Титанические усилия. Как готовили к приватизации ОГХК
Объединенная горно-химическая компания станет первым госпредприятием, с которого стартует большая приватизация. Почему государству выгодно привлечь частного инвестора?
В этом году, после 16-летней паузы, впервые после продажи «Криворожстали» в Украине стартовала прозрачная, конкурентная большая приватизация.
«Криворожсталь» — это фактически единственный успешный кейс большой приватизации в Украине, который состоялся на волне Оранжевой революции, когда многие верили в лозунги борьбы с коррупцией.
Металлургический комбинат впервые приватизировали в 2004 году Ринат Ахметов и Виктор Пинчук, заплатив за него 4,26 млрд грн (около $800 млн). В общем заявки на конкурс подали 6 участников, некоторые из них предлагали более высокую цену, но условия конкурса были прописаны так, что единственным покупателем смог стать финансово-промышленный консорциум олигархов.
Однако после смены власти Хозяйственный суд Киева признал незаконной продажу «Криворожстали». Меткомбинат вернули в собственность государства и объявили повторный открытый конкурс с привлечением международных компаний.
В результате в 2005 году за металлургический комбинат заплатили сумму, большую в шесть раз — 24,2 млрд грн ($4,85 млрд по тогдашнему курсу). Новым владельцем стала одна из крупнейших металлургических компаний мира — Mittal Steel.
Этот кейс стал первой и пока единственной ласточкой успешной большой приватизации, однако не смог разрушить негативный имидж приватизации, сформировавшийся в 90-х годах.
С тех пор отношения украинцев к приватизации почти не изменилось. Лишь 22% наших граждан поддерживают продажу крупных государственных предприятий, ведь многие помнят печально известную «ваучерную приватизацию» 90-х, когда за бесценок продавали металлургические комбинаты, шахты, электростанции, в результате чего и возник класс украинских олигархов. В разговорной речи даже возник каламбурный термин — «прихватизация».
После полной перезагрузки власти, состоявшейся в 2019 году, наконец-то появилась надежда на прозрачную и справедливую приватизацию. Ожидания возросли после успеха малой приватизации, которая с начала 2020 года принесла в бюджет более 4 млрд грн, а все объекты продавались максимально прозрачно через электронные аукционы, в которых мог принять участие любой желающий.
Все эти годы госпредприятия, которые все же остались в госсобственности, обрастали долгами вследствие различных коррупционных схем и из-за «смотрящих». Из них выкачивали деньги близкие к олигархам структуры, а активы теряли свою стоимость, однако политической воли к приватизации не было.
В марте Верховная Рада приняла закон, разблокировав процесс большой приватизации, Президент Владимир Зеленский этот закон подписал премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что в этом году на аукционы планируется выставить 7 объектов, а первые торги состоятся уже летом этого года.
Фонд госимущества готовит каждый объект к приватизации индивидуально, изменяя менеджмент и достигая существенного улучшения показателей их работы. Привлекаются инвестиционные советники, которые также занимаются отбором потенциальных инвесторов.
Дмитрий Сенниченко
глава Фонда госимущества Украины
«Главные задачи, которые перед Фондом и мной лично ставил Президент, — восстановление доверия к приватизации, эффективная работа, прозрачные аукционы, конкурентные условия для всех — и мы их успешно выполняем. Это ежедневная системная работа, которую команда Фонда проводила последние полтора года. И она дала результат: Верховной Радой разблокирован процесс большой приватизации, Президент этот закон подписал, а затем внес важный проект закона о деолигархизацию. Все остальное, что зависело от Фонда, мы уже подготовили и получили одобрение Кабинета Министров по пакету документов, которые запустили процесс большой приватизации», — отмечает глава Фонда госимущества Украины Дмитрий Сенниченко.
Он также сообщил, что первым объектом большой приватизации станет Объединенная горно-химическая компания.
Титан в частные руки
АО «Объединенная горно-химическая компания» станет первым объектом, приватизационный аукцион по которому состоится уже этим летом.
Госпредприятие создали в 2014 году, объединив Вольногорский горно-металлургический и Иршанский горно-обогатительный комбинаты.
Впрочем, ОГХК все эти годы оставалась лакомым куском для финансово-промышленных групп, которые вымывали из предприятия средства. Так, в 2018 году НАБУ направило в суд дело, в котором говорится о том, что только в период с декабря 2014 года по апрель 2016 года предприятию нанесен ущерб на сумму более 300 млн грн ($12,87 млн).
Правоохранители открыли дело против руководителя госпредприятия и топ-менеджмента, которые по заниженным ценам продавали руду подконтрольным компаниям из Австрии и Латвии, а те реализовывали ее по рыночной цене конечным потребителям по всему миру.
