Первые результаты легализации азартных игр. Есть ли перспективы?
Удалось ли реализовать потенциал нового украинского рынка?
Так совпало, что в июле этого года в сфере игорного бизнеса произошло сразу несколько важных событий: год с момента принятия закона об азартных играх, принятие Верховной Радой в первом чтении долгожданных изменений в системе налогообложения и достижение знаковой сумы в 1 млрд гривен, оплаченной операторами игорного рынка в качестве лицензионных сборов.
Все три события являются чрезвычайно важными и взаимосвязанными, давайте разберёмся почему.
С момента фактического открытия возможности для получения лицензий на игровую деятельность, которое произошло в начале 2021 года, Комиссией по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) было выдано более 40 лицензий на все типы игровой деятельности. Кроме того, около 70 разрешений, подтверждающих соответствие помещения законодательным требованиям, были получены отелями категории от 3 до 5 звезд.
О чем свидетельствуют такие показатели? Реформа рынка азартных игр, а точнее его легализация, начала приносить первый видимый результат: организаторы азартных игр начали работать, игроки получили гарантии честной игры и защиту со стороны государства, а рынок как таковой был запущен.
Важно отметить, что к концу года действия закона, а по факту за неполный год существования рынка, поступления в бюджет от оплаты лицензионных сборов превысили 1 миллиард гривен. Кроме того, не стоит забывать, что кроме фиксированных лицензионных платежей, бюджет также получает косвенные налоги от деятельности операторов азартных игр. Оценить сумму от таких поступлений достаточно сложно. Однако учитывая масштабы инвестиций, необходимых для запуска работы операторов, сумму, вложенную в раскрутку брендов на новом рынке, можно с уверенностью предположить, что уровень таких поступлений превышает сумму поступлений непосредственно от лицензионных сборов, то есть более 1 миллиарда.
Действующая редакция Налогового кодекса не адаптирована к принятому закону, легализирующему азартные игры
С одной стороны, получение первого миллиарда является существенным показателем, который также показывает сумму упущенной выгоды для государства за все 10 лет запрета. С другой, учитывая потенциал рынка и отсутствие иностранных операторов, достигнутая сумма поступлений в бюджет далеко не предельная. Ярким примером отсутствия ожидаемого интереса со стороны инвесторов к рынку, является невостребованность инвестиционных лицензий, которые предусматривались Законом об азартных играх как стимулирующий инструмент привлечения больших прямых иностранных инвестиций, в частности в строительство новых пятизвездочных отелей.
Пример получения максимальной выгоды для государства от, по сути, запуска целого сектора экономики показали множество зарубежных стран.
В частности, Грузия путем создания благоприятных инвестиционных условий при открытии рынка азартных игр и, как следствие, значительного его масштабирования, смогла получить поступления в бюджет, которые, учитывая размер внутреннего рынка, были кратно больше украинских поступлений. Как результат, на сегодняшний день игровая индустрия в Грузии приносит ежегодно $2,2 млрд доходов, что составляет до 14% ВВП страны.
Возникает логичный вопрос: почему же потенциал рынка не реализован, и когда мы сможем увидеть на рынке Украины крупные зарубежные компании?
Ответ достаточно прост: действующая редакция Налогового кодекса не адаптирована к принятому закону, легализирующему азартные игры. В то же время законопроект, направленный на его унификацию и сбалансирование системы налогообложения и стоимости лицензионных сборов, до сих пор не принят.
Как следствие, иностранные инвесторы не готовы покупать лицензии и вкладывать в страну, где кроме высокой стоимости лицензий предусмотрены высокие налоговые ставки.
С подобной моделью рынок азартных игр попросту не может конкурировать за привлечение иностранных инвестиции на мировой арене с другими юрисдикциями, которые предлагают значительно более привлекательные условия.
Однако принятие в первом чтении законопроекта о внесении изменений в налогообложение отрасли (Законопроект 2713-д), который призван сбалансировать налогообложение азартных игр учитывая высокую стоимость лицензий, дает надежду на преодоление законодательных барьеров для привлечения иностранных инвесторов. А значит, и на увеличение поступлений в бюджет в виде лицензионных платежей и налоговых поступлений.
Кроме того, важно понимать, что государство получает прибыль не только в виде лицензионных платежей — это только «входной билет». Самое главное, что это — мультипликатор. Открытие игровых заведений нуждается в значительных инвестициях. Кроме этого, компании платят налоги, создают рабочие места и инвестируют в развитие бренда, его промоции. За первый год работы рынка в секторе игрового бизнеса были созданы десятки тысяч рабочих мест, большинство из которых являются высокооплачиваемыми.
И чем больше операторов, в том числе иностранных, купят лицензии и начнут оперировать, тем большим будет эффект для экономики страны. Именно поэтому принятие изменений в налогообложение является ключевым условием для развития и масштабирования рынка.
На сегодняшний день позитивный экономический эффект от начала деятельности лицензированных операторов бесспорен. В частности, легализация азартных игр дала возможность увеличить поступления в бюджет от ряда сопутствующих сфер. Ярчайшими примерами являются туристический, отельный и рекламный бизнесы. Так, уже в первый год работы рынка операторы вложили сотни миллионов гривен в раскручивание брендов, спонсорство различных спортивных соревнований и команд.
Уже сегодня все заметили настоящий бум туристов из стран Персидского залива, которые, среди прочего, приехали с целью посещения игровых заведений. Напомним, в арабских странах действует полный запрет на участие в азартных играх для граждан. По экспертным оценкам, расходы одного такого туриста в Украине составляют около $3 тыc., и для сферы услуг это отличное подспорье.
Можно с уверенностью утверждать, проведена действительно колоссальная работа от создания уполномоченного специализированного органа (КРАИЛ) до принятия всей необходимой нормативно-правовой базы. К сожалению, не обошлось и без противоречивых решений КРАИЛ, которые, очевидно, не содействовали формированию простых и прозрачных правил работы рынка.
Однако первые шаги, необходимые для запуска рынка, пройдены, но на пути формирования развивающейся, конкурентной среды с участием иностранного капитала еще предстоит проделать значительную работу, в том числе и на законодательном уровне.
Пожалуй, основным и ключевым моментом является принятие в целом законопроекта о сбалансировании налогообложения отрасли, который позволит кратно увеличить поступления в бюджет. В случае принятия изменений в налогообложение отрасли, поступления в бюджет от лицензионных сборов уже в этом году составят 3−4 млрд гривен и в будущем будут увеличиваться.