«Мы!»: корпоративное волонтерство — недооцененная часть мотивации сотрудников
Социальная ответственность стремительно захватывает лучшие умы украинского бизнес-сообщества, но такое ее проявление, как корпоративное волонтерство, относительно малоизвестно.
С одной стороны, не удивительно, ведь для его возникновения нужен определенный уровень развития компании — не только осмысленная, но и зрелая система КСО. В то же время это уникальное решение может быть полезно любому бизнесу, принося пользу сразу в трех направлениях, — генерировать благо для общества, заряжать сотрудников и, как следствие, создавать удвоенный импульс для компании.
Член наблюдательного совета и лидер КСО Parimatch Tech, президент международного благотворительного фонда Parimatch Foundation Катерина Белорусская делится своим виденьем и опытом компании на тему.
Катерина Белорусская
Член наблюдательного совета и лидер КСО Parimatch Tech, президент международного благотворительного фонда Parimatch Foundation
— Давайте вначале дадим определение, что такое корпоративное волонтерство, почему оно возникает и как проявляется.
— Корпоративное волонтерство — это прямая помощь сотрудников компании обществу, непосредственно или через некоммерческие организации, профессиональными навыками, умственным или физическим трудом. Носит исключительно добровольный характер, инициируется и поддерживается компанией в рабочее время и драйвится желанием людей сделать свой вклад в устойчивое развитие района, города, страны. Это часть КСО, с помощью которой компании развивают культуру устойчивого развития. Вовлекают сотрудников, создают для них условия. Важно вовлекать не только рядовых сотрудников, но и менеджмент. Кто-то должен быть проводником. Когда ТОП-менеджер участвует в подобных инициативах, он подает отличный пример для команды, и люди ощущают, что это действительно важно, раз ТОП тратит на это свое «дорогое время». Вообще, устойчивая культура в компании может сформироваться, только если есть инициатива и проактивность идет сверху, когда эту ценность несут собственники бизнеса и топ-менеджмент. Иначе это не сработает.
Корпоративное волонтерство может проявляться в самых разных формах участия:
- разовое физическое участие «в полях» проекта — индивидуальное или групповое;
- постоянное членство в общественных организациях;
- консультативная помощь: например, проведение бизнес-анализа (да-да, подход должен быть такой же, как в бизнесе);
- организация сбора пожертвований (среди сотрудников или даже партнеров компании);
- участие топ-менеджеров в попечительских советах некоммерческих организаций (например, для помощи в привлечении средств).
Переход бизнес-коммуникации онлайн в 2020—2021-м заставляет также говорить о Е-волонтерстве — сотрудничестве без границ онлайн, с более доступной возможностью вовлекаться в локальные проекты по всему миру (или подключать международных экспертов к своим инициативам).
Чаще всего усилия корпоративных волонтеров фокусируются на следующих направлениях:
- экология (с большим отрывом — самое популярное направление);
- образование;
- здравоохранение;
- благоустройство территорий.
— В чем ценность корпоративного волонтерства непосредственно для компании?
— Наверное, главная ценность — формирование устойчивой культуры внутри компании и, как следствие, позитивное влияние на репутацию бренда. Хотя это уже больше зависит от стратегического вектора. Ведь его влияние как HR-инструмента, который сплачивает и заряжает команду, тоже сложно переоценить. Кроме того, у корпоративного волонтерства, с точки зрения полезности для компании, можно выделить такие функции:
- обеспечивает более полное вовлечение во взаимодействие с местным сообществом;
- способствует устойчивому развитию;
- развивает сотрудников;
- укрепляет межсекторальное взаимодействие;
- делает сотрудников счастливее!
Насколько ценным является корпоративное волонтерство для компании и общества, настолько же вредным может быть его игнорирование. И если общество в этом случае просто ничего не получает от компании, то сотрудники разочаровываются в своих лучших устремлениях — и постепенно «гаснут». А вместе с ними и компания.
— Как корпоративное волонтерство реализуется в украинском бизнес-сообществе? Чего не хватает?
— На официальной законодательной карте страны волонтерство в Украине появилось благодаря спорту и международному сообществу, а именно футболу. Ведь закон «О волонтерской деятельности» приняли только в 2011 году из-за… Чемпионата Европы по футболу 2012, его потребности в волонтерах и стандартов УЕФА.
Продолжая историю вопроса (а она показательна), тогда же в 2011 году был запущен ежегодный конкурс «Корпоративное волонтерство в Украине», инициированный Фондом «Восточная Европа». На первый отбор поступило «аж» 20 заявок, а уже в 2015-м прошел последний из них — рейтинг не прижился.
В конкурсе «Благотворительная Украина», который проходит с 2012 года, корпоративное волонтерство не входит в основные номинации и было представлено лишь однажды — в 2015 году, в дополнительном секторе под патронатом Министерства социальной политики.
Как видите, институциональные попытки есть, и компании, особенно международные, привносят свое влияние. Но системной поддержки «на местах» каждый раз недостаточно, чтобы тренд стал устойчивым.
