Голубой океан. Потенциал и перспективы каршеринга в Украине
Объем европейского рынка каршеринга к 2024 году превысит $4 миллиарда, со среднегодовым темпом роста 31,5%. И вполне возможно, что Украина сыграет не последнюю роль в этом скачке шеринговой экономики.
Почему прогнозы по каршерингу в Европе уже неактуальны
В 2017 году в отчете Deloitte давались такие прогнозы: около 160 тыс. автомобилей к 2020/2021 году + 15,6 млн зарегистрированных пользователей. Условно говоря, 700−800 автомобилей на 1 млн населения. Но, например, Москва, являясь одним из самых быстрорастущих рынков каршеринга в мире, начала развивать его в 2017 году по принципу 1 тыс. автомобилей на 1 млн жителей. На сегодняшний день они уже преодолели порог 2 тыс. автомобилей на 1 млн людей.
Реальность к 2021 году не просто оправдала прогнозы, но более чем в 2 раза превысила их. А как же 15,6 млн европейских пользователей? Один московский рынок охватывает более 1,5 млн пользователей, и количество растет очень быстро. А значит, прогнозы снова опаздывают.
Потенциал украинского рынка для развития каршеринга
Если среднее покрытие по расчетам Deloitte 800−1000 машин на 1 млн человек, то сейчас покрытие на украинском рынке на уровне 15 автомобилей на 1 млн человек. А значит, потенциал измеряется сотнями процентов, которые будут расти вверх.
Почему сейчас идеальные условия для развития каршеринга в Украине
Рынок создается, и это рынок «голубого океана» (новый рынок, где практически отсутствуют конкуренты). Он только развивается, и по сути ты в нем можешь идти первым. Общался недавно с коллегами из Таллина: у них уже два каршеринговых оператора — Citybee и Bolt. Но так как страна маленькая, местные прокатные компании уже не могут их догнать.
Поэтому пока сейчас рынок «голубого океана» — нужно двигаться.
Бум каршеринга в Украине неминуем. По моим расчетам, пик каршеринга произойдет в течение двух-трех лет, в зависимости от того, как сложится конъюнктура рынка и что будет с экономикой. Если будем идти в таком же темпе, как сейчас, есть 2−2,5 года. При очень удачных обстоятельствах — год и колоссальный рост индустрии.
Американские и европейских компании на украинском рынке
Украинский рынок действительно большой в плане человеческого фактора, но не интересный американским игрокам, потому что он не такой капиталоемкий. Условно говоря, им гораздо интереснее открывать маленький каршеринг в Польше или Франции, чем в Украине. Потому что рынок другой: более цивилизованный в плане финансов и инфраструктурно интереснее. Поэтому не стоит ожидать, что какой-то крупный игрок сразу зайдет к нам. Скорее всего, европейский Bolt будут пробовать, потому что они уже здесь присутствуют.
А вот американские каршеринги, скорее всего, будут искать возможности развития через местных партнеров или будут поглощать работающие компании. Вполне возможно, что украинский рынок будут поглощать даже не каршеринговые компании, а автопроизводители, лизинговые компании, мобильные операторы или большие корпорации.
Особенности развития каршеринга в Украине
В каждой стране есть особенности: много зависит от политики, от уровня доходов людей и ВВП страны. И еще больше зависит от политики даже не страны, а города.
В Украине есть особенности: рынок в определенном смысле дикий, его не совсем понимают государственные служащие. Но в этом есть и плюсы, и минусы. К примеру, каршеринг электрокаров.
Каршеринг электрокаров — это отдельная тема, в которой очень много хайпа. Электрокары — это круто, но их рынок нельзя назвать перспективным. Во всем мире каршеринг электрокаров продвигается путем льгот и через основную идею — экологичность.
В Украине же слова, что мы выбираем электрокары из-за экологии, немного оторваны от реальности. Электрокары мы выбираем с оглядкой на их стоимость. На сегодняшний день стоимость зарядки, амортизации электромобилей достаточно высокая. Электрокары амортизируются с сумасшедшей скоростью, в 3 или 4 раза выше, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому говорить что электрокар — будущее украинского каршеринга, не стоит, пока по ним нет льгот.
