Прорвались в последний момент. Как семья женщины из Афганистана, работавшей на США, смогла эвакуироваться с помощью Украины
Двое дочерей афганки Марсии Шарифи — 14-летняя Марьям и трехлетняя Мерса — и их бабушка в последний момент смогли эвакуироваться из Афганистана, благодаря украинским военным. После прихода к власти Талибана их жизни были под угрозой, так как Шарифи много лет сотрудничала с США.
НВ публикует перевод статьи Wall Street Journal о драматической истории эвакуации, которая в любой момент могла закончиться трагедией, но закончилась воссоединением семьи.
***
В шаге от спасения
Бойцы Талибана, вооруженные автоматами АК-47, произвели предупредительные выстрелы над бурлящей толпой у входа в аэропорт Кабула. Четырнадцатилетняя Марьям Мохаммади вздрогнула. Ее трехлетняя сестра Мерса заплакала. «Не бойся, — сказала старшая девочка, — Это всего лишь игра».
Сестры и их бабушка 21 августа стояли в течение нескольких часов в составе группы, которой было разрешено вылететь из контролируемой талибами афганской столицы. Сначала они должны были отправиться в Украину, а затем надеялись приехать к родителям девочек в США.
В течение нескольких дней они пытались попасть на аэродром — центр эвакуации, который контролировали США. Теперь они были всего в нескольких метров от ворот. Они видели морских пехотинцев и группу украинских солдат, ожидавших внутри, чтобы помочь им спастись.
Марьям была уверена, что на этот раз у них получится. Ранее в тот же день она отправила сообщение своей матери, которая с тревогой ждала их в Калифорнии: «Не волнуйся. Мы здесь».
Но двери не открылись. Хаос снаружи был слишком силен. Талибан начал бить людей, и группа в состав которой входили Марьям, Мерса и их бабушка, была вынуждена отступить.
Смертельная угроза Талибана
В Сакраменто мать девочек Марсия Шарифи была в отчаянии. Два года она работала над воссоединением своей семьи, одновременно пытаясь заложить основу для лучшего будущего своих дочерей в США. Она знала, что это рискованно. Но она не ждала, что это так быстро станет вопросом жизни и смерти.
В течение многих лет 34-летняя афганка Шарифи работала директором проекта Агентства США по международному развитию для женщин и молодежи в городе Герат на западе Афганистана. Это сделало ее и ее семью целями Талибана.
Когда в течение нескольких недель в августе к власти пришел Талибан, афганцы, связанные с США, стали искать способы спастись. Шарифи, которая жила то в Калифорнии, то в Афганистане, и ее девочки оказались в противоположных концах мира.
Перед выводом 31 августа последних американских сил из Афганистана США с помощью авиации эвакуировали больше 120 тысяч человек. Еще десятки тысяч человек не смогли эвакуироваться. Шарифи была полна решимости, что ее дочери должны это сделать.
Читайте также: Иностранные журналисты и правозащитники: Украина эвакуировала из Афганистана более 600 человек — ОП
12 августа Герат захватили талибы. Вскоре после этого Марьям, одетая в школьную форму, и ее бабушка Захра Шарифи были остановлены на улице боевиком, который приказал им вернуться домой и больше не выходить на улицу — разве что в бурке и в сопровождении родственника-мужчины.
Марьям и Мерса в 2019 году

«В следующий раз, когда я увижу тебя в этой форме, я пристрелю тебя», — сказал Марьям мужчина.
Затем представители Талибана пришли в дом семьи в поисках Марсии Шарифи. Марьям, Мерса и их бабушка стали прятаться, целыми днями ютясь в сырых подвалах, пока талибы бродили по улицам Герата.
Снаружи на улице гремела стрельба. Марьям говорит, что обнимала сестру и спрашивала себя, конец ли это. «Я думала, что больше никогда не увижу своих отца и мать, — сказала она, — Я думала, что мое образование окончено».
Долгий путь в Кабул
Семья решила, что девочки и их бабушка должны попытаться преодолеть 400 миль (больше 640 км — ред.) до столицы.
Во время первой попытки автобус, на котором они ехали, был остановлен талибами в нескольких часах езды от Герата. Двое боевиков в тюрбанах и грязной одежде сели в автобус и наставили оружие на пассажиров. Автобус повернул обратно в Герат.
После того, как 15 августа талибы захватили Кабул, семья Шарифи снова попыталась туда добраться. Все трое были в чадрах и сидели молча, когда автобус останавливался на контрольно-пропускных пунктах талибов. Один раз боевики зашли в автобус, посмотрели на пассажиров, большинство из которых были женщинами, и сказали: «Хорошо, вы можете проезжать».
Они приехали в столицу 17-го числа, обрадованные перспективой улететь из Афганистана. На следующее утро они прибыли в аэропорт с готовыми документами для проезда и ждали, что солдаты назовут их имена и впустят их внутрь. Но девочек в списке не оказалось.
