Общественный транспорт в красных зонах: как он работает, кому грозят штрафы до 34 тыс. грн и где нужны COVID-сертификаты
Уже в ближайшие дни красная зона в Украине, куда сейчас входит восемь областей, может охватить половину страны.
НВ напоминает, как работает общественный и межобластной транспорт в красных зонах.
Общие правила
Постановление Кабмина № 1236, которое регулирует карантинные правила в Украине, не предусматривает строгих запретов на работу локального общественного транспорта в тех городах, которые оказались в красной зоне.
Если местные власти не приняли дополнительных ограничений, городские троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутки и метро могут курсировать в обычном режиме (но количество пассажиров в них не должно превышать число сидячих мест, а масочный режим обязателен).
Однако администрации городов, а также региональные комиссии ТЭБ и ЧС могут вводить собственные дополнительные условия для работы общественного транспорта. К примеру, могут быть запрещены регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом в пределах соответствующих регионов — кроме транзитных и еще нескольких видов перевозок (собственными легковыми автомобилями; служебными авто или транспортными средствами при условии предупреждения Нацполиции о маршруте; пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении).
Кроме того, отдельным решением Госкомиссии комиссии по ТЭБ и ЧС может быть запрещена посадка пассажиров в межрегиональный автомобильный или железнодорожный транспорт (поезда, автобусы и т. д.) из конкретной красной зоны.
Более строгие правила с 21 октября вступили в силу для межобластного транспорта особенно для красных зон. Теперь все водители, экипаж авиатранспорта и пассажиры в случае межрегиональных перевозок должны иметь:
- либо подтверждение полного курса вакцинации (зеленый COVID-сертификат или сертификат международного образца);
- либо отрицательный ПЦР-тест или антиген-тест.
Ужесточение требований касается межрегиональных перевозок (как регулярных, так и нерегулярных) — то есть любых путешествий транспортом между областями:
- самолетами
- поездами
- автобусами.
Соответствующие правила не касаются городского и внутриобластного транспорта — то есть поездок по городу или в пределах одной области (в т.ч. пригородных маршрутов), если дополнительные ограничения могут быть введены местными властями.
Также эти правила не распространяются на детей в возрасте до 18 лет. Дети от 12 лет должны использовать в общественном транспорте защитные маски.
Красные зоны: решения местных властей о городском транспорте
В отдельных городах, которые уже оказались в красной зоне, местные власти ввели дополнительные требования в общественном транспорте. Однако в большинстве областей действует лишь самая простая норма о масочном режиме и ограничении количества пассажиров по числу сидячих мест. Зато, как рассказывает в своих репортажах Суспільне и местные СМИ, в общественном транспорте красных зон появилось больше нарядов полиции, которая следит за соблюдением этих правил.
Ровно и Ровенская область
В Ровно, где красная зона действует с 26 октября, общественный транспорт продолжает работу в привычном режиме. К городским перевозчикам выдвигают лишь одно требование: количество пассажиров не должно превышать число сидячих мест.
Запорожье и Запорожская область
С 25 октября город Энергодар Запорожской области стал первым в Украине, где в осеннюю волну COVID-19 полностью остановили общественный транспорт.
Эти ограничения продлятся до выхода города и области из красной зоны. Власти Энергодара рекомендовали предприятиям развозить работников служебным транспортом, а графики и маршруты перевозок разработать так, чтобы минимизировать контакт работников с другими жителями.
Ограничения на работу общественного транспорта продлятся до выхода города из красной зоны.
В Мелитополе правила проезда в местном транспорте ужесточили еще с 7 октября. Власти города обязали перевозчиков пускать в общественный транспорт только тех пассажиров, которые смогут предоставить один из документов:
- отрицательный ПЦР-тест либо антиген тест,
- справка о вакцинации либо COVID-сертификат,
- справка о выздоровлении после коронавирус
Детей до 18 лет в городские автобусы пускают, в частности школьников — при наличии документа из учебного заведения.
В самом Запорожье и других городах региона, где красная зона действует с 18 октября, таких строгих мер пока не вводили. Правда, как рассказало в своем репортаже Суспільне, в городской транспорт и маршрутки стали пускать только через передние двери и строго по числу сидячих мест.
Кроме того, в Запорожье на период действия красной зоны изменили систему проезда для льготников. Пенсионеры, члены малообеспеченных и многодетных семей, обладательницы статуса «мать-героиня» теперь имеют право на бесплатный проезд только с 10:00 до 15:00. В то же время ветераны, «чернобыльцы» и люди с инвалидностью сохранили право на льготный проезд в любое время.
Днепр и Днепропетровская область
В Днепре пока действует общее правило для красных зон: в транспорте можно перевозить пассажиров только на сидячих местах, все они должны быть в масках.
Однако в ближайшее время в маршрутках, трамваях и троллейбусах Днепра могут ввести проезд только по COVID-сертификатам или отрицательным тестами на COVID-19, сообщают местные СМИ. Такой шаг уже рекомендовал городской департамент транспорта и транспортной инфраструктуры. В горсовете говорят, что ситуация с заболеваемостью в Днепре критическая, свободных коек в ковидных отделениях не хватает, поэтому город готов пойти на жесткие меры.
