Искусство против дезинформации. Как стрит-арт становится новым трендом в развитии медиаграмотности?
Бороться с пропагандой и дезинформацией можно нестандартно и креативно. Это подтверждает международный проект ARTIFAKE, популяризирующий медиаграмотность и развитие критического мышления с помощью стрит-арта.
«Как показывают исследования, лишь 3% украинцев могут правильно определить отличие между истинной и ложной информацией среди трех представленных новостей. А более 80% наших сограждан сталкивались с дезинформацией о COVID-19 в течение последнего года, — объясняет мотивацию создания проекта ARTIFAKE программный директор ОО „Интерньюз-Украина“ Андрей Кулаков в ходе его презентации. — Когда из-за засилья фейков среднестатистический украинец не в состоянии отличить правду от лжи, помочь может только систематическое обучение населения критическому мышлению и медиаграмотности. Для этого мы решили использовать язык уличного искусства — символы и образы, которые прямо и правдиво говорят каждому прохожему».
Название проекта ARTIFAKE с английского Art Invades Fakes означает «искусство захватывает фейки», а главным его инструментом становится стрит-арт, или уличное искусство.
«Стрит-арт —это визуальный инструмент, через который возможен разговор автора со зрителями. Уличное искусство имеет несколько преимуществ, ведь занимает любые плоскости в урбанистической среде. Это может стать неожиданностью для аудитории и плюсом для контакта и донесения определенного смысла. Также этот формат работает круглосуточно без перерывов, воплощая в себе информационную составляющую и художественный продукт. Это тоже важно для воспитания культуры и ее восприятия», — рассказывает о роли уличного искусства в развитии медиаграмотности украинский муралист Сергей Радкевич.
Он стал участником креативной мастерской, с которой и начался проект ARTIFAKE. 48 уличных художников из Украины, Польши и Армении комплексно изучали пропаганду и переосмыслили ее через стрит-арт. После участия в мастерской художники разработали арт-концепции на тему дезинформации и критического мышления. 9 из них получили стипендии от проекту, чтобы реализовать свои произведения в 3 маленьких городах каждой из стран-партнеров.
В частности, в Украине победителями стали стрит-арт художники Сергей Радкевич, Максим Кильдеров и Ян Птушко. Их муралы уже украшают здания в Бахмуте, Токмаке и Каховке.
«Вектор города. Критическое мышление»

Мурал «Вектор города. Критическое мышление» стал первым арт-объектом о медиаграмотность в Украине. Главный месседж — только сознательное потребление и критическое мышление помогут упорядочить информационный хаос вокруг себя. Три башни на гербе Каховки символизируют главные устои критического мышления: ответственное восприятие, осмысление и применение информации, которую мы потребляем.
«Между буквами»

Почему фейки вводят нас в заблуждение? Рассказывает мурал «Между буквами» художника из Северодонецка Яна Птушко. Стенопись стала вторым артобъектом, созданным в рамках проекта.
Коварство фейков состоит в правдоподобии, под которым их умело маскируют дезинформаторы и пропагандисты. Сначала кажется, что на Ммурале написано слово TRUE (с англ. — «правда»), но позади него скрывается FAKE (с англ. — «поддельный»). Таким образом арт-объект объясняет: чтобы увидеть фейк, надо читать внимательно между строк.
У муралов также установлена информационная табличка с QR-кодом, по которому можно проверить собственный уровень медиаграмотности.
«С помощью этого мурала я хочу призвать всех внимательнее относиться к информации, которую мы потребляем, особенно из новостей, — объясняет автор муралов Ян Птушко. — Как правило, люди не всегда сосредоточены на том, правдива ли информация, которую они получают и передают. Такая невнимательность приводит к распространению в обществе лжи — фейковой информации, подрывает доверие друг к другу. Единственное противодействие этому — ответственно потреблять новости и учиться отличать правду от фейков».
«ИнфоSHUM»

«Мобильные телефоны притягивают шаровые молнии», «русскоязычных в Украине бросают за решетку», а «вакцины делают здоровых детей аутистами» — российская пропаганда и антивакцинаторы неоднократно распространяют эти месседжи в медиа и соцсетях.
Мурал «ИнфоSHUM» стрит-арт художника Максима Кильдерова стал «уличным справочником» из опровержений подобных дезинформационных и пропагандистских нарративов. Арт-объект состоит из отдельных блоков, каждый из которых содержит сообщение. Оранжевым цветом нарисованы фейки, голубым — его опровержение на основе фактов из официальных источников. Полный список фейков и опровержений, изображенных на мурале, доступный по ссылке.
Максим Кильдеров отмечает уникальность такого искусства во взаимодействии художников с жителями города: «В частности, в его неофициальной форме, без институциональной диктатуры. Ведь таким образом художник более продуктивно раскрывает проблемы, важные именно для него».
ARTIFAKE стал одним из первых примеров альтернативного развития медиаграмотности и борьбы с пропагандой, в частности с помощью стрит-арта. Проект задал новое направление в противодействии дезинформации, что открывает уникальную силу искусства и создает новые возможности для информационной и художественной индустрий.
Проект ARTIFAKE воплощается ОО «Интерньюз-Украина» в партнерстве с Ассоциацией аудиовизуальных репортеров (Армения) и Фондом «Art Transparent» (Польша) при финансовой поддержке программы ЕС «Креативная Европа», Международного фонда «Возрождение», Фонда Конрада Аденауэра, Украинского культурного фонда, Посольства Королевства Нидерландов в Украине, Министерства культуры, национального наследия и спорта Польши, а также проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Медийная программа в Украине», который выполняется международной организацией Internews Network.