Журналисты Мария Ресса и Дмитрий Муратов — лауреаты Нобелевской премии мира 2021: кто они и что означает такой шаг
Нобелевскую премию мира в 2021 году разделили два журналиста, отстаивающие свободу слова в своих странах: авторитетный репортер-расследователь Мария Ресса из Филиппин и главный редактор оппозиционного издания Новая газета Дмитрий Муратов из России.
Нобелевский комитет в Осло отметил их «усилия по сохранению свободы слова как непременного условия для демократии и мира».
В истории Нобелевской премии мира, которую с 1901 года присуждали 102 раза, было не так много случаев, когда ее удостаивались журналисты. Самые известные из них — присуждение награды немецкому пацифисту, обличителю нацистского режима и публицисту Карлу фон Осецкому (1935) и австрийскому журналисту Альфреду Фриду, который выступал за ограничение вооружений и разработку системы международного права (1911).
НВ рассказывает главное, что важно знать о лауреатах нынешнего года — Дмитрии Муратове и Марии Рессе, присуждение премии которым стало значимым и символическим жестом для авторитарных режимов в их странах.
«Свободная, независимая и основанная на фактах журналистика служит защитой от злоупотребления властью, от лжи и военной пропаганды», — пояснили свое решение в Нобелевском комитете.
Новостной портал Rappler, которым руководит Мария Ресса, назвал такой шаг «беспрецедентным признанием роли журналистики в современном мире».
Дмитрий Муратов, Новая газета, Россия
Обобщая более чем 30-летнюю журналистскую карьеру Дмитрия Муратова, норвежский Нобелевский комитет отметил его работу во главе российской Новой газеты, которая с момента своего основания «публиковала критические статьи на разные темы — от коррупции, полицейского насилия, незаконных арестов, манипуляций на выборах, фабрик троллей до применения российских войск внутри и за пределами России».
«Оппоненты Новой газеты отвечали на это угрозами, насилием и убийствами. С момента основания газеты убиты шесть ее журналистов, включая Анну Политковскую, писавшую о войне в Чечне. Несмотря на убийства и угрозы, главный редактор Муратов не отказался от принципа независимости и последовательно защищал право журналистов писать на выбранные темы, насколько это соответствует профессиональным и этическим стандартам журналистики», — заявила глава комитета Берит Райсс-Андерсен.
Дмитрию Муратову 59 лет, он родом из Куйбышева (ныне Самара). По образованию филолог: в 1983 году окончил филфак Куйбышевского государственного университета. Затем отслужил срок в армии, после начал свою журналистскую карьеру с газеты Волжский комсомолец.
В 1987-м перешел в издание Комсомольская правда, где спустя несколько лет возглавил отдел информации.
Муратов ушел из КП через год после развала СССР, осенью 1992 года. Вместе с группой других журналистов, несогласных с новой редакционной политикой Комсомольской правды, уже через полгода стал сооснователем Новой ежедневной газеты.
Первый номер издания, впоследствии известного как Новая газета, вышел 1 апреля 1993 года. Муратов вошел в редколлегию и стал заместителем главного редактора газеты.
Во время первой чеченской войны (середина 90-х) несколько месяцев работал спецкорром Новой газеты в зоне боевых действий на территории Чечни.
В феврале 1995 года Дмитрий Муратов стал главным редактором издания и занимает этот пост до сих пор — с небольшим перерывом в 2017—2019 годах. В 2017-м Муратов не стал выдвигать свою кандидатуру на избрание главредом, заявив, что «22 года [во главе издания]— огромный срок» и что «необходимо обеспечить сменяемость власти». Однако в 2019-м он вновь вернулся руководить редакцией Новой газеты.
Муратов также работал на телевидении. В конце 90-х он был ведущим программы Пресс-клуб (ATV — ОРТВ) и еженедельной программы Суд идет на телеканале НТВ. А в 2005 году главред Новой стал одним из совладельцев сатирического журнала Крокодил, хотя уже через несколько лет издание перестало выходить в печать.
В начале 2000-х Дмитрий Муратов был активно вовлечен в политические процессы в России. В 2004-м он стал одним из учредителей Комитета 2008: Свободный выбор — оппозиционной группы во главе с Гарри Каспарова, которая в противовес Владимиру Путину пыталась добиться проведения в 2008 году свободных и демократических президентских выборов. Однако комитет фактически распался летом 2005 года — тогда же из него вышел Муратов, заявив, что он «абсолютно разочарован тем, как пытались объединиться демократы».
Кроме того, с 2004 года Муратов был членом Российской демократической партии Яблоко. Он входил в состав общественного совета в поддержку избирательного списка партии на выборах в Московскую городскую думу, а в 2011-м сам вошел в избирательный список Яблока (в Госдуму партия не прошла).
Вскоре после начала агрессии РФ в Украине Муратов констатировал, что «за несколько лет оголтелой антиукраинской пропаганды» в России «привыкли считать, что все, что показывают в телевизоре, — реальность, а все, чего в телевизоре нет, на самом деле не существует».
Я вот что могу сказать: мы будем отдуваться этой премией за российскую журналистику, которую сейчас стараются репрессировать
Усилия Дмитрия Муратова и его попытки отстоять свободу слова в РФ неоднократно признавали на международном уровне: он является лауреатом Международной премии за свободу прессы от Комитета защиты журналистов (2007), кавалером ордена Почетного легиона (Франция, 2010); обладателем Ордена Креста земли Марии (госнаграда Эстонии, 2013) и Золотого пера свободы от Всемирной газетной ассоциации (2016).
