Стратегические резервы континента. Зачем Украине хранить страховые запасы газа ЕС?
От дополнительных поступлений в бюджет, до стратегической роли на газовой карте Европы — каковы шансы у Украины приобщиться к хранению европейского газа?
Украина вошла в непростой отопительный сезон. На этом фоне почти незаметно прошла новость о том, что правительство предложило ЕС концепцию регионального партнерства по энергетической безопасности (Regional energy security partnership, RESP). Однако это событие может не только усилить наши позиции в глазах Евросоюза, но существенно изменить роли игроков на газовой карте Европы.
Речь идет о создании совместного международного газового фонда на базе украинских газохранилищ. Уже сегодня мы готовы предложить до 10 млрд куб. м мощностей наших ПХГ (и одни из наиболее выгодных тарифов на континенте) для хранения страховых запасов газа Европейского Союза, что равно 10% объема «подземок» всего Евросоюза.
Отечественные подземные хранилища газа, которые имеют общий объем свыше 30 млрд куб. м и являются самыми большими на континенте, используют для прохождения отопительного сезона в Украине только две трети мощностей. Поэтому запасы газа могут храниться не только для внутреннего потребителя, но и для стран — членов ЕС. Страны, которые в последние несколько месяцев все активнее ищут варианты выхода из глубокого газового кризиса, все чаще обращают взгляды к одному из наиболее очевидных способов — формированию долгосрочных страховых запасов газа.
Так что такое этот страховой запас газа, зачем он Европе и какие шансы у Украины приобщиться к его хранению? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Идеальный шторм
2021 год запомнится энергетическому сообществу и вообще жителям европейского континента безусловно непростым. Восстановление экономик и производств после затяжного пандемического кризиса дало надежду на возвращение к привычному нам ритму и образу жизни. Но вместе с тем спровоцировало стремительный рост спроса на газ как в Европе, так и в странах Азии.
При этом добыча газа на европейском континенте уменьшилась, затяжная зима 2020/2021 истощила запасы в подземках, ветрогенерация летом не показала ожидаемых результатов, а поставки LNG продолжали двигаться в сторону азиатских рынков, готовых предложить более высокую цену.
И, конечно же, не забываем о «слоне в комнате». Газпром воспользовался ситуацией и смог ускорить завершение строительства Северного потока-2.
Следовательно, Европа оказалась в ситуации со сногсшибательным ростом цен (свыше 600% по сравнению с прошлым годом) и дефицитом природного газа. И это на фоне, когда альтернатива газпромовскому ресурсу ограничена. Этот «идеальный шторм» заставил руководство ЕС раз задуматься над проблемой зависимости от импорта газа, уязвимостью перед крайне волатильными ценами и вообще нестабильным энергетическим рынком.
Стратегические запасы
Практика страховых запасов хорошо известна и распространена на нефтяном рынке. К примеру, Международное энергетическое агентство (IEA) ставит перед своими участниками требование сохранять по меньшей мере 90-дневный стратегический запас нефти на случай непредвиденных сбоев в цепях снабжения или других форс-мажоров. На рынке газа, в частности европейском, страховые запасы хотя и используются в отдельных странах, как Италия, Испания или Венгрия, но все еще остаются скорее исключением, чем общепринятой нормой.
Имеющаяся инфраструктура ПХГ в Европейском Союзе позволяет сохранять 107,7 млрд куб. м газа — около четвертой части от годового потребления. И распределена она достаточно неравномерно. Если одни страны имеют профицит мощностей подземного хранения газа, другие ощущают острый дефицит и могут зависеть от бесперебойности импортных потоков газа.
Приведу несколько цифр. Для безопасности энергоснабжения страна по общеевропейскому подходу должна быть обеспечена инфраструктурой хранения газа в среднем на 25−30% от годового потребления. В соседней же с нами Польше этот показатель составляет всего 15%. В Сербии — 19%. В Хорватии — 22%. В Болгарии — 21%. В Эстонии, Литве, Молдове, Словении подобная инфраструктура отсутствует полностью. Для таких стран формирование страховых запасов газа может стать определяющим шагом для предотвращения кризисов и чрезмерных колебаний на энергетических рынках. Однако соответствующее решение еще предстоит принять.
Решения и шаги
Конечно, столь масштабная реформа европейского газового рынка, как переход к обязательному формированию страховых запасов газа, требует не только готовности ее реализовать, но и четких шагов в этом направлении. От всех стейкхолдеров процесса.
С одной стороны, речь идет об изменениях в законодательство ЕС, разработке и принятии полноценной детализированной концепции формирования таких страховых запасов газа. Что важно, с готовностью хранить такие запасы на территории стран, не входящих в сообщество.
С другой стороны, нужна открытость и готовность каждой отдельно взятой страны. В том числе Украины, если мы хотим присоединиться к этому процессу.
Рассмотрим пример Польши. Страна-соседка, напомним, снабжена инфраструктурой подземного хранения газа всего на 15% от годового потребления. При этом в Польше сохраняется высокий спрос на газ и активно развиваются внутренние газовые маршруты. Максимальные объемы газа, который польские компании уже хранят в украинских ПХГ, достигают 780 млн куб. м. То есть Польша уже активно пользуется услугами подземных хранилищ газа в Украине, ведь мы рядом предлагаем выгодные тарифы и удобный клиентоориентированный подход. Следовательно, дальнейшее увеличение газовых запасов Польши в украинских ПХГ выглядит вполне логичным.
Что на выходе?
Страховые запасы газа могут оказаться действенным предохранителем от будущих энергетических кризисов для стран Европы. Именно поэтому Еврокомиссия вынесла этот вопрос на повестку дня и активно ищет оптимальные механизмы. Понятный и логичный подход к решению проблемы нестабильности газового рынка, хотя и требует значительных усилий на старте, на выходе может дать реальное укрепление энергетической безопасности для всего европейского континента. Страховые запасы могут обезопасить от срыва поставок, волатильности цен, уменьшения добычи и пока непредсказуемости генерации «зеленой» энергии.
Преимущества для Украины также неоспоримы. Кроме очевидного — дополнительных поступлений в государственный бюджет, мы можем взять на себя стратегическую роль на газовой карте Европы, укрепить собственную энергетическую безопасность, углубить евроинтеграционные процессы и дать старт новому этапу развития украинского газового рынка. Сейчас эта задача актуальна, как никогда раньше.