Равные условия для всех: что может сделать государство для развития предпринимательства
Серьезные юридические проблемы возникают у украинских предпринимателей чаще, чем финансовые. И иногда могут привести к закрытию предприятия. Конечно, пандемия добавила сложностей: 43% предпринимателей в конце 2020 года оценивали уровень риска своего банкротства как высокий. Это данные опроса Проекта ЕС «Право-Justice». Между тем малые и средние предприятия составляют более 90% от всех, что есть в Украине, и существенно влияют на развитие государства. Какие действия правительства и парламента нужны, чтобы такой бизнес развивался по лучшим европейским образцам?
Количество предприятий малого и среднего бизнеса в Украине превышает 1,5 миллиона, а заняты на них более 60% трудоспособного населения. Поэтому государство просто не может игнорировать эту часть частного сектора: так что парламентарии и министры должны уделять особое внимание проблемам малых и средних предприятий, комментирует руководитель Проекта ЕС «Право-Justice» Довидас Виткаускас.
«Очень важно отметить их роль и понять, что без малого и среднего бизнеса действительно трудно ожидать постепенного социально-экономического развития государства», — заявил Довидас Виткаускас.
Довидас Виткаускас,
руководитель Проекта ЕС «Право-Justice»
Последствия же возникновения правовых проблем могут быть фатальными, комментирует координатор Черновицкого регионального совета по вопросам реформы правосудия и адвокат Ирина Бутырская. От рейдерского захвата земли или урожая либо прекращения аренды помещения до лишения лицензии и закрытия предприятия. Ведь у мелких бизнесменов зачастую нет денежной «подушки безопасности», поэтому продержаться долго в турбулентности они не имеют возможности.
«Правовые проблемы могут блокировать деятельность малого и среднего бизнеса, а также, как правило, неизбежно влекут за собой негативные последствия экономического характера, как то затраты на адвоката или затраты на уплату определенных штрафов», — говорит Ирина Бутырская.
Ирина Бутырская,
координатор Черновицкого регионального совета по вопросам реформы правосудия и адвокат
Прежде всего по результатам опроса предприниматели отмечают три главные правовые проблемы, с которыми они сталкиваются. Первая и самая большая — споры с клиентами и бизнес-партнерами. В них принимают участие более трети бизнесменов. Проблемы с государством — в основном лицензирование и налогообложение — возникают у 16−18%. Еще одна группа проблем — рейдерство и мошенничество или проблемы с землей. Они возникали у 22% опрошенных. При этом последняя группа проблем специфическая именно для украинского предпринимательства: в странах Западной Европы их нет, рассказывает руководитель Проекта ЕС «Право-Justice» Довидас Виткаускас. Причина — несовершенство украинского законодательства.
«Если мы говорим о рейдерстве или мошенничестве — этой проблемы в странах Западной Европы не существует или она минимальна, — подчеркивает Довидас Виткаускас. — Причина — недостаточная безопасность данных в Украине как относительно технических условий, так и правовых презумпций. До сих пор Украина функционирует на основе документов. Вы приходите к институции документа, а уже на его основе создается презумпция: и она может быть неправомерной. В скандинавских и балтийских странах правовые презумпции создают не документы, а данные в электронных реестрах. Поэтому человек, который приходит с бумажным документом, не склонит этим государственные органы в свою пользу, и это очень важно в защите имущественных прав, прав на собственность, прав на бизнес».
Довидас Виткаускас подчеркивает — лучшие по рейтингу Doing business европейские страны давно внедрили электронное правительство. Украинской же власти маловато только провозгласить «Государство в смартфоне», нужны постепенные шаги для реализации этой концепции. Для этого прежде всего Верховная Рада должна принять закон о реестрах, который уже два года как зарегистрирован, отмечает руководитель Проекта ЕС «Право-Justice».
