторинга. Но самостоятельно не отстранял, читай, не увольнял. Само право «отстранять» (не временно) НБУ получил совсем недавно, в конце июня, когда были приняты последние изменения в Закон о банках.
Почему это важно? По существу, отстранение руководителей банков регулятором это исключительная мера. «Козырь Судного дня»: когда банк не спасти от неплатежеспособности никаким другим способом, кроме принудительной смены руководства. Прямое вмешательство в операционную деятельность банка. Старше этого козыря — только признание банка неплатежеспособным и вывод с рынка с передачей управления Фонду гарантирования вкладов. Как санкция такие действия бесполезны, если, конечно, речь идет о том, чтобы спасти банк, а не испортить менеджменту деловую репутацию.
Тот ли это случай? Проминвест в его нынешнем виде может спасти только продажа. Банк давно «закапсулирован», деятельности не ведет, находится под санкциями РНБОУ (как принадлежащий российскому ВЭБ), вариантов развития событий два: либо закрыть, либо продать. Попытки продать были, но все безуспешные, НБУ не дал разрешения. В таких условиях сменой менеджмента банк не оздоровить, от менеджмента в Проминвесте, неработающем банке, в принципе мало что зависит. Зачем понадобилось увольнять/отстранять топов банка, решительно неясно — и, судя по всему, останется неясно, пока обе стороны не объяснят, что произошло. Пока что молчат.
На этапе обсуждения правок к Закону о банках (законопроекта 4367) одним из опасений профильных журналистов была «возможная дискреция НБУ при принятии кадровых решений». Своими словами — что НБУ будет выборочно увольнять руководство банков по своему усмотрению. Признаться, тогда не считал такие опасения серьезными. Возможно, зря.
Читайте также:

Владимир Позний ФРС намерена поднять ставки уже весной. Как реагируют рынки?
Федеральная резервная система США объявила, что будет бороться с инфляцией внутри страны более радикально, чем планировала ранее. Более конкретно: будут «печатать доллары» (выкупать государственные и частные облигации) менее высокими темпами — сокращать выкуп не на 15 млрд долларов каждый месяц, а на 30, и к весне-2022 выключат «станок», прекратив выкуп. А также ФРС допускает, что в следующем году трижды может поднять учетную ставку. Еще летом речь шла об однократном подъеме, и то в конце года, осенью члены ФРС сходились на двухэтапном повышении, теперь ожидают трехэтапного. Слишком высока инфляция — 6.8%, такого не было с 80-х.
Почему это важно? Даже не важно, а пугающе. Дешевые деньги для Украины могут закончиться, причем намного быстрей, чем ожидалось. А, может, и не только дешевые. Рост ставок в США = деньги уходят с развивающихся рынков. Таких успехов, как размещения евробондов Грузией под 2.75% или Украиной под 6.25% в следующем году ждать не приходится. Чтобы привлечь нерезидентов, или хотя бы сохранить их присутствие на рынке украинских долгов, придется повышать ставки по ОВГЗ и еврооблигациям. Это, как минимум, дополнительные затраты бюджета. Плюс снижение стоимости, по большому счету, всех украинских активов, например, при IPO, приватизации или продаже госбанков. Окно возможностей закрывается.
Если уйти в пессимизм, можно привести аналогию с 2012 годом — тогда глава ФРС Бен Бернанке в похожий способ заявил о конце программы «количественного смягчения» в США. Результат — отток денег с развивающихся рынков, в затем и стагнация 2013 года в Украине.
Приватизация забуксовала. Фонд госимущества отложил продажу «Объединенной горно-химической компании», как ожидалось, самую крупную приватизацию нынешнего года. На аукцион поступило всего две заявки, одна не отвечала требованиям закона, итого аукцион признан несостоявшимся. Как и другой, казавшийся успешным, аукцион, по продаже завода Электронмаш. Покупатель предложил за актив — землю под Киевом — почти миллиард гривен, но не заплатил. Наконец, еще одна крупная приватизация, продажа киевского завода Большевик (точнее, снова земли на территории завода) «подвешена» Антимонопольным комитетом, который расследует, не было ли сговора в ходе аукциона. Итого из трех крупных сделок сентября-декабря пока нет ни одной.