Нобелевскую премию мира, которую ему присудили 8 октября 2021 года, Дмитрий Муратов посвятил погибшим журналистам Новой газеты. «Игорь Домников, Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Стас Маркелов, Анастасия Бабурова, Наташа Эстемирова — вот эти люди получили сегодня Нобелевскую премию», — сказал Муратов Русской службе Би-би-си.
А в комментарии изданию Подъем он признал, что не ожидал присуждения ему высокой награды. «Вообще не ожидал. У меня тут безумие. Я видел звонок из Норвегии, но я посчитал это нежелательным звонком. Я вот что могу сказать: мы будем отдуваться этой премией за российскую журналистику, которую сейчас стараются репрессировать. Вот и все. Будем стараться помогать людям, которые сейчас признаны [иностранными] агентами, которых сейчас гнобят, высылают из страны», — пообещал Муратов.
Мария Ресса, портал Rappler, Филиппины
В нобелевском комитете отметили, что 58-летняя Мария Ресса — ранее ведущий репортер-расследователь CNN в Юго-Восточной Азии — использовала свободу слова, чтобы показать «злоупотребление властью, применение насилия и усиление авторитаризма на Филиппинах». Журналистка известна своими расследованиями деятельности террористических организаций в Азии, а также скандальной силовой политики президента Филиппин Родриго Дутерте против наркоторговцев, «которая повлекла за собой столько смертей, что стала похожа на войну с собственным населением».
Еще в 2002 года журнал Time назвал Дутерте The Punisher (палач, каратель) — политика неоднократно критиковали правозащитные организации, включая Amnesty International, за поддержку казней без суда и следствия. В апреле 2009 года в докладе на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было сказано, что «мэр Давао [эту должность Дутерте занимал до избрания президентом] ничего не сделал для того, чтобы предотвратить эти убийства, а его публичные комментарии заставляют считать, что он их поддерживает». В июле 2005 года на саммите, посвящённом борьбе с преступностью, политик заявил: «Быстрые казни преступников остаются самым эффективным способом борьбы с похищениями и наркоторговлей».
Мария Ресса, которую агентство AFP называет «символом борьбы за свободу прессы в эпоху авторитарных лидеров», стала одним из главных критиков режима Дутерте.
Она родилась в Маниле в 1963 году. В раннем детстве ее воспитывали родственники отца, поскольку мать девочки уехала в США. Лишь когда будущей журналистке исполнилось десять лет, Ресса и ее сестра воссоединились с матерью, переехав в Америку.
Там Мария Ресса окончила Принстонский университет, а затем вернулась на родину — как стипендиат программы Фулбрайта она занималась политологией в Университете Филиппин.
Свою журналистскую карьеру Ресса начала на государственном телеканале PTV 4. Однако уже вскоре она стала независимым репортером, став соучредителем продюсерской компании Probe (в 1987 году) и одновременно сотрудничая с крупнейшими международными СМИ. В течение 20 лет она возглавляла региональные бюро CNN (сначала в Маниле, затем в Джакарте). Как ведущий репортер CNN в Юго-Восточной Азии Ресса занималась темой расследования деятельности террористических сетей и написала две книги о подъеме терроризма в Юго-Восточной Азии (Seeds of Terror: An Eyewitness Account of Al-Qaeda's Newest Center, 2003 и From Bin Laden to Facebook: 10 Days of Abduction, 10 Years of Terrorism, 2013).
Полагаю, это просто демонстрирует, что Нобелевский комитет осознал: мир без фактов означает мир без правды и доверия
Также Мария Ресса сотрудничала с ABS-CBN и газетой The Wall Street Journal и некоторое время преподавала в Принстонском университете.
В 2012 году Ресса основал свой новый большой журналистский проект — новостной мультимедийный портал Rappler, который впоследствии стал одним из крупнейших на Филиппинах и был отмечен множеством международных наград в области журналистики. Именно этот портал, которым Ресса руководит до сих пор, по оценке нобелевского комитета «привлек критическое внимание к скандальной и кровавой кампании режима Дутерте по борьбе с наркотиками».
Журнал Time в 2018 году включил Марию Рессу в свой список Person of the Year 2018 — как одного из наиболее авторитетных журналистов мира, борющихся с фейковыми новостями.
https://www.youtube.com/watch?v=zm3UvvyD2Xc
AFP напоминает, что журналистская деятельность Рессы уже стоила ей двух арестов и нескольких обвинений в клевете (мировая общественность расценила эти уголовные дела как политически мотивированное преследовании журналистки), а также потока онлайн-угроз как в отношении самой женщины, так и в адрес журналистов Rappler. Тем не менее, Мария Ресса продолжает работать на Филиппинах.
«Я не думаю, что это я [получила Нобелевскую премию] - полагаю, это Rappler. Начиная с 2016 года, мы всегда говорили, что боремся за факты, — прокомментировала репортер присуждение ей Нобелевской премии мира в интервью Rappler. — Полагаю, это просто демонстрирует, что Нобелевский комитет осознал: мир без фактов означает мир без правды и доверия». Нобелевская награда для Рессы стала первой в истории Филиппин.