«Я не ромка, я — цыганка». Как работает единственный в Украине цыганский театр — репортаж НВ
Журналисты НВ побывали на репетиции единственного в Украине цыганского театра и поговорили с его артистами о традициях, стереотипах и негативном «имидже» ромов. Театр существует уже 27 лет — все это время его возглавлял народный артист Игорь Крикунов. В мае 2021 года он умер от COVID-19.
https://www.youtube.com/embed/bOzP8CKBuzw
Душа театра
«Не стоит забывать о своей крови. Душа театра — это именно цыганское искусство», — заслуженная артистка Украины Людмила Крикунова сидит в пустом кресле зрительного зала в киевском цыганском театре Романс. Она одета в длинное черное платье, а ее взгляд направлен в столь же черную глубину сцены напротив.
Это единственный государственный академический музыкально-драматический цыганский театр в Украине. В 1994 году его основал муж Людмилы, также заслуженный артист Украины Игорь Крикунов. В мае этого года мужчина умер на 68-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусом COVID-19. В театре его вспоминают с теплотой и уважением.
![](/media/2552924cad3141e1b032a3c0a8b21f05.jpg)
«До того как приехать в Киев, Игорь Николаевич был ведущим актером в театре Ромэн в Москве. Когда мы поженились, долго работали там вместе. Однажды приехали в отпуск в Киев — я сама киевлянка, — и организовали себе тут культурную программу. Попали в театр эстрады, сейчас известный как Театр на Подоле. Игорь Николаевич влюбился в эти представления. Мы решили переехать в Киев, и он какое-то время проработал в этом театре», — делится воспоминаниями Людмила.
Со временем Игорь Крикунов решил создать сперва собственный ансамбль, а затем и театр, который в 1994 году получил статус государственного. Так появился Романс — сейчас он расположен в здании на проспекте Победы, 38. Это академический театр с широкой концертной программой: спектакли, романсы, фантасмагории, музыкальные комедии, фольклорные и драматические спектакли, концертные программы. Программа регулярно обновляется: в год обычно ставят минимум по две премьеры. Зрители сюда приходят очень разные. Раньше, по словам артистов, это был возрастной контингент, преимущественно от 38 лет и старше, но в последнее время аудитория заметно помолодела.
Попасть к нам в театр на работу нелегко. Сначала смотрим на талант
Здесь работают только профессиональные артисты, и все они — синтетические, акцентирует внимание Людмила Крикунова, — то есть могут и петь, и танцевать, и участвуют в спектаклях.
«Попасть к нам в театр на работу нелегко. Сначала смотрим на талант, что человек умеет и что из него можно слепить. И на желание, потому что некоторым сложно вставать рано и каждый день приезжать на репетиции. А они у нас обычно с 10 утра и, иногда бывает, что до пяти-шести вечера», — говорит Людмила Крикунова.
Подобных театров, кроме киевского, в мире всего два: театр Ромэн в Москве и берлинский театр. Сейчас Романс — настоящее семейное дело. Кроме Людмилы Крикуновой в театре также работают ее сын Николай и дочь Жанна.
![](/media/34ad9fa6e193423e816869d3513e47ef.jpg)
«Я в театре уже 18 лет. Солистка, принимаю участие во всем репертуаре. Мы трудимся, живем ради театра. Здесь, думаю, проводим даже больше времени, чем дома», — рассказывает НВ Жанна Крикунова в перерыве между репетициями. Мимо проходят артистки в пышных цветных юбках.
В составе Романса — 15 артистов, которые задействованы в основной концертной программе. В самых масштабных спектаклях участвуют около двух десятков человек и используется огромное количество музыкальных инструментов, от треугольника до барабанов. Из современных есть кахон, а из традиционных для ромской культуры — скрипка и гитара. Все костюмы шьются на заказ в сотрудничестве с разными художниками и дизайнерами.
Сюжеты
Театр Романс гастролирует не только по Украине, но и по всему миру. Однако в 2020-м на их планы существенно повлиял коронавирус — пришлось отменить иностранные гастроли, а в самом театре в Киеве удавалось принимать ограниченное количество гостей. Так, в зале, рассчитанном на 500 мест, во время первой волны коронавируса разрешалась посадка только на 20−30 мест.
