Как в Украине организовывали массовую вакцинацию через Helsi.me
СЕО медицинской информационной системы Helsi Евгений Донец рассказал о том, как летом 2021 года, вместе с МОЗ, Минцифрой и врачами частных и государственных клиник организовывали процесс онлайн-записи населения вакцинацию с выдачей цифровых сертификатов.
Основные факты про Helsi.me
Helsi.me — это сервис записи на прием к врачам и хранения медицинских данных, который появился в 2016 году, вместе с реформой медицины. Тогда на рынке HealthTech уже существовали сервисы записи на прием, но они работали в основном с частными клиниками. А вот государственный сектор, медицинскими услугами которого пользуется 85% украинцев, был “чистым нецифровизированным полем”.
Сегодня с Helsi.me:
- работает 1300+ частных и государственных больниц,
- 49 000 врачей,
- ежемесячно мы регистрируем запись на прием для 6 миллионов людей,
- наше приложение скачало миллион новых пользователей за 3 месяца лета.
Букинг на прием — это одна из основных функций Helsi.me. И как показал этот год, эта функция очень пригодилась в организации вакцинации от коронавируса.
Вакцинация от коронавируса в Украине: как организовать?
Такая задача была поставлена впервые и никто толком не понимал, как лучше все организовать. Изначально планировалось, что в процессе вакцинации будут задействованы:
- Министерство охраны здоровья,
- Национальная служба охраны здоровья
- и Минцифра.
Если помните, в феврале все желающие получить вакцину должны были отправить заявку в «Дія», а «Дія» обещала отправить уведомление о возможности вакцинации, как только она появится.
Обуздать хаос онлайном
Когда открыли первый центр массовой вакцинации в Международном выставочном центре в мае, людям приходилось стоять в живой очереди по 5 часов.
Ситуация была критичной, и мы предложили городу помощь — организовать онлайн-запись, которая, по нашему опыту, гарантировано упорядочивает хаос с очередями. Ведь если получилось это сделать в государственных клиниках, то почему не получится с вакцинацией?
Несмотря на запись на конкретное время, поначалу люди все равно приходили за 2 часа до открытия центра, так как боялись пропустить свою очередь. Кроме того, сохранялась и “живая” очередь — для тех, кто не успел подать заявку онлайн. И если в этой живой очереди находился кто-то особо буйный и наглый, очереди могли смешаться — и тогда все наши старания по организации процесса нивелировались.
К нам на помощь пришла Муниципальная охрана — суровые большие мужчины в зелено-коричневой форме одним только выражением лица не допускали даже мысли о том, чтоб пройти без очереди или не в свое время. Никаких серьезных инцидентов с нарушителями порядка не было, и в целом весь процесс проходил достаточно спокойно.
Летом на улице было +35 в тени, и стоять в любой очереди было не просто некомфортно, но и опасно. Поэтому у себя в Telegram-канале мы показывали пользователям состояние очереди и информировали о том, насколько быстро она продвигается и стоит ли в конкретный день приезжать в МВЦ.
Как правило, больше всего людей было утром, и к полудню “живая” очередь расходилась. Но бывали дни, когда наплыв людей случался после обеда. Даже несмотря на то, что МВЦ работал до 17:30, врачи оставались дольше, чтоб вакцинировать всех желающих.
Сначала Международный выставочный центр работал только по выходным, но потом его график работы постепенно расширялся, количество мест для онлайн-записи увеличивалось, и вскоре “живая” очередь исчезла совсем.
Сегодня центры вакцинации по данным из Helsi могут точно понимать, какое количество вакцин нужно иметь каждый день, а организация работы врачей и волонтеров стала в разы легче.
Вакцинация сегодня: запись – онлайн, данные – в смартфоне
Сегодня в Киеве работает 279 пунктов вакцинации:
- 264 – в государственных поликлиниках,
- 5 – в частных клиниках,
- 14 массовых центров вакцинации.
Сегодня можно, например, пойти в торговый центр или «Эпицентр» и заодно еще и вакцину сделать. Онлайн-запись на вакцинацию через Helsi доступен не только в Киеве, но и в других городах. Так записаться на прививку можно в Одессе, Харькове, Львове и Львовской области, Запорожье, Ровно, Черновцах, Белой церкви и Полтаве.
Почему не всегда генерируются сертификаты в «Дія»
Несмотря на то, что мы давно работаем с онлайн-букингом и передачей данных в ЭСОЗ (Электронная система охраны здоровья — центральный государственный компонент, который хранит все медицинские данные пользователей), сам процесс участия в организации вакцинации достаточно трудоемкий. Мы присутствовали во всех созвонах по проведению и запуску, и этот процесс координации между разными участниками до сих пор не завершился. У нас каждый день появляются новые пункты, вносятся новые графики. Если у пользователей появляются любые проблемы, они обращаются за помощью в Helsi. Даже если вопрос нас не касается. Например, как только «Дія» объявила о запуске сертификатов с QR-кодом, у более чем у 20% пользователей приложения Минцифры появились сложности с его загрузкой. И большая часть запросов свалилась на нас.
Дело в том, что «Дія» генерирует сертификаты с кодом на основе данных из ЕСОЗ. Однако у этого приложения более жесткие требования данным. Например, в «Дія» номер вакцины должен совпадать с реестром вакцин, а так как реестров на старте вакцинации не было, и врачи могли делать механические ошибки, сейчас «Дія» может не распознавать такие данные. Исправить ошибку может или семейный врач, или врач, который проводил вакцинацию — но тоже далеко не всегда это позволяет пользователю успешно сгенерировать сертификат.
У нас требования к данным отличаются, и процент обращений по поводу не отображения данных о вакцинации в приложении в разы ниже.
Как участие в кампании по вакцинации населения повлияла на бизнес Helsi
Многие запросы по сертификатам попадают к нам. Даже если в городе закончилась вакцина, то об этом почему-то спрашивают Helsi, а не МОЗ. Это не наша проблема, мы все равно стараемся помочь, ввиду чего нам пришлось существенно усилить свой сервис-деск — не только людьми, но и чат-ботами, которые позволяют закрывать в автоматическом режиме до 85% запросов.
Все наши усилия не прошли даром — приложение Helsi, которое хранит данные о вакцинации, скачали 1,3 млн пользователей. Сейчас мы активно разрабатываем возможные варианты монетизации функций приложения. Но базовые опции — запись на прием и хранение данных — обязательно остануться бесплатными.
Также, несмотря на то, что мы не получали никакого финансирования за организацию онлайн записи на вакцинацию, наша инициатива помогла укрепить взаимоотношения с партнерами.
Автор: Евгений Донец, СЕО медицинской информационной системы Helsi
Читайте также: