Зеркало власти. Что рейтинг 100 самых влиятельных украинцев от НВ рассказал о том, как живет Украина
Укрепление президентской вертикали власти, растущая роль Совбеза, доминирование сырьевого бизнеса — вот что, с одной стороны, происходит в стране. Но в ногу с этими процессами идет и другой: постепенно укрепляет свои позиции частный сектор, который создает новую, креативную экономику страны, пишет журнал НВ.
Подобная двойственность показательна: политическая элита во главе с президентом Владимиром Зеленским, самым влиятельным человеком государства, норовит выстроить правила жизни для бизнеса и общества. А те, в свою очередь, пытаются доказать, что лучшее, чем может их вознаградить государство, — избавить от чрезмерной опеки со стороны госорганов.
Эти и многие другие выводы можно сделать из ежегодного рейтинга Топ-100 самых влиятельных украинцев, который составляет НВ.
С писок 2021 года отличается от прежних тем, что в нем много новичков — они заняли 24 позиции, из которых на 19 местах те, кто никогда не попадал в рейтинг ранее. Пандемия коронавируса усилила влиятельность правительства в целом, но особо помогла подняться в списке влиятельных министру здравоохранения Виктору Ляшко. Неудивительно: в нынешней ситуации его подпись под контрактами о поставке вакцин против COVID-19 имеет не меньший вес, чем росчерк пера секретаря Совбеза Алексея Данилова (№ 6) под введением очередной порции санкций.
Весеннее обострение на Донбассе вернуло в рейтинг генерала Руслана Хомчака, главнокомандующего ВСУ, который с ходу занял 39‑е место. А укрепляющиеся с каждым днем потребительские настроения украинцев позволили Геннадию Буткевичу, акционеру сети супермаркетов АТБ — крупнейшей частной компании страны, взлететь на целых 36 позиций — до 28‑го места.
В рейтинге все еще доминируют политики — половина участников имеют госдолжности и принимают участие в принятии решений, касающихся будущего Украины. «Зеленский окружен старыми политиками-оппозиционерами: Юрий Бойко, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Виктор Медведчук, — отмечает политолог Николай Давидюк. — Это лидеры оппозиции, которые есть в Раде и с которыми Зеленский меряется рейтингами. Понятно, что это политики прошлого, и на их фоне он единственный, кто играет на поле молодых».
В верхней части списка массово присутствует — впрочем, как всегда — крупный олигархический капитал: Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Петр Порошенко. Но новый бизнес уже вплотную подобрался к этой высшей лиге влиятельности — так, Владислав Чечеткин, основатель гиганта онлайн-торговли Rozetka, в этом году расположился на 23‑м месте. За ним идут другие представители того же поколения, чей бизнес растет не из контраверсийной приватизации прошлого, а из инновационных решений сегодняшнего дня.
«Общественный запрос на расправу с олигархами все‑таки создал негативный фон, который пошатнул их [олигархов] позиции в политической жизни», — считает Анатолий Октисюк, политолог из Дома демократии.

Ситуация в Украине понемногу развивается по сценарию рассредоточения центров влияния. Полноценную конкуренцию треугольнику Офис президента (ОП) — Кабмин — ВР теперь составляют модные столичные бизнес-центры, в которых акционеры и CEO инновационных и не очень инновационных украинских компаний планируют свои стратегические решения. Своя важная повестка у региональных элит, в частности в городах-миллионниках, чьи мэры ведут собственную игру.
Андерс Аслунд, ветеран западной экспертизы по украинскому вопросу и старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, так говорит о ключевом выводе из рейтинга самых влиятельных украинцев по версии НВ: «Очевидно, что политические связи остаются жизненно важными для управления большим бизнесом в Украине».
«Украина сосредоточена именно в частном бизнесе, — делится своим выводом Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии (ЦЭС). — Бизнес имеет большое влияние на принятие решений в экономической политике, потому что у него больше ресурсов аргументировать выгодные для него решения».
Зеленский и его окружение
«Д ля Зеленского очень важно, чтобы когорта самых влиятельных менялась каждый год, — говорит политолог Давидюк. — В Голливуде, когда снимают фильм, набирают новый персонал. Я думаю, мы на пороге очередного обновления». Оснований для таких выводов у эксперта предостаточно. По данным НВ, уже зашаталось, пусть и слегка, кресло под главным правительственным тяжеловесом — многолетним главой МВД Арсеном Аваковым (№ 5 рейтинга НВ).
Да и весь нынешний Кабмин не выглядит монолитом, выстроенным на века. В нем часты ротации, и многие министры тянут одеяло на себя. Премьер Денис Шмыгаль (№ 10) показал себя неплохим кризис-менеджером, но он полностью зависим от решений, принятых на Банковой. За его спиной уверенно расправляет крылья Алексей Любченко, который совсем недавно из главы Налоговой службы превратился в вице-премьера по экономике, замкнув тридцатку самых влиятельных украинцев. Карьерный рост этого чиновника начался после его громких заявлений о катастрофически низком уровне уплаты налогов как богатыми, так и обычными украинцами.
Читайте также:

Иван Верстюк Страна Зеленского
Заметно укрепил свои позиции, передвинувшись с 28‑й на 13‑ю позицию, Кирилл Тимошенко, замглавы ОП и куратор программы Большая стройка. «Окружение Зеленского, которое пришло вместе с ним из других сфер, за два года стало политическим, — считает Давидюк. — Если до этого они были консультантами, рекламщиками, фильм-мейкерами, медийщиками, то сейчас поднабрались технократического опыта и сами уже начали быть политиками».
Из таких людей и выстроена вертикаль Зеленского. Его главные опоры на посту — глава ОП Андрей Ермак (№ 3) и первый помощник Сергей Шефир (№ 4). Вчерашние креативщики, с одной стороны, они стали специалистами по поддержанию температуры в «теплой ванне» для президента. Но с другой — освоили новые роли: от коммуникаций с отечественными олигархами до общения с политическими советниками из Франции, Германии и РФ в рамках работы Нормандской группы.
«Зеленский и Ермак довольно ревностно воспринимают любую инициативу, которая не согласована с ними, и видят в ней угрозу», — уверен Октисюк.

Не менее деятельными участниками президентской вертикали стали уже упомянутый Алексей Данилов, секретарь СНБО, а также генпрокурор Ирина Венедиктова (№ 11). А вот расположившийся в Топ-100 сразу за ней Дмитрий Разумков, спикер ВР, из лояльного соратника Зеленского превращается в самостоятельную фигуру. Он и решениям СНБО оппонирует, и законопроекты главы государства иногда игнорирует, и встречи с представителями иностранных государств проводит отдельно от Зеленского.
Свою игру ведет и украинская оппозиция. Один из ключевых ее представителей — экс-президент Петр Порошенко — занял седьмое место в Топ-100 влиятельных, сумев стать лицом не только партии Европейская солидарность, но и многих тех украинцев, которые не согласны с политическими приоритетами нынешней власти. «Порошенко пытается застолбить за собой оппозицию и стать главным оппозиционером, — считает политолог Давидюк. — Это на самом деле очень выгодно самому Зеленскому. Ведь если бы сейчас пришел кто‑то новый, молодой, драйвовый, это была бы для него большая угроза».