Рекордная численность Бундестага, первые депутаты-трансгендеры и непредсказуемая фигура канцлера: 10 главных итогов выборов в Германии
Состоявшиеся 26 сентября парламентские выборы в Германии — самое ожидаемое политическое событие года в ЕС — оставили открытым вопрос о том, кто сменит Ангелу Меркель во главе правительства страны.
По итогам выборов в Бундестаг проходят шесть политсил, а формально на выборах победили социал-демократы.
Места распределятся так:
- Социал-демократическая партия Германии — 206 депутатов (+53 мандата);
- ХДС/ХСС — 196 депутатов (-50 мандатов);
- Партия зеленых — 118 депутатов (+51 мандат);
- Свободная демократическая партия Германии — 92 депутата (+12 мандатов);
- Альтернатива для Германии — 83 депутата (-11 мандатов);
- Левая партия — 39 депутатов (-30 мандатов).
Однако такой результат не дает ни одной из партий возможности самостоятельно сформировать коалицию либо автоматически претендовать на место канцлера. Германию ждет затяжная «коалициада».
НВ рассказывает, почему так получилось и что еще важно знать об итогах этих выборов.
1. Имя канцлера еще не известно — и будет известно нескоро
Ангела Меркель сохраняет все полномочия и остается канцлером Германии до тех пор, пока не будет сформирована новая правящая коалиция, после чего Бундестагу предстоит избрать нового главу правительства.
В истории послевоенной Германии рекорд продолжительности коалиционных переговоров был установлен в 2017 году: выборы состоялись 27 сентября, но новое правительство Меркель приняло присягу лишь в марте 2018 года.
Как ожидается, переговоры затянутся и в этот раз — из-за минимальной разницы в поддержке социал-демократов (25,7%) и блока ХДС/ХСС (24,1%), чьи кандидаты реально претендуют на кресло канцлера. Отсутствие очевидного фаворита, как правило, усложняет «коалициаду», поскольку каждая из партий-лидеров стремится договориться с меньшими политсилами, прошедшими в парламент, на своих условиях.
В итоге переговоры могут длиться не только недели, но и месяцы.
2. Коалицию впервые сформируют как минимум три, а не две партии
Возможных форматов коалиции — в теории — насчитывается немало, однако наиболее вероятными считаются две из них:
- «ямайская» коалиция (в составе ХДС/ХСС, Зеленых и либеральные «свободные демократы» — черный, зеленый и желтый цвета, откуда она и получила свое название) — вероятный канцлер Армин Лашет, в таком случае победившая СДПГ сенсационно окажется «за бортом правительства);
- «светофорная» коалиция (в составе социал-демократов, «свободных демократов» и Зеленых — красный, желтый и зеленый цвета символики) — вероятный канцлер Олаф Шольц, кандидат от победившей на выборах партии СДПГ.
В любом из этих случаев впервые за десятилетия в Германии будет создана коалиция, включающая в себя более чем две партии. Кроме того, как очевидно из раскладов выше, обладателями «золотой акции» на этих выборах стали Зеленые и либеральная Свободная демократическая партия Германии — крайне маловероятно, что коалиция будет сформирована без кого-то из них.
«Вероятно, это будет первый раз, когда у нас будет правительство с тремя партнерами», — признал после выборов Армин Лашет, кандидат в канцлеры от блока ХДС/ХСС и лидер партии Меркель.
3. Партия Меркель и союз ХДС/ХСС финишировали с исторически низким результатом
Христианско-демократический союз (ХДС) — консервативная правоцентристская партия Ангелы Меркель — получила на нынешних выборах наихудший результат в послевоенной истории Германии.
Политсила, которая традиционно участвует в выборах вместе со своим баварским союзником — партией Христианско-социальный союз, ХСС, — набрала 24,1% (итог всего блока) и заняла второе место после социал-демократов. Для союза двух партий это худший результат за его семидесятилетнюю историю — хотя и ожидаемый, поскольку предвыборные опросы показывали аналогичные цифры. Кандидат в канцлеры от ХДС Армин Лашет, которого поддержала на выборах Меркель, в ночь после выборов признал, что партия разочарована таким итогом голосования. Тем не менее он дал понять, что будет добиваться должности канцлера в расчете на коалицию ХДС/ХСС с Зелеными и Свободной демократической партией (СвДП).
ХСС, в свою очередь, показала худший результат в Баварии с 1949 года, набрав 31,7% голосов. Ее лидер Маркус Зедер также заявил, что «недоволен» этими цифрами, но все же подчеркнул плюсы: во-первых, результат ХСС оказался выше, чем ХДС в остальной Германии, а во-вторых, партия Зедера финишировала в Баварии первой, а не второй.
4. Социал-демократы получили шанс вернуть себе должность канцлера впервые после ухода Шредера
Формальный победитель выборов, Социал-демократическая партия Германии (25,7%), заняла первое место с минимальным отрывом, который составил чуть более полутора процентов.
Однако Олаф Шольц, кандидат в канцлеры от этой политсилы и действующий вице-канцлер ФРГ, расценил такой результат однозначно: «Граждане хотят, чтобы канцлера звали Олаф Шольц», — заявил он в первом публичном выступлении в ночь после выборов.
Теоретический вариант формирования коалиции без участия СДПГ существует, однако более вероятным немецкие обозреватели считают создание парламентского большинства именно вокруг социал-демократов — причем без участия ХДС/ХСС. В таком случае Шольц действительно имеет шансы возглавить немецкое правительство и может стать первым канцлером от СДПГ с 2005 года, когда эту должность оставил социал-демократ Герхард Шредер.
