Правительство жертвует селом ради 100 миллионов гривен
Инициатива, закреплена в законопроекте Кабмина 5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», о лишении субъектов хозяйствования, производящих продукцию птицеводства (в т.ч. яйца птицы) права быть плательщиками единого налога четвертой группы не повлечет ощутимого положительного влияния на поступления Государственного бюджета Украины, — комментирует Павел Мороз, руководитель отдела анализа и администрирования Департамента производства продукции растениеводства и животноводства МХП.
Даже согласно прогнозным расчетам Минфина такое решение в следующем бюджетном 2022 году позволит привлечь дополнительных поступлений в Госбюджет в объеме лишь 100 млн грн.
Павел Мороз,
руководитель отдела анализа и администрирования Департамента производства продукции растениеводства и животноводства МХП
С точки зрения реализации финансовой политики правительства Украины, следует учитывать следующее:
1) Большинство производителей птицеводства, как и всей аграрной отрасли с переработкой в производстве, по итогам 2019−2020 гг. были убыточными, а значит не начисляли бы налог на прибыль в итоге за эти годы.
По данным Госстата, в 2019 году уровень рентабельности производства продукции птицеводства в сельскохозяйственных предприятиях был следующий:
- мясо птицы -3,7% (+5,7% по итогам 2018 года)
- яйца -23,5% (+5,4% по итогам 2018 года).
В 2020 году показатели рентабельности птицеводства еще ухудшились. Это означает, что Государственный бюджет от производителей продукции птицеводства не получил бы поступлений от налога на прибыль. Но прежде всего потеряли бы местные бюджеты (а именно бюджеты территориальных общин), и об этом не говорится в пояснительной записке к проекту Закона 5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений», инициированному Кабмином.
2) Снижение налоговых поступлений в бюджеты территориальных общин (куда зачисляется 100% единого налога четвертой группы) — это противоположный негативный эффект привлечения дополнительных 100 млн грн в госбюджет, как результат лишения субъектов хозяйствования, производящих продукцию птицеводства (в т.ч. яйца птицы), права быть плательщиками единого налога четвертой группы.
Более того, в структуре доходов Сводного бюджета Украины 2022 (если сложить доходы Госбюджета и местных бюджетов) вполне вероятно получим отрицательное сальдо налоговых поступлений от аграриев в результате таких «реформ» правительства.
Объяснение здесь простое: единый налог четвертой группы уплачивается независимо от финансового результата (в отличие от налога на прибыль), а от наличия земли в собственности и/или пользовании предприятия.
Эффективная налоговая реформа в развитых государствах — это такие решения правительства, которые влекут за собой упрощение условий ведения бизнеса, улучшение механизмов администрирования налогов, прогнозируемость и стабильность в долгосрочном периоде, что в целом только способствует инвестиционной привлекательности в любой отрасли национальной экономики. Зато создается впечатление, что законопроект 5600 от украинского правительства — необдуманная инициатива, которая в итоге не решит проблемы госбюджета, но точно приведет к потере значительных финансовых ресурсов бюджетов территориальных общин.
Вместе с тем норма о лишении субъектов хозяйствования, производящих продукцию птицеводства (в т.ч. яйца птицы), права быть плательщиками единого налога четвертой группы является дискриминационной. Ведь убыточной является вся отрасль животноводства Украины, в т. ч. птицеводство.
Таким образом, имеется разное отношение к отдельным видам с/х деятельности, по сравнению со всей индустрией. Для этого отсутствуют объективные и законные основания. Более того, такие основания не обосновываются в пояснительной записке к законопроекту и, самое главное, по следующим основаниям невозможно сделать вывод из имеющихся публичных данных.
В данном случае можем говорить об имеющихся признаках прямой дискриминации, предусмотренных Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» и в соответствии с Вопросами проведения антидискриминационной экспертизы и общественной антидискриминационной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, утвержденных Постановлением КМУ от 30.01.2013 № 61.
Отечественное законодательство обобщает все сельское хозяйство в одну сферу, для которой установлен специальный налоговый режим, что, в том числе, следует из положений Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», в частности п. 2.15 и п. 2,151 ст. 2 Закона относят к с/х производителям лиц с продукцией по кодам 1−24 УКТ ВЭД. Аналогично и Налоговый кодекс Украины, а именно согласно пп. 14.1.235 и 14.1.234 с/х товаропроизводители — это лица, которые производят сельскохозяйственную продукцию, подпадающую под определение групп 1−24 УКТ ВЭД; коды товаров по УКТ ВЭД соотносятся с нумерацией с видами деятельности по КВЭД.
Учитывая то, что это одна сфера хозяйства, такие производители находятся в аналогичных или, по крайней мере, в относительно подобных ситуациях. Поэтому в данном случае проект изменений 5600 создает отличный подход к отдельным лицам, в сравнении с лицами, находящимися в похожей ситуации. То есть, из индустрии выделяется ряд бизнеса, который, по сути, будет облагаться налогом иначе, чем в целом вся сфера хозяйства.