На самом деле, проявления корпоративного волонтерства случаются у многих украинских компаний, но преимущественно они носят характер разовых вспышек, инициированных активными сотрудниками. А вот осмысленно и системно как часть КСО и стратегии устойчивого развития компании — скорее исключение и прерогатива представительств международных корпораций, сосредоточенных в столице.
Также распространена практика, когда корпоративное волонтерство входит в зону ответственности HR-департаментов (как инструмент мотивации) — к сожалению, это несколько ограниченный подход, поскольку третья сторона — общество — участвует в таком случае больше как инструмент, а не цель. Тогда как с точки зрения КСО, благо для общества (и выстраивание репутации) — это основная цель.
Конечно, это не означает, что украинских компаний со зрелым подходом к волонтерству нет — есть, и это очень радует. Просто хочется видеть их гораздо, гораздо больше. Нашей стране это правда нужно.
— Каков опыт корпоративного волонтерства непосредственно Parimatch Tech?
— Надо сказать, началось все давно и почти стихийно, «снизу», по инициативе наших прекрасных сотрудников. Поначалу ребята сами организовывались группами, ездили в приюты для животных, детские дома. И знаете: наверное, это было правильно, и нам нужно было увидеть, что у людей есть запрос, есть такая потребность, и сориентироваться на нее — ведь иначе это было бы «спустить сверху», как говорят, «добровольно-принудительно». Рост «снизу» нам видится все же более органичным и устойчивым.
А уже в этом году, развивая КСО, мы делаем на корпоративном волонтерстве системный акцент. Сначала стали предлагать сотрудникам участвовать в качестве волонтеров в программах Parimatch Foundation. Потом стало ясно, что кто-то больше склонен помогать, животным, например, а кто-то — пожилым людям, и мы поняли, что должны давать эту возможность. Поэтому сейчас мы инициируем и предлагаем сотрудникам много разных вариантов, сотрудничая с проверенными и надежными НГО и фондами.
В этом году у компании появилась официальная политика по корпоративному волонтерству и возможность тратить на него 16 оплачиваемых рабочих часов в год для каждого. Мы считаем это большим шагом вперед. А еще мы поняли, что волонтерству нужно обучать, потому что не все так просто, везде есть своя специфика. Например, волонтер, который хочет работать с детьми, должен сначала пройти тренинг и точно знать, как себя вести. Поэтому сейчас мы работаем над серией обучающих материалов для наших сотрудников.
А что думают о корпоративном волонтерстве сами сотрудники Parimatch Tech? Мы провели небольшой блиц-опрос.
— Зачем нужно корпоративное волонтерство?
Катерина Осауленко
программный менеджер по развитию благотворительных программ Parimatch Foundation в Украине
— КВ укрепляет связи внутри компании, создает комьюнити: люди объединяются, начинают дружить благодаря своим волонтерским инициативам, когда видят признание своей совместной силы. И еще — работает наружу, на бренд, в том числе.
Ярослав Клименко
Product Owner
— Для компании корпоративное волонтерство мегаважно в плане формирования единых ценностей и одного вектора на развитие софт скилов. Это намного легче делать через волонтерство, через какие-то идеи помощи. Не важно кому, детям, животным — главное, что люди взаимодействуют в этом направлении между собой.
Дмитрий Тригодько
Lead.NET Developer
— Это развивает общую культуру. Некоторые проекты вообще могут влиять на вектор развития компании в целом.
— Почему участвуете лично вы?
Катерина Осауленко: Для меня как для сотрудника важно, чтобы компания заботилась не только о бизнесе и о сотруднике, но и давала возможность реализовывать свои социальные инициативы внутри.
Ярослав Клименко: Во-первых, наверное, так воспитали. Сейчас я чувствую это как внутреннюю потребность, я от этого заряжаюсь.
Дмитрий Тригодько: Хочется не только в себя вкладывать какие-то материальные и нематериальные ценности, а и что-то отдавать, кому-то помогать.
— Какие впечатления от уже реализованных проектов?
Катерина Осауленко: Самый яркий пример — когда во время пандемии буквально стояла очередь из наших ребят, которые хотели помочь развезти по больницам закупленную компанией помощь. Это было очень показательно: осознавая важность миссии, люди действительно готовы были объединяться и помогать.
Еще запомнилось, когда мы ездили в приют для собак «Сириус». Особенно интересно было, что ребята привели с собой близких — вторых половинок, детей. То есть, вовлечение было шире, чем непосредственно сотрудники компании. Тут уже дружба семьями. И это не просто приехать погладить собачку, а пять часов работать физически! И тяжело работать, шла плотная командная работа, распределение задач, взаимоподдержка. Это сильно сплачивает — все были уставшие, измученные, но счастливые. И все горели желанием «А давайте еще завтра, не все вольеры мы еще построили». Это было очень здорово!
Вот так в Parimatch Tech делают добрые дела. При поддержке компании сотрудники тратят рабочее время, подключают семьи, вкладывают силы и… заряжаются!