В США Шарифи и группа бывших американских правительственных чиновников, которых она привлекла для оказания помощи в получении виз для своих дочерей, лихорадочно пытались привлечь внимание властей США в Вашингтоне и Кабуле к Марьям, Мерсе и их бабушке.
По словам людей, участвовавших в спасательных операциях, защитники семьи Шарифи обратились к помощникам министра обороны Ллойда Остина. Высшие должностные лица Пентагона заявили, что их завалили просьбами о помощи афганским семьям, включая и семью Шарифи, и что они изо всех сил стараются доставить их всех в безопасное место.
Толпа у ворот, невыносимая жара и теракт
Марьям, Мерса и их бабушка вернулись (к аэропорту Кабула — ред.) на следующее утро и на следующее утро после этого. С каждым днем толпа возле аэропорта в Кабуле становилась все больше и беспокойнее, а бойцы Талибана рядом с аэропортом становились все более жестокими и хлестали людей в толпе кабелями.
Марьям, ее сестра и бабушка несколько раз выходили вперед и умоляли морских пехотинцев (пропустить их — ред.), но, по их словам, безуспешно.
Однажды, голодные, измученные жаждой и сильно уставшие, все трое увидели, как толпа побежала, топча детей. Раздалась стрельба, толпу разделили машины скорой помощи, увозя раненных и мертвых. «Мне было так страшно, — рассказала Марьям, — Я боялась за сестру».
Мерса из-за обезвоживания после нескольких дней ожидания на августовской жаре потеряла сознания. Марьям и ее бабушка схватили ее и кричали рикше, чтобы он отвез ее в больницу. Там она пришла в себя после того, как ей поставили капельницы.
После этого семья Шарифи решила, что продолжать пытаться попасть в аэропорт слишком опасно.
Затем они получили хорошие новости. Американские добровольцы, помогавшие эвакуировать девочек, связались с украинским правительством, которое предложило им места в самолете, который будет эвакуировать общественных лидеров. Украина направила группу солдат, чтобы помочь вывезти афганцев из страны.
Девочки и их бабушка стояли за воротами вместе с еще примерно 50 людьми. У половины из них были оранжевые воздушные шары с надписью «Украина», чтобы солдаты могли их опознать. По словам украинского чиновника и американских добровольцев, помогавших семье Шарифи, стоя за воротами аэропорта украинская команда была готова прорваться в толпу, чтобы доставить их внутрь.
Однако морские пехотинцы США отказались открыть ворота, заявив, что риски слишком велики из-за хаотичной ситуации снаружи. Официальные лица Пентагона и Центрального командования США не ответили на запросы о комментариях (по этому поводу — ред.).
«Мне очень жаль, — написал один из американских добровольцев члену группы, — Я звонил в течение трех часов, пытаясь убедить американцев открыть ворота, но они отказались из-за насилия и толпы».
26 августа организаторы работали с Катаром, чтобы посадить семью на микроавтобус, который мог бы проехать в аэропорт. Казалось, что это лучший способ попасть внутрь. Девочки и их бабушка только что сели в автобус, когда террорист-смертник врезался в окруженные толпой ворота аэропорта Кабула, убив 200 человек, в том числе 13 военнослужащих США. Взрыв превратил спасательную операцию в хаос. Никто не был уверен, допустят ли США еще кого-нибудь в аэропорт, так как до момента, когда американские войска планировали уйти, оставалось мало времени.
Семья провела ночь в автобусе, который переезжал с места на место в поисках безопасного места, чтобы припарковаться.
«Мы все еще в автобусе. Я умираю. У меня болит спина», — сказала Марьям в голосовом сообщении своей матери, которое она отправила примерно через 12 часов после того, как вошла в автобус.
Спасение в последний момент
Когда в пятницу, 27 августа, взошло солнце, группа снова подъехала к аэропорту. Их снова окружили афганцы, которые стучали в окна и пытались проникнуть внутрь. Автобус остановился.
Возможно, это был конец. Но из ворот аэропорта вышел отряд украинских солдат. Выстрелив вверх, они пробрались к автобусу и сопроводили его до ворот. Когда они благополучно проехали, Марьям заплакала от облегчения и радости.
«Я почувствовала, что с моих плеч свалилась огромная тяжесть», — сказала бабушка девочек Захра Шарифи.
Через несколько часов Марьям, Мерса и их бабушка сели в украинский самолет. Измученные, они приземлились на следующий день в Киеве с единственным рюкзаком.
30 августа Марсия Шарифи приземлилась в Киеве. В аэропорту она прошла через раздвижные двери багажного отделения и обнаружила свою мать и двух дочерей, ожидающих в зале прибытия с мраморными стенами. Одной рукой она подняла Мерсу, другой обняла Марьям и заплакала.