Льготы — это совершенно другая история. Европейская логистика строится на том, что каршерингам дают сумасшедшие льготы на парковку, дают разрешения на землю, дают электрические мощности с одной целью — каршеринги формируют инфраструктуру. Государство в этой ситуации должно выступить драйвером. В Украине государство пока не занимается этим направлением, вот и результата нет. Прошла небольшая новость о каршеринге Unit.City, но это, мне кажется, скорее маркетинговый ход, чем серьезный шаг в сторону оператора каршеринга.
А MobileCar перезагружается уже третий раз и именно они столкнулись с инфраструктурной проблемой. Уже непонятно: они шерят машины или шерят зарядки, потому что в какой-то момент компания ушла в историю с электрозарядками. Повторюсь, логистическая составляющая по электрокарам в Европе, США и у нас совсем разная.
Через месяц-полтора у нас тоже появятся электромобили, но это пилот и только потому, что такие машины тоже есть. Я — не электроевангелист и выстраивать только на этом концепцию шеринга точно не буду.
Особенности украинского рынка каршеринга
Главное, что можно сказать об украинском рынке — его по сути нет. Второй момент, наш рынок всё-таки не только об экологии, это ещё и о регулировании транспорта в городе. Это политика транспорта, внутренняя политика каждого города. В среднем один каршеринговый автомобиль заменяет минимально 30 личных. И представьте себе, что, допустим, емкость Киева — это 3 тыс. автомобилей, а значит минус 90 тыс. личных автомобилей на дорогах. Государственным деятелям было бы неплохо это понимать и этому способствовать. Это уже давно работает в Европе, Эмиратах и во всём мире.
Кроме того, в Украине совершенно другие пороги входа на рынок из-за лизинга, кредитных моментов, экономических рисков.
Есть конкретные бизнес-модели каршеринга. Мы исповедуем free float (тип обмена автомобилями, который позволяет пользователям начинать и заканчивать поездку в разных местах), но можно использовать другие модели. Есть американская подписная модель, которая вряд ли подойдет в Украине, stationary (стационарный тип обмена), которая есть во многих странах Западной Европы и связан с политикой парковки. Free float — это одна из масс-маркетовских моделей. Условно говоря, stationary модель — это обслуживание через прилавок, а мы говорим что мы свободный супермаркет — подходи, выбирай сам продукт и оплачивай на кассе самообслуживания.
Перспективы украинского рынка в ближайшее время
Рынок будет расти. Это больше 10 тыс. автомобилей ближайшие 2−3 года и, конечно же, регуляторная политика на это тоже повлияет. Условно говоря, если регуляторная политика будет также не замечать наш рынок, это будет цифра, о которой я сказал выше. Если что-то изменится в лучшую сторону — рынок будет больше. А если будут вставлять палки в колеса — меньше. И все три сценария реальны.
Рынок однозначно будет развиваться в городах-миллионниках, после этого пойдут более мелкие города. Украинский рынок будет расти в пользователях, автомобилях, и в обороте денежных средств. Будет существовать конкуренция — 100%. Уже в следующем году появятся новые операторы, все близится к этому.
Кстати, очень часто инвесторы любят задавать вопрос: «Почему другие не заходят?» Не заходят, потому что модель убыточная, а украинские инвесторы не понимают, как можно работать в убыточной модели. В Европе и в Америке понимают, потому что по-другому получают прибыль. А у нас рынок инвестирования очень маленький.
Bolt может заходить, потому что у них есть средства и они готовы эти деньги использовать, поставив еще один крестик, что зашли в новую страну. Де-факто Bolt давно шерит машины своим водителям. Какая проблема делать это через приложение?
Таким образом, перспектива украинского рынка — это стопроцентное развитие. Другой перспективы нет. Но ожидать активного выхода к нам международных операторов в ближайшее время не стоит.