СМИ связывали контроль за ОГХК с влиятельным экс-нардепом Николаем Мартыненко. Его ставленник Руслан Журило все это время пытается вернуть контроль над предприятием.

Палки в колеса приватизации
В октябре 2019 года Министерство экономики передало ОГХК на приватизацию в Фонд государственного имущества. Фонду несколько раз пришлось менять руководство на предприятии, дабы нивелировать влияние финансово-промышленных групп и предотвратить их попытки восстановить контроль над компанией.
«В 2020 году Фонд госимущества сменил менеджмент предприятия, чтобы не допустить дальнейшего вымывания средств из ОГХК и обезопасить компанию от влияния олигархов. Моя принципиальная позиция — эпоха олигархата подходит к концу, коррупционные схемы должны быть сведены на нет, а на предприятие должен прийти честный инвестор», — подчеркнул председатель ФГИУ Дмитрий Сенниченко.
Менеджеры, которых назначил Фонд, находились под постоянным давлением — им поджигали автомобили, похищали документацию, мешали работать. Экс-менеджмент даже пытался захватить предприятие рейдерским способом, ссылаясь на решение суда. НАБУ неоднократно предупреждало о попытках нанести ущерб ОГХК на несколько миллионов гривен. Из-за коррупционных схем прибыль предприятия оставалась минимальной, колеблясь в пределах 100 млн гривен в год.
Артур Сомов
нынешний и.о. председателя правления АО «Объединенная горно-химическая компания»
«Основная причина заключается в том, что экс-менеджмент АО „ОГХК“ недостаточно внимания уделял диверсификации клиентского портфеля. С каждым годом количество контрактов уменьшалась. Большую часть продукции, до 95%, покупали две компании. Соответственно, государственное предприятие находилось в слабой позиции при определении цен и условий оплаты. После отгрузки продукции ОГХК была вынуждена месяцами ждать средства — порой оплата затягивалась на неопределенный срок», — объясняет нынешний и.о. председателя правления АО «Объединенная горно-химическая компания» Артур Сомов.
По его словам, средства по некоторым старым контрактам еще не поступили на предприятие, и их приходится возвращать через суд. Например, госпредприятие в принудительном порядке через суд взыскивает почти 38 млн долларов задолженности с компаний Bollwerk Finanzierungs-und Industriemanagement AG и Defessa Trans FZE.
Ситуация изменилась после очередной смены руководства предприятия в 2020 году, что означало фактическое возвращение предприятия под контроль государства и вывод его из-под влияния теневых бенефициаров. Политика продаж была пересмотрена. Благодаря диверсификации контрактов ОГХК значительно нарастила клиентскую базу. Существенно возросла доля конечных потребителей в клиентском портфеле. Это стабилизирует ценовую политику и минимизирует риски попадания продукции на санкционные территории.
«Именно диверсификация поставок является одним из главных факторов, благодаря которым в прошлом году Объединенная горно-химическая компания существенно улучшила финансовые показатели. Если в 2019 году чистая прибыль АО „ОГХК“ составила около 100 млн грн, то в 2020 году предприятие заработало почти 350 млн грн», — резюмирует Артур Сомов. Таким образом доход ОГХК возрос в 3,5 раза, несмотря на то, что год был кризисным из-за пандемии.
Приватизация ОГХК означает полное искоренение коррупционных схем и предотвращение их в будущем. А также увеличение прибыли для государства, ведь новый владелец будет как никто другой заинтересован в развитии предприятия.
Однако финансово-промышленные группы прилагают максимум усилий, чтобы сорвать приватизационный процесс даже на финальном этапе. Так, недавно в компании заявили о попытках срыва процесса приватизации путем распространения фейковых новостей о якобы поставках продукции на оккупированные территории.
В шаге от приватизации
Сейчас компания полностью готова к приватизации. Кабмин утвердил требования к будущему инвестору, а аукционная комиссия выбрала дату торгов — они состоятся 31 августа.
Сейчас компания полностью готова к приватизации. Все необходимые документы утверждены в КМУ, а дату торгов принял аукционный комитет. Аукцион состоится уже 31 августа этого года. Фонд госимущества привлек аудиторов, которые провели комплексную оценку предприятия — в общем компанией BDO Corporate Finance было проведено 9 процедур due diligence, в том числе юридический, финансовый и технический аудиты.
За время пребывания компании под управлением Фонда госимущества были внедрены новые системы операционного управления предприятием. Перестройка бизнес-процессов дала возможность контролировать прозрачность всех финансовых аспектов деятельности АО «ОГХК». Продолжается централизация функций финансов и учета, безопасности, продаж, правового обеспечения.
