Тихановская в США. Эксперт Atlantic Council рассказала о резком преображении лидера белорусской оппозиции
Заместитель директора Евразийского центра при Атлантическом совете (Atlantic Council) Мелинда Херинг в статье для The National Interest описала свои впечатления от визита лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской в Вашингтон в конце июля.
НВ предлагает перевод статьи Что означает визит Светланы Тихановской в США для Беларуси.
Во время своего недавнего визита в Вашингтон лидер демократической оппозиции Беларуси Светлана Тихановская вернула известное своим непостоянством внимание США к проблеме многострадального 9,4-миллионного белорусского народа. Я сидела в первом ряду во время ее удивительного выступления в округе Колумбия. Элегантно одетая, она всегда четко отвечала на вопросы. Ее застали врасплох лишь однажды, когда редактор этого журнала Джейкоб Хайльбрунн спросил, что дня нее стало самым большим сюрпризом в Вашингтоне. Бывшая учительница английского языка рассмеялась. Идеальный ответ.
На частных ужинах она разговаривала трогательно, без шпаргалок, зажигая даже черствую элиту без капли интереса к стране.
Мы не должны удивляться. Она уже делала то же самое в Беларуси в августе прошлого года после того, как Александр Лукашенко попытался сфальсифицировать свои шестые президентские выборы.
Когда я осенью прошлого года дважды брала интервью у Тихановской для этого журнала, она не была похожа на президента. Ее ответы на основные вопросы были упрощенными. Ей было явно неудобно. Но не сейчас.
Тихановская не боится вопросов и наслаждается публичными выступлениями. Тридцативосьмилетняя выпускница Мозырского государственного педагогического университета - вуза, который готовит учителей, быстро учится.
Читайте также:
Бернар-Анри Леви Жанна Д’Арк из Минска. Какая она — Светлана Тихановская
В Стэнфордском университете 29 июля, когда некоторые из лучших умов мира буквально допрашивали ее, она их проучила. Когда они потребовали от нее озвучить будущую геополитическую ориентацию Беларуси, она отвергла академический туман и сосредоточилась на общей картине.
«Наша задача сейчас - не обсуждать, как и с кем Беларусь будет дружить в будущем. Наша задача - вернуть нашим людям возможность выбора. Как только мы получим свой выбор, мы сможем решить, куда будет идти путь Беларуси», - сказала она.
Пожалуй, самое удивительное в Тихановской - это то, как она борется со своим бедственным положением. Ее муж Сергей сидит за решеткой с мая 2020 года, и она почти не видит своих двоих детей. На митинге в Вашингтоне Тихановская нежно поздравила их и особенно тепло - ребенка в инвалидной коляске. Одиннадцатилетний сын Тихановской не слышит, и поэтому она долгие годы оставалась дома. Тихановская неутомимо работала, чтобы он мог пользоваться правильными слуховыми аппаратами и иметь доступ к образованию. Интересно, что Тихановская вообще не упоминает об этом. Она не хвастается и не акцентирует на семейных проблемах.
Когда мы принимали оппозиционного лидера в Атлантическом совете, главная корреспондент PBS Амна Наваз спросила Тихановскую, как она справляется со стрессом в нынешней ситуации.
В своем привычном стиле она нежно сказала, что речь не о ней и стоит сосредоточиться на жителях Беларуси, которые действительно страдают.
И они действительно страдают. Жестокие действия полиции и даже изнасилования в тюрьмах получили огромный размах в Беларуси. Сейчас в стране насчитывается 597 политзаключенных, и еще около 10 ежедневно бросают за решетку. За последние две недели состоялся жесткий разгром того, что осталось от крошечной, но влиятельной независимой прессы в Беларуси, и гражданского общества. План игры Лукашенко очевиден: он расправляется с независимой прессой и общественными организациями, а затем ждет Тихановскую, которая живет в эмиграции в Литве. У кого быстрее закончатся деньги?
Читайте также:
Питер Дикинсон Почему Тихановскую объявили в розыск в России?
Недавно Вашингтон открыл свой кошелек, пообещав 30 миллионов долларов на поддержку Беларуси, и это большой шаг вперед. Однако вполне вероятно, что на пути этих денег будут бюрократические препоны, и в конце концов они окажутся в крупных американских подрядных компаниях вроде Bethesda, а не у реальных белорусских организаций, которым сейчас нужны средства. Слишком много вашингтонских бюрократов постоянно повторяют тезис о том, что мы должны слепо следовать правилам. Но есть более эффективные способы поддержки, если бы только Вашингтон мог проявить немного творчества.
Тактика террора - не единственный шаг Лукашенко. Более 2400 мигрантов, преимущественно из Ирака и Африки, заполонили границу Литвы через Беларусь. Это стало расплатой за открытую политику руководства Вильнюса и осуждение Лукашенко. Лукашенко сказал, что «он больше не будет останавливать» мигрантов, а Вильнюс утверждает, что Беларусь поощряет мигрантов лететь в Минск, а потом белорусские пограничники помогают мигрантам пересечь белорусско-литовскую границу для создания искусственного миграционного кризиса. Тихановская и ее команда живут в Вильнюсе под защитой спецслужб Литвы.
День Тихановськой начинается рано. Она встает в 4 утра, работает и составляет речи до поздней ночи.
Пожалуй, самое сложное в Тихановской - это ее планы. В нескольких интервью она сказала, что больше не будет баллотироваться на пост президента. Однако она оставляет открытой возможность публичной роли.
Тихановская не слишком харизматичная, и она, безусловно, не самый талантливый политик Беларуси - они все в тюрьме, - но правда, очевидно, сейчас на ее стороне.