Как государству и бизнесу в Украине переходить от обсуждений к совместным действиям?
«Мы открыты к диалогу с бизнесом», — декларируется с телеэкранов ведущими руководителями страны. А как доходит до выполнения конкретных предложений, начинается новая риторика, вроде: «приняли к сведению», «не в наших полномочиях», «не прописано в должностной инструкции». Как повышать результативность сотрудничества государственного и частного секторов, разбираем дальше.
Процессы становления демократического управления, предусматривающие учет общественного мнения при принятии политических решений, начались еще со времен независимости Украины. Почти 30 лет воспитывается новое поколение институтов гражданского общества, все качественнее демонстрирующее способность влиять на реформы национального и местного уровней.
Важной категорией таких институтов выступают бизнес-ассоциации и союзы, которые являются связующим звеном между субъектами хозяйствования и чиновниками при продвижении интересов частного сектора. Только не «подпольного», а именно прозрачного отстаивания своих прав и приоритетов. В профессиональном языке такой процесс называется «адвокацией» или «адвокаси».
Для того чтобы подготовить ассоциации и общественные организации поддержки предпринимательства к такому взаимодействию с властью, огромные усилия приложили международные организации и проекты. Например, такие как NED (Национальный фонд поддержки демократии), USAID (Агентство США по международному развитию), UNDP (Программа развития ООН) и др.
В итоге формируется новая культура подготовки предложений реформ с учетом голосов реального бизнеса. Более того, организациям уже удается формулировать их профессионально, особенно если к такой работе привлекаются аналитические центры и независимые эксперты. Эти предложения могут стать основой законопроекта или решения, которые передаются уполномоченным ведомствам.
Понимание необходимости учитывать мнение предпринимателей в большинстве свойственно и высшему руководству государства. Министры и депутаты открыто заявляют, что позиция частного сектора должна быть учтена при выработке политики. Тогда в чем же возникает проблема, когда доходит до внедрения конкретных инициатив?
Как было доказано в рамках исследования «Демократический компонент в обучении государственного сектора» (2021), без должного понимания процессов остаются государственные служащие и должностные лица местного самоуправления среднего звена. А именно к их компетенции относится подготовка документации, необходимой для сотрудничества с частным сектором.
Например, ни один из Центров повышения квалификации госслужащих не имеет учебной программы, только иногда проводит краткосрочные семинары по тематике «хорошего управления» (good governance). Подобная ситуация и с проблематикой «государственно-частного партнерства». Ни в одном из учреждений она не преподается как отдельная программа в течение нескольких лет.
Аналитический отчет подготовлен Региональным центром повышения квалификации Киевской области, при содействии Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, для представительства Центра международного частного предпринимательства в Украине (СІРЕ). Документ стал первым этапом масштабного проекта «Привлечение госслужащих к диалогу с частным сектором».
Согласно опросу, более трети (37,5%) исследованных заведений никогда не имели учебной программы по инструментам сотрудничества с частным сектором. С одной стороны, у 12,5% процентов опрошенных соответствующая тематическая программа появилась в этом году. Однако в таком же количестве учреждений в текущем году она исчезла из учебного расписания.
В более 50% исследованных учреждений тема коммуникации с общественностью не изучается на постоянной основе и чаще рассматривается только в общем контексте. Кроме того, учебные программы не содержат информации о деятельности тех консультативно-совещательных органов, в состав которых входят бизнес-структуры, ассоциации, союзы и тому подобное.
Соответственно, даже несмотря на постоянное повышение квалификации, предусмотренное национальным законодательством, украинские чиновники не имеют доступа к усвоению современных практик сотрудничества с бизнесом. Отсюда зародилась идея по наработке и внедрению на всеукраинском уровне новой специализированной программы подготовки государственных служащих.
Ее разработке предшествовало проведение международной конференции «Кейсы сотрудничества власти и бизнеса, которым следует обучать», состоявшейся онлайн в марте 2021. Лидеры ассоциаций предпринимателей, руководители учебных учреждений и эксперты из Украины, Грузии, Молдовы и Румынии представили практический опыт взаимодействия государственного и частного секторов.
«Во-первых, мы всегда приходим к госсектору с готовыми решениями, во-вторых, мы всегда готовы их внедрять вместе с чиновниками. Ведь просто сказать, что все неправильно — легко и не требует профессионализма. А намного важнее идентифицировать проблему, показать, что будет, если ничего не делать, и что нужно сделать, чтобы стало лучше», — поделился своим подходом Александр Чумак, президент Ассоциации частных работодателей.
Центр международного частного предпринимательства в Украине (СІРЕ) обеспечил организацию и модерацию дискуссии, объединившей более 80 участников. Озвученный отечественный и международный опыт был положен в основу учебного блока: «Методы и инструменты сотрудничества власти и бизнеса для решения социально-экономических проблем».
Для того чтобы обеспечить широкое распространение экспертизы, СІРЕ провел тренинг для тренеров (ТоТ) в июне, в рамках которого учились специалисты профильных учебных заведений, которые будут готовить госсектор. Ведь в дальнейшем методические материалы смогут быть использованы для преподавания в учреждениях образования и повышения квалификации.
В рамках тренинга были подняты актуальные вопросы терминологических коллизий в теме взаимодействия бизнеса и государства, рассмотрены практические кейсы того, как медленно и пошагово внедрять проявления демократии, а также очерчена логика, почему привлечение частного сектора может быть интересным и полезным для представителей власти.
Выпускниками ТоТ стали 21 преподаватель профильных учреждений и уполномоченных представителей частного сектора из 13 регионов страны. А Региональным центром повышения квалификации Киевской области было подано на согласование эту программу в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы для рекомендации по широкого применения.
По мнению организаторов проекта, именно распространение понимания инструментов коммуникации и механизмов сотрудничества с бизнес-сообществом среди госсектора и территориальных общин будет способствовать совершенствованию алгоритма принятия решений с учетом мнения налогоплательщиков. А в результате такой работы — к формированию более благоприятного бизнес-климата в Украине.
Авторы: Анастасия Баклан, Сергей Лукин