«Чужого не надо, свое не отдадим». Интервью с Борисом Филатовым о влиянии Коломойского, «теневом мэре» Корбане и матах в соцсетях
Борис Филатов, который уже пять лет возглавляет Днепр и известен своим пари с президентом Зеленским, соперничеством с Коломойским и любовью к «крепкому слову» в соцсетях, в интервью Радио НВ рассказывает о том, наладил ли он отношения с центральной властью и влияет ли дружба с известными бизнесменами на его работу.
— На этой неделе вы принимали в Днепре президента Владимира Зеленского, при участии которого состоялся Конгресс региональных властей. Насколько я понимаю, между вами и президентом Зеленским сейчас все хорошо, — но еще год назад в вашей мэрии и в коммунальных предприятиях Днепра СБУ проводила обыски. Тогда вы обвиняли центральную власть в давлении на местное самоуправление. Как вы примирились с Зеленским?
— Для начала сделаем небольшую ретроспективу: я не отрицаю, что были обыски и огромное количество уголовных дел, часть из которых, кстати, до сих пор не пропала, а часть из них просто развалилась. Местное самоуправление готово ко всем проверкам нашей финансово-хозяйственной деятельности, но не готово к силовому противостоянию и фабрикации уголовных дел с целью политического давления. Все это однозначно было, и я не могу сказать, что это окончательно закончилось.
С другой стороны, обстановка изменилась. Вся страна видит, что после местных выборов, на которых партия власти не получила желаемый результат, поменялись тренды. Объективно у местного самоуправления сейчас выстраивается диалог с центральной властью.
— Вы знаете, почему на Конгресс региональных властей не пригласили Кличко?
— Насколько мне известно, его пригласили, но по видеосвязи. Это уже надо задать вопрос уважаемому Виталию, подключался ли он, или ему не дали возможности подключиться. Конгресс проходил в двух форматах: была очная явка делегатов в Хмельницком — их было, по-моему, 250, — и помимо этого в режиме видеоконференции было порядка 1200 делегатов.
— Да, но это странно, когда мэр столицы выступает по видеосвязи.
— Я согласен с вами, где-то это так и выглядит.
— Я об этом спрашиваю, потому что сейчас ситуация с обысками у Кличко напоминает вашу прошлогоднюю ситуацию. Обыски у мэров со стороны правоохранительных органов — это такой проверенный способ заставить городских голов договариваться с центральной властью?
— Я всегда шутил о том, что нам чужого не надо, но мы и свое не отдадим. Можно ли испытывать иллюзию от того, что путем силового давления возможно неугодных мэров поставить в стойло? Наверное, да. Можно ли это сделать с точки зрения политической целесообразности? У меня есть большое сомнение. Я не хотел бы давать оценку других коллег, но скажу так: на меня эта история с силовым давлением не повлияла.
На заседании Конгресса в Хмельницком [глава ОП] Андрей Борисович Ермак сказал вещи, связанные с увеличением доходной части местных бюджетов, администрированием местных налогов, — то есть фактически то, на чем мы настаивали. И сейчас эту повестку дня центральная власть перехватила. Когда программные вещи, с которыми мы шли на выборы, озвучиваются центральной властью, естественно, мы не можем говорить «нет, нам этого не надо». Есть хорошая поговорка: в протянутую руку камень не кладут. Нам протянули руку — почему мы должны класть туда камень?