«Я прошу артистов рассказать о том, какими именно историями они делятся со своей аудиторией и что за сюжеты преобладают в творчестве их народа, — объясняет Людмила Крикунова. — Если это старые народные песни, часто сюжет там — о кочевье. Однако любовь присутствует во всех спектаклях и песнях. И это не обязательно любовь между мужчиной и женщиной, но и любовь к ближнему, к детям, к стране. Жить без любви, — добавляет народная артистка Украины, — невозможно».
Неприятные ассоциации со словом «цыгане» обычно возникают у людей из-за определенного контингента, который промышляет мелким воровством на улицах
«У нас есть в репертуаре спектакль Цыган — он и в Африке цыган о том, как украинец и цыган бок-о-бок живут здесь. Есть фантасмагория Цыганские ночи — поэзии. О том, как цыганская культура повлияла на великих поэтов, например, на Александра Пушкина, Гарсиа Лорку», — отмечает дочь Людмилы Жанна.
В репертуаре Романса есть и украинские народные песни, но «если ее поет цыган, это звучит совсем по-другому», — заверяет собеседница.
Артисты театра в некотором роде еще и танцоры, но танцевальные движения здесь сами по себе не несут никакого скрытого смысла, как, например, в индийском танце, где каждый жест что-нибудь значит, объясняют мне в театре. Так что цыганский театр, по словам артистов, это прежде всего эмоция.
С 2000 года артисты Романса организовывают международный фестиваль Амала, куда приглашают театры и коллективы из других стран.
![](/media/1dcfa923ea794edbb211dcba670cd24f.jpg)
«Когда идет отборочный тур, нам присылают песни. И очень многие поют, например, английские песни, — рассказывает Людмила Крикунова. — Однако мы пропагандируем именно цыганское искусство. О цыганской песне и цыганском танце мы не забываем никогда. Это — наше родное».
Не цыгане
«Я не ромка, я — цыганка», — утвердительно говорит Жанна Крикунова в ответ на мой вопрос о терминологии. Она объясняет: сейчас действительно принято называть ее народ ромами, возможная причина — попытка отойти от негативных ассоциаций, связанных со словом «цыгане».
Слово «рома» происходит из цыганского языка и, по сути, означает то же самое, что и «цыган», объясняет Николай Крикунов. В театре он занимается административными вопросами, а после смерти отца взял в свои руки управление Романсом.
![](/media/06c0a40b7e4a4e189ae4b73cbeebe1cb.jpg)
Мы общаемся о том, откуда вообще взялось негативное отношение к лицам ромской национальности в обществе. Неприятные ассоциации со словом «цыгане» обычно возникают у людей из-за определенного контингента, который промышляет мелким воровством на улицах — как правило, это женщины или дети, которые обворовывают случайных прохожих, например, на вокзале, однако эти люди на самом деле не имеют ничего общего с ромами, объясняют Крикуновы. Они говорят: неоднократно подходили к таким лицам на улице и обращались к ним на своем родном языке, но оказывалось, что собеседники их не понимают.
«Как правило, цыганского языка они не знают. На каком они общаются? Не знаю, но точно не на цыганском», — поясняет Николай Крикунов. Он предполагает, что у встреченных им людей были совсем другие корни.
Ромские традиции предполагают, что свои корни нужно чтить, как и традиции своего народа
Такой контингент, признаются Крикуновы, только дискредитирует их народ и укрепляет стереотипы о нем. И переименование в «ромов» тут вряд ли поможет, считает Николай:
«Понимаю, что таким образом, отходя от слова „цыгане“, кто-то, возможно, хочет отойти от негативных ассоциаций. Но скажу вот что: сути это не меняет. Нужно менять поведение. Как бы ты себя не называл, пока поведение не изменится — отношение будет таким же».
Ромские традиции предполагают, что свои корни нужно чтить, как и традиции своего народа. Детям прививают уважение к старшим, и среди ромов в целом очень развит культ семьи.
