Пираты, морская болезнь и женщины в порту. Как это — работать моряком
Герой нового выпуска ютуб-шоу Это — опыт, 26-летний моряк Виталий Косяков рассказывает о том, как это — работать в море, правда ли, что женщины на борту — к беде, и что представляют из себя современные пираты.
Виталий Косяков — моряк, третий механик, работает на судах заграничного плавания. Опыт работы — восемь лет. Свою карьеру начал с позиции практиканта — кадета, после чего работал на судах по всему миру.
Ко Дню моряка, который отмечается 25 июня, для нового выпуска ютуб-программы Это — опыт Виталий Косяков отвечает на самые распространенные вопросы о своей профессии и рассуждает о том, насколько это легко и романтично — работать в море.
Почему выбрали именно профессию моряка?
Когда заканчивал 9 класс, поговорил со своим отцом, а также со своим дядей, который работает на судах, и понял, что это довольно интересная профессия и хороший способ заработать себе на жизнь и на такие блага, как квартира, машина и так далее.
Так после 9 класса я поступил в Херсонский морской колледж — сам я родом из Херсона. На тот момент переезжать никуда не думал. Но сейчас вот уже несколько лет живу в Киеве.
Мечты как таковой стать моряком с детства у меня не было. Возможно, в детстве я хотел стать космонавтом.
Что нужно, чтобы стать моряком?
Если у человека есть амбиции вырасти, то, кроме образования, нужны еще и стремления, амбиции. Если вы хотите стать офицером, после 9 или 11 класса нужно закончить колледж или академию соответственно.
Бывает, что если долго не выходил на берег, то непривычно ходить по земле — это длится где-то день-два
Для рядового же работника нужен, по сути, лишь паспорт моряка — он делается в Одессе или в Херсоне в капитании. Нужно подать туда свои обычные документы, пройти там курсы — если вы хотите стать рядовым матросом или мотористом, например, то это около трех месяцев. Делаете необходимый набор сертификатов — около пяти или шести штук, согласно международным требованиям.
Сложно ли найти работу?
Работу нужно искать самостоятельно. Однако в Херсоне, например, некоторые крюинговые компании сотрудничают с колледжами или академиями, на втором курсе проводят собеседования, смотрят на общий балл, на уровень английского. После чего обеспечивают несколькими контрактами. Это называется кадетская программа — по такой программе прошел и я.
Легко ли продвинуться по карьерной лестнице?
Зависит от компании, и от человека, от личного настроя. Есть мужчины, которым по 50 лет и они до сих пор работают матросами. Для меня такое странно, почему они не хотят расти дальше, ведь опыт колоссальный. И у каждого разный — кто-то с документами, управлением, анализом, а кто-то — с опытом покраски, уборки.

У меня был старший механик в возрасте 62 года. Когда просматриваю в интернете вакансии, обычно вижу, что есть лимиты по возрасту для кандидатов, например, не больше 45-ти или 55-ти. Тут каждый решает сам, когда ему пора на пенсию. Но это тяжелая работа и надолго засиживаться бы не хотелось.
Расскажите о своей команде — какая она?
Это так называемая микс крю, то есть 50/50. Где 50% — это, например, рядовые из Филиппин, либо же из Индии, Шри-Ланки, Чили. Очень часто офицерский состав — это Украина, Польша, Россия. Но бывают и люди из других стран. Например, ЮАР и другие.
Тут каждый решает сам, когда ему пора на пенсию. Но это тяжелая работа и надолго засиживаться бы не хотелось
Многие судят о людях по стереотипам касательно их происхождения, но у меня такого нет. Однако есть некоторые не очень привычные вещи. Например, часто на судне — филиппинские повара, поэтому рацион меняется. Пока был рядовым, было немного непривычно смотреть за обедом петушиные бои — это как национальный спорт на Филиппинах, они их включают на DVD-дисках во время еды.
Сколько длятся рейсы?
Поначалу, на старте карьеры это рейсы по 5−6 месяцев. Сейчас у меня рейсы по 4 месяца длительностью. Дома стараюсь оставаться примерно столько же, сколько перед этим отработал: четыре месяца работы и три-четыре месяца дома.
За все это время изменил несколько крюинговых компаний — они занимаются подбором персонала для разных судовладельцев. Это большой и конкурентный рынок, поэтому нужно искать для себя условия получше.
Сколько стран вы уже посетили?
Не считал. Но поначалу, когда еще был кадетом, выходил почти во всех портах: это много стран Европы, Южная Америка, США, Австралия, Япония, страны Азии — Сингапур, Бангладеш, в Африке был в Марокко, проходил Суэцкий канал, Панамский канал. Побывал, наверное, во всех океанах — кроме Южного, который недавно выделили как отдельный.