Почему это важно? Старый вопрос: имеет ли смысл допускать к аукционам на сотни миллионов неизвестные компании с уставным капиталом в 100 гривен и неизвестными широкой публике собственниками (к классическим SPV, Special Purpose Vehicle такие компании не имеют ни малейшего отношения), которые, выиграв аукцион, сами ищут инвесторов с деньгами, и, как в этом случае, не всегда находят? Даже если формально закон такого не запрещает. Утешительный приз — гарантия на 6.7 млн грн, которая остается у государства после срыва сделки по «Электронмашу» — все-таки не 950 млн, на которые рассчитывал ФГИ после аукциона. Состоится ли повторная продажа, захотят ли проигравшие предыдущий конкурс инвесторы участвовать снова, сколько денег она принесет, неизвестно. И скорее всего, сумма будет намного меньше. Почему бы не получить ее сразу, отсекая сомнительных участников до, а не после приватизации.
В целом же, все три большие — несостоявшиеся и подвисшая — сделки показали, что интереса у иностранных инвесторов к Украине нет. Приватизация — дело, в лучшем случае, локальных покупателей. Инвестиционный бум в мире проходит мимо.
Государственная налоговая служба насчитала компании Синэво более миллиарда гривен недоимок по налогам. «Почти половина годичного оборота компании», уточняет Синэво. Основания: ГНС считает, что часть затрат компании в ее отчетности за последние три года не подтверждается (не предоставлены документы), итого, прибыль, а, значит, и база налогообложения выше.
Ситуация как будто быстро разрешилась. Даниил Гетманцев через три дня сообщил, что ГНС отменит решение и проведет дополнительную проверку Синэво, компания согласилась.
Почему это важно? Случай многомиллионного внимания налоговых и правоохранительных органов к крупному, не олигархическому бизнесу, не первый, не сотый. И, скорей всего, не последний. Требования заплатить налоги или штрафы на сотни миллионов из-за мелких неувязок в отчетности, или потому что исполнитель решил, что в кипе из сотни документов нет одного, возникают постоянно. Недавний пример — Новая почта и претензии Госпотребслужбы. И там и там помогла публичность. Похоже, это единственный аргумент, который пока работает в целях отбиться от такого «внимания».
Читайте также:

Инна Хомич Откуда взялся штраф 326 млн грн. Как и почему проверяли Новую почту
Выглядят такие истории неважно, в первую очередь, для потенциальных инвесторов. Да и реальных тоже. Знать, что в любой момент могут на ровном месте появиться претензии — и потребуется в лучшем случае время и седые волосы, чтобы их снять — плохой стимул для инвестиций. Из-за таких историй Украина и воспринимается как high-risk country. Возможно, даже больше из-за подобных историй, чем из-за незаконченной судебной реформы и прочих юридических рисков.
Что делать с подобными «эксцессами исполнителей»? Реформировать такие госслужбы «снизу», а не «сверху»: смена руководителей по сути мало что меняет, не затрагивая глубинные слои. Почему нет подобного запроса от бизнес-ассоциаций, крупного и среднего бизнеса? Самому интересно: выглядит так, что вопросами защиты бизнеса больше обеспокоены аналитические центры, чем сами предприниматели. Может, просто привыкли?
И немного позитива. Госстат улучшил оценку роста ВВП в третьем квартале. Предварительная оценка была 2.4%, окончательная — 2.7%. Разница большая, но искать политики — например, как иногда думают коллеги и журналисты, «Госстату позвонили и приказали улучшить» — я бы не стал. Сам много раз пытался поймать Госстат на противоречиях или некорректностях в цифрах, и каждый раз выходило, что статистики правы. Правило экономиста: верить Госстату больше, чем себе. Так что остается порадоваться, что с ростом экономики в 2021-м все не так печально, как казалось.