«Я не слышала, чтобы цыганка когда-либо оставляла своих детей. А стариков никогда не отдают в дома престарелых — это вообще табу, все старики должны доживать свои годы с семьей», — рассказывает о семейных традициях Людмила Крикунова. Во время Второй мировой войны, по ее словам, украинцы часто спасали ромских детей — как и наоборот.
![](/media/0c6fbe9147bc4426b185f7f91a6a7c00.jpg)
Я спрашиваю о довольно распространенном сегодня предубеждении в отношении ромов — якобы они используют чужих детей, чтобы те попрошайничали на улицах, — и прошу Людмилу Крикунову прокомментировать это.
«Я не верю в это, — категорически отвечает она. — Мы к таким подходили. Мы их не понимаем, они нас — тоже. Если они темные — все считают, что это цыгане. Но это и близко не так».
«Чьих ты будешь?»
Людмила Крикунова рассказывает о собственной семье. Свой род называет очень древним и говорит, что несколько поколений ее предков жили в Киеве: «Еще до Второй мировой войны, до революции они жили преимущественно в Киеве. Бывало, кочевали, но в основном оседали именно здесь».
Она упоминает двух братьев, Ивана и Николая Климашенко, которые в свое время прославились как танцоры и артисты. Их дядя работал в московском театре Ромэн — приглашая на сцену, его объявляли как «Золотые Сапожки».
«Потому что у него были „золотые“ ноги — так он был талантлив», — говорит Крикунова.
Когда Господь раздавал народам земли, цыган кочевал и не успел, поэтому ему ничего не досталось. Так и остались цыгане кочующим народом
Мать Людмилы еще в 1970-х организовала в Киеве ансамбль Черные глаза, где выступала вместе со своими братьями. Сама же Людмила на сцене с 14 лет. Дмитрий Климашенко, известный в Украине музыкант и продюсер, также ее родственник — представитель древнего рода.
«У каждой семьи, у каждого клана — свое название, — объясняет Крикунова. — И первый вопрос, когда мы кого-то встречаем: «Ты — ром?». И спрашиваем: «А чьих ты?».
Ромы — очень древний народ, представители которого проживают на территории всего земного шара. Однако едва ли не самая главная особенность ромов состоит в том, что у них нет и не было собственного национального государства. Почему так произошло, Людмила Крикунова объясняет с помощью древней притчи: «Когда Господь раздавал народам земли, цыган кочевал и не успел, поэтому ему ничего не досталось. Так и остались цыгане кочующим народом».
![](/media/177ad5a5959b41dd8c923402eb4deb2d.jpg)
Николай Крикунов вступает в разговор:
«Цыганский язык — международный, мы можем общаться на нем между собой независимо от того, в какой точке планеты находимся. К нам на фестиваль приезжали цыгане из Кубы, из Китая — да, там, как оказалось, они тоже есть, и мы были приятно этому удивлены. Общались с ними на цыганском, и общение было абсолютно спокойным».
Среди ромов нет преобладающей религии — обычно вероисповедание зависит от того, в каком регионе проживает семья. В Украине в основном встречаются либо ромы-православные, либо ромы-католики. В других странах также есть представители этого народа, исповедующие ислам.
Сами ромы считают себя довольно религиозными — это проявляется в самых разных традициях, например, в организации свадьбы.
«Венчание — это обязательная часть свадьбы. Даже роспись в ЗАГСе может быть не так важна, как венчание», — объясняет Николай Крикунов.
Один из популярных стереотипов о ромках — это якобы их талант «позолотить ручку»
Ромскую свадьбу называет очень серьезным мероприятием и часто ее отмечают как минимум трое суток, ведь на праздник съезжаются гости со всех уголков страны. Насильно замуж никого не выдают, заверяет мой собеседник.
В современной ромской семье обычно воспитывают двое-трое детей, но есть супружеские пары и с одним ребенком — все зависит от того, есть ли возможность содержать больше детей. Раньше и пять-семь детей не считались редкостью, объясняют мои собеседники.