Однажды у меня был интересный рейс — контракт на четыре месяца на экспедиционной яхте, которая развозила гостей по Шпицбергену [арктический архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из четырех крупных и более тысячи мелких островов, — ред.]. Я видел вживую белых медведей, северное сияние. Крайний север — то, что попадается очень редко. Направление зависит от того, где ты работаешь. Моим последним рейсом был маршрут Антверпен — Гдыня, контейнеровоз.
Возможность выйти в порту и в город во время остановки есть не всегда?
Да, случается, что это остановка на пару часов, а ты в это время как раз на вахте. Кроме того, из-за ковида сейчас пока еще не везде выпускают на берег, но это уже больше требования компаний.
Часто ли случается, что моряки «застревают» на судне в другой стране из-за недобросовестных судовладельцев?
У моего знакомого была такая история, его отец застрял на полтора года. Ему не хотели выплачивать зарплату — потом они пытались ее долго получить.
Помогают выйти из таких ситуаций в международном профсоюзе [Международная федерация транспортников, International Transport Workers' Federation, ITF] — если согласно контракту судно находится под этим профсоюзом, тогда можно рассчитывать на помощь.
Где застала вас пандемия коронавируса?
В это время я был в рейсе на грузовом судне — уезжал в конце октября, тогда еще все было хорошо. Мой контракт должен был закончиться в конце апреля 2020 года. Я себе придумал грандиозные планы на лето. Но застрял на два дополнительных месяца, потому что просто невозможны были замены. Контракт закончился у меня и еще у пятерых человек, но уйти просто так нельзя было.

Работал тогда на линии Персидский залив — Южная Корея, она тогда находилась в зеленой зоне и только из нее я смог улететь домой.
Мой друг работал на круизном лайнере, когда начался коронавирус. Они остановились где-то во Франции, откуда их «списали» чартерным рейсом — человек 600. Потому как на лайнере это обычно штат по 800, например, человек, среди которых, к примеру, работники развлекательной индустрии и так далее.
Что вы обычно слышите, когда говорите кому-то, что работаете моряком?
В Херсоне быть моряком — это обыденное дело, там каждый третий парень, да и девушки тоже — это моряки, то есть, работники морского транспорта. Поэтому в таких городах это не новость, в Одессе, Измаиле, Николаеве — тоже.
Слышу и восторги, и много общих вопросов: про зарплату, про контракт, про женщин, на каких судах хожу, как справляюсь
Но я года три как переехал в Киев и здесь, конечно, совсем другая реакция. Слышу и восторги, и много общих вопросов: про зарплату, про контракт, про женщин, на каких судах хожу, как справляюсь, не тяжело ли быть так далеко от семьи и от дома.
Правда ли, что у моряков большая зарплата?
Зависит от опыта, навыков, от компании и от того, как договоришься. Часто предлагают зарплату поменьше, но можно попробовать договориться и попросить для себя зарплату повыше.
Работа в море — это романтично?
Многие люди страдают, потому что это работа вдали от дома, особенно те, у кого есть дети. Когда я начал встречаться со своей девушкой, то тоже начал стремиться побыстрее вернуться домой. Нужно создавать себе условия получше. Есть контракты по два месяца, например, и по три недели.
Мамы, папы, бабушки, конечно, скучают, но, когда возвращаешься, радуются, что ты встал на ноги, что живешь свою лучшую жизнь
В плане отношений с близкими — все зависит от того, как ты выстроишь отношения со своей половинкой. Часто встречал моряков, у которых была вторая, третья жена, когда кто-то хотел нажиться на этом. Это скандалы — у моего друга, например, была ситуация, когда девушка бросила его, пока он находился в рейсе.
Мамы, папы, бабушки, конечно, скучают, но, когда возвращаешься, радуются, что ты встал на ноги, что живешь свою лучшую жизнь.
Почему все еще говорят, что женщина на борту — это к беде?
Когда я работал на яхте, у нас работало четыре женщины-стюардессы и одна девушка-кадет, которая так же с ребятами таскала концы [швартовые веревки], ходила, занималась, ничего плохого за это время не случилось. Все было в порядке.
Думаю, что такая легенда пошла с давних времен, что-то связанное с пиратами и так далее. Но сейчас этого всего нет.
Часто ли приходится сталкиваться в море с пиратами?
Пираты все еще остались возле Сомали, также есть некоторая активность в Западной Африке и еще возле Индонезии.
В Сомали, например, с целью безопасности НАТО сделали свой коридор. Когда мы в 2019 году проходили в тех местах, на борт в порту садились вооруженные люди — специальная охрана, бывшие миротворцы. Потому как у нас нет возможности возить на борту оружие.

