Президент Зеленский считает, что МВФ мог быть поуступчивее во время войны. Так ли это — пять мнений
Украина может получить от МВФ безвоздмездно $2,7 млрд из $650 млрд, которые выделяет Фонд для излечения мировой экономики от «крупнейшего кризиса со времен Великой депрессии». Эксперты опасаются, что такой подарок развратит украинских чиновников
9 июня 2020 года МВФ утвердил новую 18-месячную программу stand-by для Украины на сумму около $5 млрд и сразу выделил $2,1 млрд первого транша. С тех пор Украина не получила ни цента по причине срыва антикоррупционной и судебной реформы, а вследствие проблемы с независимостью Национального банка.
В правительстве ожидали, что Украина получит транш от Фонда в марте-феврале 2021 года, но 13 февраля представитель МВФ Йоста Люнгман объявил, что миссия МВФ по первому пересмотру полученной Украины в июне 2020 года программы stand-by завершилась без результата. «Обсуждение было продуктивным, однако нужен больший прогресс в пользу завершения первого пересмотра программы. Дискуссии продолжатся», — сказал Люнгман.
С тех пор мало что изменилось по сути. Несмотря на визиты украинских чиновников в Вашингтон и регулярные заявления о продуктивном диалоге — денег нет.
Президент Украины Владимир Зеленский считает, что МВФ мог бы быть более снисходительным к Украине по части выполнения условий меморандума, учитывая, что в стране идет война с Россией и олигархами. «Честно говоря, для меня прежде всего важно, довольны ли мы. Есть „маяки“, которые МВФ ожидает от Украины, в частности судебная реформа и еще много вопросов. Сегодня транш привязан к таким „маякам“. Я еще раз повторю: считаю, что это несправедливо, когда у нас идет война, когда мы боремся с олигархатом, когда мы боремся с коррупцией и реально это делаем. Однако — это их право», — сказал президент.
Но теперь, когда МВФ выделит Украине $2,7 млрд без проведения каких-либо реформ, вероятность того, что власти смогут договорится с МВФ о новых траншах стала еще меньше.
НВ Бизнес спросил пятерых экспертов: нужно ли Украине выполнять условия и маяки сотрудничества с МВФ, когда на востоке страны идут военные действия?
Валерия Гонтарева
Экс-глава НБУ
«Странно, что президент не знает, что мы находимся в войне уже 7 лет, а в августе-сентябре 2014 года у нас была широкомасштабная кровавая война. Наличие войны -это не excuse не делать реформы и откатывать назад те реформы, которые были сделаны. Все реформы в Украине были сделаны вместе с МВФ и другими международными институциями. За закон о независимости НБУ мы получили транш 1,7 млрд долларов еще в 2015 году, за антикоррупционный пакет мы не только получили очередной транш МВФ, но и безвизовый режим с Евросоюзом. Вот поэтому наши резервы (резервы НБУ — ред.) сегодня находятся на уровне 28,8 млрд долларов и вот поэтому мы имеем макроэкономическую стабильность в Украине последние 5 лет — несмотря на войну. Все структурные маяки МВФ жизненно необходимы для продолжения наших реформ, они основаны на лучших международных практиках, а те обязательства, за которые мы получили все предыдущие транши и пополнили наши валютные резервы — должны быть сохранены. Даже если президент не собирается продолжать сотрудничество с МВФ, то все предыдущие обязательства, взятые Украиной, он обязан соблюдать».