Риски госбанков. Шесть опасных норм банковского закона 4367, принятого для МВФ
Одним из условий получения очередного транша МВФ было принятие закона 4367. Изначальная цель этого закона была в устранении недостатков существующего корпоративного управления в банках. НВ Бизнес, проанализировав этот закон, выяснил, что некоторые нормы могут свести на нет уже проведенную корпоративную реформу в банках
Сейчас на подписании у президента Украины Владимира Зеленского находится «банковский» закон 4367, который Верховная Рада приняла 30 июня 2021 года. Документ принят в рамках выполнения условий по 18-месячной программы stand-by МВФ на $5 млрд для получения второго транша.
Согласование закона в комитете Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, исходя из видеозаписи, происходило в хаосе и сопровождалось звонками членов комитета представителям МВФ, в попытке выяснить согласовывали ли они текст законопроекта или нет. А также стенаниями некоторых народных депутатов по поводу независимости Украины. В этой суматохе в закон внесли несколько критических правок, противоречащих требованиям МВФ. Представитель НБУ заявил, что МВФ замечаний по законопроекту не дал.
https://www.youtube.com/embed/01L4LGsfSFM
Группа депутатов пыталась убрать позицию первого заместителя председателя НБУ, что, по мнению парламентариев, позволило бы уволить Катерину Рожкову, однако эта правка не прошла комитет.
Власти взяли на себя обязательство совместно с МВФ и Всемирным банков внести изменения в закон о банковской деятельности. Украина должна устранить пробелы в корпоративном управлении.
Принятый закон 4367 внедряет новую структуру капитала (включая буферы капитала), чтобы повысить способность банка поглощать убытки, а также дополнительные требования к членам совета и правления банка. Так, Национальному банку Украины (НБУ) предоставляется право устанавливать банкам индивидуальный размер экономических нормативов в зависимости от рискованности деятельности и право требовать изменения персонального состава наблюдательного совета (НС) или правления банка, если текущий состав этих органов не способен обеспечивать эффективное управление и контроль за деятельностью банка.
Также закон добавляет еще одного члена правления НБУ, к шести имеющимся, который будет отвечать за небанковские учреждения и позволит НБУ создавать подразделения в иностранных юрисдикциях.
Закон уточняет отдельные нормы относительно консолидированного надзора за банковскими группами, лицензирования банков, согласования приобретения существенного участия в банках и требований к их структурам собственности.
Но, наряду с этим, закон пострадал от правок, которые наполнили закон нормами, позволяющими финансировать скрытые интересы НБУ и взять под политический контроль государственные банки.
«Рада приняла скандальный законопроект, способный сорвать сотрудничество с МВФ и разрушающий все достижения корпоративного управления. Закон ожидает подписания у президента, но президенту лучше его ветировать. Закон вносит множество грязных поправок, которые даже не анонсировались и мало кто понял зачем это делается», — сказал НВ Бизнес осведомленный источник в одном из государственных банков.
НВ Бизнес выяснил, о каких правках идёт речь, и как они угрожают корпоративной реформе на банковском рынке.