Жизненная экономика. Ключевые знания, которые детям не даст формальное образование
Сегодня день знаний. Как экономист, прошу вас, позаботьтесь о том, чтобы ваши дети на практике владели ключевыми экономическими концепциями. Этого, к сожалению, пока почти не делает наше формальное образование. Но это наша ответственность.
Эти знания сделают лучше жизнь наших детей. И нашу. И нашей страны, в конце концов.
1. Альтернативная стоимость
Если мы делаем выбор, мы всегда отказываемся от чего-то. То, от чего мы отказались, является альтернативной стоимостью, ценой выбора. Мне очень нравится английский термин — opportunity cost, «стоимость возможности», он точен и оптимистичен.
Альтернативная цена возникает из ограниченности ресурса, еще одной принципиальной экономической концепции. Поэтому самый простой способ научить ребенка этой концепции — ввести ограничения.
«У тебя есть час экранного времени, если ты посмотришь мультики сейчас, тебе не хватит времени на твой любимый сериал о динозаврах. Это цена твоего просмотра сейчас». Или «Ты можешь потратить эти карманные на копеечные игрушки/сладости, но тогда тебе придется дольше собирать на лего-набор твоей мечты».
Или «Ты можешь заниматься и шахматами и роликами, и получать от этого удовольствие, но тогда у тебя не останется свободного времени на игру на улице. Ты готов платить такую цену?»
2. Спрос и предложение и экономические стимулы
«Почему мороженое в зоопарке так дорого? Потому что здесь один продавец, а все хотят мороженого. Если цена будет, как в магазине, все посетители зоопарка захотят купить мороженое, и у этого продавца оно закончится или он собьется с ног всем его готовить. Поэтому продавец поднял цену вдвое, за такие деньги меньше людей готовы купить мороженое и продавца устраивает, сколько он зарабатывает».
С несколько старшими детьми можно, например, поговорить о том, что по такой цене другие продавцы с радостью продавали бы мороженое рядом, это удовлетворило бы спрос и цена уменьшилась бы. Но для этого нужно разрешение от зоопарка. Вот и монопольная власть нарисовалась. Конечно, я грубо упрощаю.
3. Покупательная способность и стоимость денег во времени
Особенно актуально сейчас. «В прошлом году ты мог купить сок за 15 гривен. В этом году тебе нужно 20 гривен. У нас война с россиянами, чтобы покупать оружие, нужно много денег, и Национальный банк напечатал немного больше гривни, чем следует. Гривни у людей стало больше, а сока больше не стало. Поэтому продавец сока просит больше денег за упаковку, чем в прошлом году.
Вспомни пример с зоопарком — если бы производитель сока не поднял цену, весь сок бы быстро раскупили, а он бы заработал меньше, чем мог. А ведь ему еще нужно платить зарплаты работникам, покупать фрукты для сока, и чтобы оставалось достаточно на семью».
Есть еще важные концепции предельной полезности, предельной стоимости, издержек и выгод. Здесь самое важное то, что дети не усвоят эти концепции качественно через абстрактные экономические басни. Дети должны видеть, что эти принципы объясняют, как работает мир. Что эти концепции помогают прогнозировать поведение людей и влиять на это поведение. И самое важное — дети должны видеть, как вы сами применяете эти концепции в повседневной жизни. Тогда дополнительные объяснения будут заходить лучше.
С новым учебным годом всех нас!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.