Колеса, растущие из смартфонов. Как украинский рынок такси полностью изменился за 5 лет и теперь ждет прихода китайского гиганта
Три кита, на которых стоит украинский рынок такси, — Uber, Uklon и Bolt, — приучив клиентов к своим онлайн-приложениям, обеспечили рынку ежегодный рост в 15%, пишет журнал НВ.
«Т акси по цене авиаперелета» — так пользователи соцсетей шутили 5 апреля, в первый день нового столичного локдауна, в рамках которого местные власти сильно ограничили работу общественного транспорта. Тарифы в пределах Киева в тот день достигали 500 грн и даже 1 тыс. грн. Такие цены привлекли внимание Антимонопольного комитета. Впрочем, сами службы такси пояснили, что всему виной алгоритмы, автоматически отреагировавшие на повышенный спрос.
Алгоритмы «успокоились» через пару суток. А вот сам рынок, хоть и стабилизировал цены, продолжил свой неумолимый рост, который в ежегодном выражении составляет в крупных городах страны плюс 12−15%.
40 млрд грн, 220 тыс. задействованных в перевозках водителей и 280 млн поездок в год — так три года назад оценивал таксорынок Офис эффективного регулирования (BRDO). Сегодня же его объем уже достиг 60 млрд грн — таковы данные Украинской таксомоторной ассоциации. При этом более 90% водителей работают без лицензий.
Процессу роста способствует все большая цифровизация процесса общения клиентов и тех, кто поставляет услуги такси. Бурно развивающиеся нынче онлайн-агрегаторы заказа стартовали в Украине в середине 2016 года, с приходом американского Uber. Эта компания и еще две схожие — основанный в 2010‑м украинский Uklon, а также стартовавший на местном уровне в 2018‑м эстонский Bolt — на сегодня стали крупнейшими игроками в стране. Вместе они существенно изменили рынок, упростив заказ машины до нескольких касаний к экрану смартфона и сократив общее время ожидания до считаных минут. Теперь клиенты оценивают водителей, могут отследить их рейтинг и путь заказанного автомобиля.
Лидеры активно привлекают все новых пользователей, вытесняя традиционные службы. По разным оценкам, онлайн-заказы через агрегаторы составляют уже 60−80% от всех случаев обращения клиентов за такси в столице.
Успехи трех имеющихся онлайн-гигантов привлекли на местный рынок нового — китайскую компанию Didi c многомиллионной аудиторией в 15 странах, которая теперь изучает возможность выхода в Украину.