Не только для зерна. Разблокировать порты важно для выживания украинской металлургии
В июле Украина подписала соглашение об экспорте украинского зерна через Черное море при посредничестве Турции и ООН. За стартом «зерновой инициативы» мир следил, затаив дыхание.
1 августа Одесский порт услышал первый гудок сухогруза после продолжительной тишины. За три недели работы зернового коридора из украинских портов вышли более 40 судов, которые доставят агропродукцию в 15 стран мира. Благодаря усилиям Президента Украины, правительства Украины, ВСУ, Министерства инфраструктуры и гарантов безопасности зерновой коридор из портов «Одесса», «Черноморск», «Южный», работает. Это безоговорочная победа Украины, которая является результатом эффективного сотрудничества правительства и международных партнеров.
«Зерновая инициатива» позволит увеличить валютные поступления в Украину минимум на 1 миллиард долларов в месяц. Это хорошие новости. Как показатель валютной выручки можно увеличить? Для этого нужно разблокировать украинские порты для экспорта металла и руды. Это усилит украинскую экономику и даст шанс украинской металлургии выжить. Деблокада морского пути сейчас это не «окно возможностей», а реанимация, которая сможет вернуть отрасль к жизни.
После вынужденной остановки в работе в начале полномасштабного вторжения мы приложили все усилия, чтобы полностью перестроить логистику, восстановить и постепенно нарастить объемы производства «АрселорМиттал Кривой Рог». В апреле-июне запустили в работу одну из четырех доменных печей, конвертерный и прокатный цеха, стали по железной дороге экспортировать чугун и железорудный концентрат. Но в июле цены на металлопродукцию в мире упали на треть, однако услуги по транспортировке продукции прежде всего из-за блокады портов выросли в 5 раз. Это мгновенно лишило украинскую продукцию конкурентных преимуществ на внешних рынках и заставило предприятия ГМК остановиться. Это больно отражается на государственном бюджете — ежеквартальные потери при остановке нашего предприятия мы оцениваем на уровне 650 млн грн. Государственный бюджет недополучил бы не менее 280 млн грн рентной платы за пользование недрами, 40 млн грн экологического налога и 12,3 млн грн военного сбора, а местный бюджет — 146,4 млн грн налога с доходов физических лиц. Непоступления единого социального взноса составили более 170 млн грн.
С 1 августа «АрселорМиттал Кривой Рог» приостановил работу своего горно-обогатительного комплекса на ближайшие три месяца. Основными причинами этого решения являются снижение экономической активности в Европе на фоне риска рецессии, существенный рост затрат на транспортировку железорудного сырья и недостижимость наших традиционных рынков. Из-за блокирования портов агрессором мы лишились рынков сбыта в Северной Африке и на Ближнем Востоке, куда ранее экспортировали до 85% нашей продукции.
Деблокада морского пути сейчас это не «окно возможностей», а реанимация, которая сможет вернуть отрасль к жизни
Сейчас украинские экспортеры металлопродукции могут осуществлять перевозки только в Польшу, Словакию, Венгрию. Западная граница перегружена из-за отсутствия альтернативных путей. Объективно мощностей «Укрзализныци» также не хватает, чтобы справиться с общим грузопотоком. Возобновление экспорта металлопродукции морским путем поможет разгрузить пограничные переходы и переполненные склады предприятий.
В августе уровень продаж металлопродукции традиционно невысок. Наши клиенты не особенно активны летом, ведь основные покупки для строительства осуществлены в преддверии летних месяцев. Даже если цены на сталь вернутся к нормальному уровню и рынок оживится в сентябре-октябре, без украинских портов горно-металлургическая отрасль не сможет выйти на безубыточность. Без экспорта морским путем металлурги никогда не превысят 50% загрузки своих мощностей. На это влияют сложности как с отгрузкой готовой продукции, так и с ввозом необходимого сырья, прежде всего угля.
При нормальном уровне производства «АрселорМиттал Кривой Рог» использует около 350 тысяч тонн угля в месяц. Ранее мы получали 30% необходимого угля из Казахстана, который отгружался по железной дороге через РФ. Теперь эта опция выключена.
Чтобы наладить поставки угля из других стран, например Австралии или США, опять же нужна портовая инфраструктура большой Одессы. В поисках альтернативных поставок мы объездили все польские порты. Однако у них, к сожалению, нет достаточной пропускной способности, чтобы справиться с объемами перевалки, в которых нуждается украинская металлургия. Для расширения возможностей польских портов необходимы ценные ресурсы: деньги и время. Чтобы построить конвейер необходимой мощности, полностью переоборудовать порт нужно минимум полгода-год. Однако поляки, конечно, предусматривают риски для таких инвестиций, ведь украинские экспортеры быстро вернутся в родные черноморские порты, как только они откроются.
В этом году украинская металлургия из-за агрессии РФ потеряла два мощных промышленных актива в Мариуполе. В Днепропетровской и Запорожской областях заводы пытаются сохранить рабочие места и производство, работая под постоянными сиренами в 50−70 километрах от активных боевых действий. Украинские порты пока остаются заблокированными для движения металла и руды по морю к привычным берегам и покупателям. Логистические издержки растут, при этом мировой спрос и цены на сталь резко падают. Украинская металлургия — в «идеальном шторме».
Надеемся, что скоро придет время, и судно, нагруженное украинским металлом, пройдет по этой волне в направлении Босфора. Разблокировка портов и зеленый коридор для металлургов рядом с аграриями — это вполне логичное решение, воплощение которого зависит от постоянной кропотливой работы украинского правительства и безопасностной гарантии партнеров. Украинский хлеб и украинская сталь — это крепкие основы, которые удержат экономику Украины. Зерновая инициатива должна усилиться стальной для экономической защиты государства.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.