«Позолоти ручку», или Главные стереотипы о ромах
С Николаем Крикуновым обсуждаем самые популярные стереотипы и предубеждения о ромском народе. Сам он признается, что никогда не сталкивался ни с чем подобным в свой адрес, ведь вырос в интеллигентной семье и имеет адекватный круг общения:
«В детстве мне кто-то мог сказать „А, ну цыган!“, но потом познакомимся — и все нормально. То же самое в институте: сначала был как белая ворона, но потом — все в порядке».
Сейчас у Крикунова 27 крестных детей, из которых четверо ромы, а остальные — из украинских и русских семей. Это, говорит он, свидетельствует не о предубеждениях в его адрес, а скорее, наоборот, о доверии.
![](/media/e88da58bf2964de7ac477902a71a1081.jpg)
Один из популярных стереотипов о ромках — это якобы их талант «позолотить ручку», то есть погадать кому-то в обмен на денежное вознаграждение. Николай Крикунов объясняет: гадание — это действительно традиционное для ромских женщин занятие, но владеют им не все. Это, скорее, божий дар, — говорит мой собеседник, — и тем, кто им наделен, повезло.
Другой популярный стереотип — будто цыгане воруют коней. Повлиял на такие убеждения известный советский фильм Табор уходит в небо, который вышел в 1976 году.
«Сняли фильм — и обобщили. И все уже, „цыган-конокрад“, — комментирует Николай Крикунов. — На самом же деле, да, [ромы] кочевали, но чтобы коней красть… Все же боялись наказания: украл коня — иди в тюрьму. А как в тюрьму, если у тебя пятеро, семеро детей?»
У Николая Крикунова 27 крестных детей, из которых четверо ромы, а остальные — из украинских и русских семей
Ромские семьи зарабатывали честным трудом: мужчины часто занимались кузнечеством, работали с металлом, были лудильщиками. В прежние времена многие вещи нельзя было приобрести в магазине, поэтому в селах, где останавливался табор, всегда стояла очередь за тяпками, граблями и другими полезными принадлежностями из металла, объясняет Крикунов:
«Есть такие цыгане, как калделари, традиционно они всегда хорошо умели работать с металлом, делали крыши, системы стоков и другое. И зарабатывали своим трудом большие деньги».
Я спрашиваю о том, существуют ли «цыганские бароны», но Крикунов спешит разочаровать: бароны — это тоже выдумка, всего лишь персонажи, привнесенные культурой, в частности кино. Некая иерархия в ромских семьях действительно существует, но самые главные маркеры — это возраст и поступки человека, а не его материальный статус. Хотя золото, говорит мой собеседник, его народ действительно любит — как и деньги.
«У нас очень сильно привито уважение к старшим, как цыганской национальности, так и не цыганской. Это очень важно, — поясняет Николай Крикунов. — Поэтому, если старший человек мне сделает замечание, я его услышу и ему отвечу. Сделаю ли я так, как он сказал — другой вопрос. Зависит от того, добился ли он уважения к себе своими поступками».
Мы обсуждаем и другие стереотипы — например, откуда в ассоциативном ряду про цыган, гитару и песни в ресторане взялся медведь. Мой собеседник признается, что действительно видел в ресторанах ромских артистов с дрессированными медведями — но не у нас, а в Болгарии. Там медведя привязывали к дереву возле заведения, словно собаку, и прохожие не находили в этом ничего странного.
Венчание — это обязательная часть свадьбы. Даже роспись в ЗАГСе может быть не так важна
Главная проблема вокруг ромского народа состоит в том, что общество до сих пор не до конца понимает, что это за люди. Кроме того, не до конца понятно, откуда они пришли — есть версия, что из Индии, но так ли это — точно не известно, рассуждает Николай Крикунов.
«Цыгане небезгрешны, это правда. Как говорится, в семье не без урода. Но это касается не только цыганского народа, но в такой же мере и любого другого», — заключает он.
Материал является победителем конкурса для журналистов, который поддержан Ромской программой Международного фонда Возрождение.