5. Партия Зеленых добилась рекордного числа голосов и почти гарантированного участия в коалиции
Третье место Партии зеленых (14,8% голосов) стало наилучшим результатом этой партии на общенемецком уровне с момента ее создания. И хотя на ранних этапах избирательной кампании Зеленые показывали даже более высокие цифры в опросах, эпизодически выходя на 1−2 место, итоговый результат партии все равно порадовал ее лидеров. Теперь правящая коалиция вряд ли будет сформирована без их участия — для этого придется задействовать одиозны ультраправые либо ультралевые политсилы, против чего выступают все крупные партии.
«Мы хотели большего, но не смогли достичь этого из-за наших собственных ошибок в начале избирательной кампании, из-за моих ошибок. На этот раз наших усилий оказалось недостаточно, но мы получили мандат на будущее!» — широко улыбаясь, заявила после выборов сопредседатель Зеленых Анналена Бербок, выдвигавшая свою кандидатуру в канцлеры.
6. Численность депутатов Бундестага тоже будет рекордной
Из-за особенностей избирательной системы Германии численность депутатов в парламенте непостоянна и варьируется в зависимости от итогов выборов, напоминает DW.
В Бундестаг входят как минимум 598 депутатов (299 избираются в округах и столько же — по партийным спискам). Однако это число может существенно возрасти, если мелкие партии получат больше прямых мандатов в округах, чем им положено по партийным спискам. В таком случае остальным партиям предоставляют так называемые «уравнивающие мандаты», призванные сохранить пропорциональное распределение мест по итогам подсчета вторых голосов.
Поэтому в Бундестаге прошлого созыва было 709 депутатов, а теперь их будет уже 735 — абсолютный рекорд в истории немецкого парламента.
Такую ситуацию давно критикуют и в немецком обществе, и в правительстве ФРГ. Опрос института YouGov, проведенный по заказу dpa, показал, что 71% немцев считают число депутатов слишком большим (еще когда их было 709). А председатель бундестага Вольфганг Шойбле, бывший министр финансов Германии, еще в 2018 году заявлял, что содержание немецкого парламента обходится налогоплательщикам слишком дорого.
7. Ультраправые попали в парламент во второй раз, ультралевые — вопреки тому, что не дотянули до 5%
Обе самых одиозных партии в Бундестаге, которые вряд ли войдут в состав будущей коалиции, ухудшили свой результат на выборах.
Ультраправая партия Альтернатива для Германии, которая известна своей евроскептической, антииммигрантской и популистской риторикой, показала самые высокие результаты в ряде регионов Восточной Германии (заняв в ряде округов первые-вторые места). Однако если в 2017 году она получила третье место (хотя впервые прошла в Бундестаг), то теперь финишировала лишь пятой и лишится 11 мандатов.
А ультралевая партия Левые потеряла еще больше (около 30 мандатов). Более того, по партийным спискам она не смогла преодолеть 5%-ный барьер (набрав 4,9%) и получит места в парламенте лишь благодаря особенностям избирательного законодательства в Германии. Партия освобождается от этого требования, если набирает определенное количество персональных мандатов в отдельных округах — что и удалось Левым.
8. Неопределенный итог голосования может помочь Меркель побить рекорд Гельмута Коля
Из-за того, что главные конкуренты на выборах — социал-демократы и блок ХДС/ХСС — финишировали с минимальным отрывом, политологи сулят Германии затяжные коалиционные переговоры.
В обеих партиях надеются завершить их до Рождества (25 декабря в ФРГ).
В таком случае у Ангелы Меркель есть шансы превзойти рекорд Гельмута Коля по длительности пребывания во главе правительства ФРГ в послевоенный период. Этот срок истечет 17 декабря 2021 года — Коль, бывший политический покровитель самой Меркель, провел в должности 16 лет и 26 дней.
Во всей истории Германии дольше на посту канцлера оставался только Отто фон Бисмарк (22 года 262 дня).
9. В Бундестаге впервые появится депутат-трансгендер — а точнее, сразу два
По итогам выборов в общенемецкий парламент впервые проходят два политика-трансгендера, обе они представляют Партию зеленых.
Более известна Тесса Ганзерер — представительница парламента Баварии, которая ранее была известна как депутат Маркус Ганзерер и совершила каминг-аут в 2019 году в возрасте 41 года.
Читайте также: Мистер и миссис Ганзерер. История первого депутата-трансгендера в Германии
Вторым депутатом-трансгендером в Бундестаге станет Нике Славик, избранная от Зеленых в избирательном округе Леверкузен — Кельн IV. Она уже назвала итог голосования «историческим» и отметила, что все еще не может поверить в свое избрание в Бундестаг.
https://twitter.com/nyke_slawik/status/1442198290901123080?ref_src=twsrc%5Etfw
10. Мэром Берлина впервые избрана женщина
Ею станет 43-летняя представительница социал-демократов Франциска Гиффай, министр по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи в последнем правительстве Меркель. Она победила на выборах мэра Берлина — одновременно с парламентскими в ряде регионов прошли и местные выборы.
В Берлине Гиффай известна тем, что три года (2015−2018) руководила округом Нойкёльн — самым проблемным районом немецкой столицы, который известен как «округ проблем» (Problembezirk), «округ происшествий» (Szenebezirk) и «гетто Большого города» (Großstadtgetto). Здесь Гиффай пришлось решать такие вопросы, как интеграция мигрантов, рост преступности и популярности ультраправой партии Альтернатива для Германии — с чем она справлялась весьма успешно.