«Чтобы было „Государство в смартфоне“ нужно, чтобы роль государства была больше переориентирована на потребителей — на людей и, конечно, на бизнес как ключевого потребителя государственных услуг, — рассказывает Довидас Виткаускас. — Позитивные шаги правительство делает: но все еще есть отдельные структурные ошибки. Например, реестры должны быть упорядочены относительно того, кто данные собирает. Должна быть обеспечена безопасность и надлежащая защита электронных данных. Сейчас реестры разбросаны по разным министерствам: сегодня в Украине реестров имеется более ста. И каждое министерство управляет ими как хочет, без координации. Это очень усложняет гарантии качества и безопасности данных, которые собирают».
Бизнес в Украине до сих пор страдает от отсутствия равных условий для всех, подчеркивает Довидас Виткаускас. Часто само государство не платит частному сектору долги: как органы власти, так и государственные предприятия.
«В Украине частный сектор ежедневно дискриминируется в пользу государственного бизнеса, который не платит долгов, не проводит процедуру банкротства, скрывает финансовые проблемы от общества, — комментирует руководитель Проекта ЕС „Право-Justice“. — Да и вообще количество государственных предприятий в Украине высокое: если в европейских странах их больше 100, в Украине — 3500».
При поддержке международных партнеров Украина уже продвинулась в направлении к правовому государству с хорошими условиями для бизнеса, подчеркивает Довидас Виткаускас. В частности, принят Кодекс по процедурам банкротства, который позволяет провести эту процедуру прозрачно и честно. К тому же снят мораторий на взимание долгов с государственных предприятий: и хотя документ касается пока суммы до ста тысяч гривен, это уже прогресс, отмечают эксперты. Также несколько лет назад в Украине начали деятельность частные исполнители судебных решений, которые в пять раз эффективнее государственных исполнителей.
Международные и отечественные юристы уверены, что малый и средний бизнес должен быть подотчетным, но свободным. В этих условиях для решения самой большой категории споров — с клиентами и деловыми партнерами — эффективно введение механизма медиации, то есть досудебного разрешения споров. Профильный законопроект уже принят в украинском парламенте в первом чтении.
«Споры между деловыми партнерами решаются сначала путем переговоров и это очень хорошо, а если уж переговоры ни к чему не привели, тогда в суде. И хотя хозяйственные суды пытаются решить вопрос как можно быстрее, все равно процесс занимает минимум три месяца. Хорошим путем разрешения споров с партнерами могло бы стать введение института медиации: досудебного разрешения споров с помощью медиатора. И сейчас как раз и планируется введение такого механизма», — говорит Ирина Бутырская.
Вообще же для саморегуляции бизнеса важен диалог между предпринимателями и правовым обществом, подчеркивает руководитель Проекта ЕС «Право-Justice» Довидас Виткаускас. И призывает бизнесменов быть не только получателями государственных услуг, но и активными участниками законотворчества и реформ, вносить свои предложения.
От государства же для эффективной саморегуляции бизнесу нужна активная правопросветительская работа, отмечает координатор Черновицкого Регионального совета по вопросам реформы правосудия Ирина Бутырская. Например, юристы и госслужащие могут готовить видеоэксплейнеры, где разъяснять изменения в законах и алгоритмы действий. Ведь большинство правовых проблем предприниматели решают самостоятельно: штатный юрист, согласно вышеупомянутому опросу, лишь у 6% малого и среднего бизнеса.
Для удачного взаимодействия государства и бизнеса необходимы усилия обеих сторон, подчеркивают эксперты Проекта ЕС «Право-Justice». Особенно важными шагами для улучшения бизнес-климата в Украине считают дальнейшую дерегуляцию предпринимательства в сочетании с подотчетностью бизнеса, а также осознание государственными органами, что они должны помогать гражданам и делать предпринимательскую деятельность проще и прозрачнее, а не только контролировать и наказывать.
Автор — журналист Оксана Витер для Проекта ЕС «Право-Justice»