Есть некоторый ряд правил — они были специально разработаны для суден, которые видят подозрительную активность рядом. Например, мы можем ставить манекенов, одетых по форме, как муляж — издалека не видно, что это манекен, потому на пиратов такое действует. Судовладелец может показать, что есть оружие, или выстрелить в воду перед ними [пиратами], и на них обычно это действует — они отходят.
Происходили ли с вами какие-то чрезвычайные ситуации?
Было, например, когда в порту с крана сорвался контейнер, когда его поднимали с судна, упал, сломал другие контейнеры. Но это довольно часто происходит — из-за ошибок в креплениях, из-за спешки.
Знаю также историю, когда коллеги жгли мусор, положили больше ветоши, искра вылетела и случился пожар. Еще одна история, которую услышал от коллег: ранним утром они проходили около Бразилии, как раз на рассвете старший помощник во время приема вахты заметил, что на рыбацком судне нет огня — то есть, света. Оказалось, что судно затонуло — моим коллегам удалось спасти тогда несколько человек.
Я видел вживую белых медведей, северное сияние. Крайний север — то, что попадается очень редко
Если случается какая-то аварийная ситуация, лучше обсудить ее с холодной головой и без паники. Хотя, конечно, все зависит от того, что именно произошло.
Морская болезнь случается у всех?
Если несколько дней продолжается шторм, то весь экипаж будет ходить с зелеными лицами. В таких случаях нас стараются отпускать по каютам — полежать.
Я заметил, что в океане волна длиннее, амплитуда более длинная и раскачивает не так сильно. А вот в Северном, Балтийском море период волны короткий — нужно держать все, особенно следить за дверями, за пальцами, а то вещи вокруг летают и падают.
Однако в целом в море — красиво, это и закаты, и рассветы… Я до сих пор не разочаровался.
Правда ли, что в портовых городах часто встречаются женщины, которые готовы отдаться морякам?
Такое было, однако сейчас на ситуацию очень повлияло, во-первых, 11 сентября [теракт в США 11 сентября 2001 года] — в порту появилась специальная охрана. В Штатах посторонним вообще нельзя самостоятельно передвигаться по борту — если кому-то куда-то нужно, для этого вызывают такую специальную гольф-машинку и отвозят на проходную.
Есть три уровня безопасности и в зависимости от этого либо можно еще как-то попасть на борт, если уровень безопасности самый низкий, либо никак — мы просто закрываемся и все.
В азиатских странах это еще осталось — где-то типа Таиланда, как мне рассказывали.
Как насчет алкоголя на борту?
Есть компании, где на борту алкоголя нет вообще. У нас же есть кладовка с сигаретами, алкоголем и другими продуктами. Где-то раз в месяц или раз в неделю капитан берет список, учитывая твои пожелания, выдает тебе что-то в соответствии с твоим заказом, а потом вычитает из твоей зарплаты.

Что касается алкоголя, то часто бывают джин, ром, можно взять ящик пива, например. Если провизия заканчивается, капитан может спросить, кому что взять — вдруг кто-то предпочитает что-то определенное. Главное, чтобы ты был трезв, когда несешь смену на вахте. В целом же, никому не нравятся пьяные люди на борту. Хотя бывают случаи серьезных запоев.
Есть ли у вас какой-то профессиональный сленг?
Да, есть. Например, механики — это маслопупы, электрики — электроны, судоводители — рогатые, и тут есть несколько версий, почему так. По одной из них, потому что штурвал имеет «рога». По другой — потому что им жены изменяют чаще.
Как проходит адаптация после возвращения из рейса?
Бывает, что если долго не выходил на берег, то непривычно ходить по земле — это длится где-то день-два. Также несколько дней непривычно засыпать — не хватает шума двигателя, кажется, что вокруг тебя слишком тихо. В таком случае, можно открыть окно и шум с улицы поможет.
Есть ли точка на карте, в которой еще не были, но очень хочется побывать?
Наверное, это Аляска. А еще Великие озёра [система пресноводных озёр в Северной Америке, на территории США и Канады]. Там есть маршрут, правда, он тяжелый, так как это длинные и сложные маневры.