Налоги на топливо: Как популизм побеждает справедливость
Весьма интересная дискуссия концентрируется вокруг инициативы частичного возвращения акцизов на топливо.
Акцизы отменили в марте на фоне рекордного подорожания нефти до $140/баррель, что было вызвано войной в Украине. Это позволило заморозить ценники на АЗС и поддержать внутреннего потребителя.
В августе цена упала почти до $90 за баррель, а ситуация с государственными финансами критически ухудшилась. Правительство решило хотя бы частично вернуть акцизы, не затрагивая НДС, который в том же марте был снижен с 20% до 7%.
Неординарным шагом стало предложение унифицировать акцизы, то есть установить налог на все марки моторных топлив одинаковыми 100 евро, или около 4 грн/л. Эта ставка гораздо меньше, чем в европейских странах, где акцизы составляют 1 евро/л.
Именно унификация акцизов вызывает больше споров и вопросов. Всегда эти ставки были дифференцированы, например, до отмены составляли: бензин — 213 евро за 1000 л, дизтопливо — 139,5 евро, сжиженный газ — 52 евро.
Слухи о смерти сжиженного газа оказались несколько преувеличенными
На самом деле обсуждение этой темы продолжается в профессиональных кругах уже несколько лет. Ранее за унификацию или хотя бы сближение налогов на автогаз и бензин выступали отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Они производили преимущественно бензин, не пользующийся спросом из-за популярности сжиженного газа, куда, как в оффшор, начали переходить автовладельцы, экономя за счет льготного налога существенные средства.
К примеру, мой знакомый за счет установки на свой Lexus 570 газобаллонной установки и перехода с бензина на сжиженный газ экономил в месяц более 8000 грн. Но есть и другая сторона: из использованных 1000 л бензина на 5000 км он платил бы 213 евро акциза, тогда как даже из большего количества литров сжиженного газа — 50 евро. Согласитесь, хорошая дотация от страны социально незащищенных слоев населения?
Именно такая математика привела Украину на первое место в мире по показателю использования сжиженного газа на транспорте в корзине моторных топлив — 30%. По объемам страна вошла в пятерку крупнейших потребителей планеты. Это все произошло за 10 лет.
Кроме растущих потерь бюджета проблема заключалась также в том, что в большинстве своем огромные объемы LPG импортировались из РФ и Беларуси. Расчеты показывали, что импортируемый газ можно было в большинстве своем заменить бензином отечественного производства из нероссийской нефти, одновременно загрузив наши НПЗ, порты и нефтетранспортную систему.
Но на пути прагматичных подходов к весьма понятному вопросу встал популизм. Помните сериал с уничижением евроблях? С газом то же самое. Социальное, альтернативное, помощное горючее. Унифицированные акцизы уничтожат его!
А если без эмоций? Пропан-бутан, как бензин и ДТ, производится из нефти путем примитивной переработки. Какое альтернативное горючее? Имеются несколько лучше, чем у бензина, экологические показатели, но розами его выбросы точно не пахнут. Учитывая, что большая часть машин «на газе» была оборудована «в гаражах» и часто не соблюдает регламентное обслуживание, в нашем случае их экологичность вообще под большим вопросом.
Если у вас есть машина, вам даже государственную субсидию не дадут, какое там социальное топливо? (Особенно для владельцев «лехусов» и «крузаков», часто встречающихся у газовых колонок на АЗС.)
Также сформировалось мнение, что бензин используют исключительно богачи, которые могут нести вчетверо большее налоговое бремя, чем те, кто решил воспользоваться «акцизной» нишей. Таких в народе называют «лохами».
Тем не менее правительственные и парламентские популисты всегда боялись затрагивать «социальное» горючее.
Но война накрыла новой реальностью. Ракеты уничтожили наши нефтеперерабатывающие заводы, производства (по крайней мере легального) в стране не осталось. Случилось чудо: правительство внедрило унифицированные акцизы. Правда, это было достигнуто другим способом — все налоги обнулили. Необычная, но по факту тоже унификация, просто ставка 0.
Как думаете, сжиженный газ умер? Вроде нет, есть на каждой заправочной станции. А теперь смотрим на цифры: если 23 февраля соотношение цен в розничной торговле составило 53% (18,84 грн за литр газа против 35,48 грн за литр бензина), то 25 августа — 52,6% (26,22 против 49,86 грн/л).
Как говорится, слухи о смерти сжиженного газа оказались несколько преувеличенными. Газ не просто «не скончался», он сохранил все свои преимущества для потребителя. А что изменится, если на «газовую» и «бензиновую» чашу весов добавить по 4 грн/л акциза? Верно, ничего. Даже если на бензиновую ничего не класть, эффективность газа сохранится с большим запасом. Но ведь социальное горючее… Есть ощущение, что парламентский популизм победит и в этот раз.
Почему мне нравится унификация налогов? Это справедливо, когда все платят одинаково. Многие проблемы нашего общества возникают именно из-за неравенства, а соответственно, несправедливости. Кто-то платит налоги, а кто-то нет. Кто-то покупает машину на бензине последнего еврокласса со всеми налогами, а кто-то привез без налогов старую евробляху, поставил на нее газ и снова получает самую низкую налоговую нагрузку. Фактически водитель автомобиля на бензине построит 4 км дорог или оплатит 4 бронежилета, а водитель машины на газе — один километр или один бронежилет. Разве так должно быть?
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.