Без сексизма и эйджизма. Как Верховная Рада планирует изменить требования к рекламе вакансий
Верховная Рада намерена усилить защиту прав работников, в частности запретить в рекламе о вакансиях выдвигать дискриминационные требования, например, по возрасту или полу. Исполнительный директор кадрового портала grc.ua Екатерина Окунская в эфире Радио НВ рассказала, что происходит на рынке труда сейчас и объяснила, как повлияет на него решение нардепов.
Законопроект № 5266 в Верховной Раде приняли за основу 21 сентября. Его поддержали 296 депутатов. Хотя аналогичные нормы уже существуют в статье 11 закона О занятости населения, отмечает експертка.
«В этом новом законопроекте уже полностью убирается демонстрация превосходства одного пола над другим — исчезают сексизм, дискриминация. Это нормально, потому что в Украине как в правовом государстве не должно быть дискриминации ни в рекламе, ни в описании вакансий», — отметила Окунская.
Сейчас публично нельзя указывать ограничения по возрасту, однако работодатели во время собеседований вправе отдавать предпочтение молодым или, наоборот, старшим кандидатам на вакантную должность. Однако, если раньше сложно было найти работу молодым специалистам без опыта или же людям из категории 45+, то сейчас ситуация несколько иная.
«Есть определенные направления, есть компании, которые работают над тем, чтобы популяризировать людей, которым больше 40 лет, даже не 45+, а 40+. [Аргументируют тем,] что они имеют большой профессиональный опыт, а значит имеют право рассматриваться на уровне кандидатов до 40 лет. По молодым — по-прежнему требуют опыт работы. Но очень многие компании представляют проекты, где они привлекают студентов — готовы брать [на работу] студентов без опыта, учить их за счет компании, а затем — оставлять», — рассказала Окунская.
Исследования показывают, что пол до сих пор серьезно влияет на уровень зарплаты рабочих специальностей в Украине. Более половины украинок зарабатывают менее 10 тыс. грн, среди мужчин таких — только 26%. И при поиске работы, продолжила исполнительный директор кадрового портала, пол кандидатов до сих пор играет определенную роль.
Читайте также:
Наталья Тимченко Во сколько нам обходится дискриминация и отсутствие инклюзивности
«И сейчас указывают пол — мужчина или женщина, ведь нет такого закона, который это запрещает. Это может попадать под определение специфической работы, которую может выполнить только мужчина или женщина. Например, для производства или бурения, на тяжелый труд ищут чаще мужчин. А если речь идет об офисных позиции (менеджеры, маркетологи), как я понимаю, ограничений нет. Для компании очень важно оценить профессиональный опыт кандидата, а не его пол или фотографию в резюме», — сказала Окунская.
Ранее, 10 сентября, Верховная Рада поддержала проект закона, запрещающий гендерную дискриминацию и намеки на секс в рекламной продукции. Документ вносит изменения в закон О рекламе относительно определения понятия дискриминация по половому признаку, а также усиливает защиту потребителей и ответственность за нарушения в этой сфере.