Краматорск и Донецкая область
В Донецкой области дополнительных ограничений не вводили. В общественном транспорте Краматорска и других городов действует общее правило: в маршрутка, автобусах и троллейбусах можно перевозить пассажиров только на сидячих местах, они обязаны носить маски.
https://www.youtube.com/watch?v=NnSAA1nWtkA&t=1s
Николаев и Николаевская область
Без тестов и сертификатов можно ездить в трамваях, троллейбусах, автобусах и маршрутках Николаева. Здесь даже вывели на маршруты дополнительные составы общественного транспорта, чтобы разгрузить их и уменьшить число пассажиров в очередях.
В Николаевской области также действует правило не перевозить больше пассажиров, чем предусмотрено мест в салоне, и следить за соблюдением масочного режима.
Одесса и Одесская область
Ни COVID-сертификатов, ни тестов для проезда в общественном транспорте Одессы тоже не требуют. Пользоваться городскими маршрутками, трамваями, троллейбусами могут и непривитые одесситы.
Однако с 18 октября, когда в области вступили в силу правила красной зоны, в общественном транспорте не должно быть стоячих пассажиров. Как и правило носить маски, эту нормы в Одессе часто нарушают, сообщают местные СМИ. Поэтому полиция ужесточила рейды в городе.
Сумы и Сумская область
В Сумской области пока ограничились тоже лишь общими правилами красной зоны. Общественный транспорт здесь работает в обычном режиме, кроме более строгого контроля за масочным режимом и числом пассажиров в салоне.
Херсон и Херсонская область
Карантинные ограничения красной зоны для общественного транспорта в Херсоне и области не усиливали. Здесь пассажиров и водителей просят лишь носить маски в транспорте и не перевозить больше людей, чем это предусмотрено число посадочных мест.
«У нас нет цели наказать пассажиров или водителей. Мы лишь призываем сознательно и ответственно относиться к своему здоровью. Обращаем внимание и подчеркиваем, что вход в транспортное средство только в масках, а перевозка — только на сидячих местах», — рассказала Супільному Марина Плотникова, глава транспортного департамента херсонской гордаминистрации.
https://www.youtube.com/watch?v=ZHrL8mgYTDo
Общественный транспорт в Киеве и других регионах, близких к красной зоне
Киев
Киев еще не попал в красную зону, однако замглавы КГГА Николай Поворозник уже предупредил, что в случае ужесточения карантина в столице могут ввести дополнительные ограничения для транспорта. Тогда пользоваться им смогут только те, кто прошел курс вакцинации или имеет негативный COVID-тест. Позже замглавы Киевской горгосадминистрации Анна Старостенко уточнила, что этот вопрос еще решается, но вакцинированные киевляне точно смогут пользоваться метро и общественным транспортом.
Поворозник также гарантировал, что после перехода Киева в красную зону власти столицы не планируют вводить спецпропуска. По его словам, транспорт и метро будут курсировать в обычном режиме, а специальные пропуска введут лишь в том случае, если в Киеве будет еще больше ухудшаться ситуация с заболеваемостью.
Львов и Львовская область
Во Львове, не дожидаясь перехода области в красную зону, усилили карантин решением местных властей. Однако транспорта это почти не коснулось: невакцинированных пускают в автобусы, трамваи и маршрутки без тестов, хотя в городе стали более жестко контролировать масочный режим в транспорте.
А 25 октября начальник управления транспорта и связи Львовской ОГА Степан Рудницкий заявил, что в регионе могут частично остановить общественный транспорт, если будет введено требование об обязательной вакцинации водителей.
По его словам, во Львовской области перевозку пассажиров осуществляют около 50 фирм, в которых работает 3 тыс. человек, но лишь 30% из них вакцинированы.
Черновцы и Черновицкая область
Черновицкая область также оказалась на пороге красной зоны, но Черновицкая ОГА еще до этого решила ужесточить карантинные ограничения.
С 24 октября без сертификата о вакцинации, негативного ПЦР-теста либо экспресс-теста на антиген в регионе не пускают не только в спортзалы и рестораны, но и в местный общественный транспорт.
Что грозит нарушителям?
За проезд без маски
Штраф до 255 грн — полицейские выписывают такие штрафы прямо в транспорте.
«Если мы фиксируем в транспорте пассажира без защитной маски, то согласно ч. 44 п. 3 Кодекса Украины об административных правонарушениях за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 170 до 255 гривен. На месте инспектор выносит постановление, и нарушитель либо оспаривает его, либо уплачивает штраф», — пояснила старшая инспектор прес-службы управления патрульной полиции Запорожской области Екатерина Шевченко в комментарии Суспільному.
За отсутствие COVID-сертификата либо негативного теста в межобластных автобусах
Предусмотрен штраф от 17 тыс. до 34 тыс. грн (в соответствии со статьей 44−3 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
20 октября Кабмин внес изменения в «карантинное» постановление, согласно которым ответственность за отсутствие необходимых COVID-документов в межрегиональных автобусах (автомобильном межобластном транспорте) возлагается не на перевозчиков, а на самих пассажиров.
Перевозчик лишь обязан проинформировать пассажиров о том, что у них должен быть один из этих документов — COVID-сертификат о вакцинации либо негативный тест.
Норма не распространяется на несовершеннолетних пассажирова и межрегиональные перевозки личным транспортом (если число пассажиров не больше пяти, не считая детей до 14 лет).
Оветственность за наличие сертификата вакцинации либо теста на COVID-19 во время путешествий поездами либо самолетами по-прежнему возлагается на перевозчиков.
За использование поддельного COVID-сертификата или Дії
Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров предупредил, что покупатели подобных "сервисов" могут понести ответственность по статье «подделка документов» (статья 358 Уголовного кодекса Украины).
Согласно УК, использование заведомо поддельного документа карается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн) или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.