По результатам подготовки советник по приватизации ОГХК определил и предложил стартовую цену для приватизационного аукциона объекта — 3,7 млрд грн. При этом начальная стартовая цена была на 1,6 млрд ниже, но возросла благодаря улучшению финансовых показателей и увеличению балансовых запасов ископаемых.
Аукционная комиссия также определила перечень финансовых, социальных и экологических условий приватизации ОГХК.
В части социальных условий инвестор обязуется:
- погасить долги по зарплате и бюджету при их наличии (сейчас они отсутствуют);
- не увольнять работников в течение 6 календарных месяцев;
- обеспечить выполнение социальных гарантий перед работниками.
В части экологических условий:
- соблюдать требования природоохранного законодательства;
- придерживаться природоохранных требований относительно уровней загрязнения атмосферы и вод;
- обеспечить водоснабжение коммунальных предприятий-потребителей.
Финансовые условия:
- инвестировать не менее 400 млн грн в модернизацию основных фондов;
- выплатить дивиденды государству за 2020/2021 гг., если они не будут оплачены до момента приватизации.

Заинтересованность в участии в приватизационном аукционе уже выразили 13 компаний из Украины, Японии, Австралии, США, Гонконга, Турции, Китая и Индии.
По словам Артура Сомова, пока на предприятии запущена программа модернизации, что позволит улучшить производственные показатели пропорционально увеличению объемов доказанных запасов.
«Была разработана и запущена программа модернизации производства для обоих филиалов компании. Эта программа, среди прочего, предусматривает подготовку к добыче более сложных руд на Иршанском ГОКе и проведение на Вольногорском ГМК дополнительного обогащения титаново-циркониевых руд. Проведенные геологоразведочные работы вдвое увеличили доказанные запасы филиала „Вольногорский горно-металлургический комбинат“», — рассказывает руководитель предприятия.
Сейчас объем инвестиций в модернизацию производства составил более 300 млн гривен.
«Мы провели масштабную модернизацию комплекса в Вольногорске ТК-1: обновление ковшей, кабелей, системы управления ДИАМО. Закупили новые приборы для анализа продукции в центральной заводской лаборатории для УГМК. Осуществили капитальный ремонт винтовых сепараторов: отремонтированы рабочие поверхности 33 сепараторов, заменили резиновое покрытие и стойки, изготовлены и смонтированы пульпораспределители и приборы питания. Ремонтные работы продолжались с декабря 2020 года, обновление техники происходило без остановки производства. На сегодняшний день сепараторы заменены, смонтированы и запущены в работу», — отмечает Артур Сомов.
Он добавляет, что эти изменения позволят стабилизировать показатели извлечения и качества чернового концентрата на уровне, утвержденном согласно плану производства на 2021 год. В частности, изъятие должно составлять 82%, содержание ильменита в черновом концентрате — до 70%.
В ФГИУ прилагают все усилия, чтобы предоставить потенциальным инвесторам максимальный объем информации об объекте и сделать его более привлекательным для приватизации.
Недавно впервые сняли ограничения по доступу к геологической информации по всем запасам полезных ископаемых, разрабатываемых АО «ОГХК».
Опубликованные документы содержат подробную информацию о балансовых запасах ильменита, рутила и циркона. В рамках подготовки объекта к приватизации были расширены запасы полезных ископаемых на участках Вольногорского ГОК, были увеличены почти в 2 раза — до 31,6 тыс кубометров. Это позволяет компании занимать следующие доли на мировом рынке: ильменита — 2,3%, рутила — 6,2%, циркона — 1,4%.
Как отмечают в Фонде госимущества, АО «ОГХК» является лидером в Европе и входит в перечень топ-10 мировых гигантов по добыче титановых и цирконовых руд. Предприятие производит более 350 тыс. тонн концентратов титановых руд и циркона высокого качества, которые экспортируются в 35 стран.
Частные инвестиции позволят организовать эффективный процесс добычи сырья, а также обеспечить значительные вложения средств в модернизацию предприятия.
В мировой практике, как правило, компании, специализирующиеся на добыче титановых руд, находятся в частной собственности, за исключением собственно ОГХК и некоторых предприятий в Китае. Частные компании гораздо эффективнее в добывающих отраслях промышленности, а приватизация ОГХК не будет представлять угрозы экономическим или интересам безопасности Украины. Тогда государство выступает регулятором, устанавливает правила и лицензирует деятельность недропользователей. Важно, что недра не станут объектом продажи. За их разработку новый владелец будет платить ренту в пользу государства.
Для государства, кроме единовременной уплаты в бюджет суммы продажи ОГХК, приватизация будет означать регулярные поступления рентной платы, налогов, а также создание новых рабочих мест и кумулятивный эффект развития региона.