Два года Зе. Не так плохо, как мы думали… но довольно плохо
За два года работы президент Владимир Зеленский не пошел на уступки Кремлю, продолжил курс на ЕС и НАТО, но мало что сделал для улучшения инвестклимата и верховенства права внутри страны.
20 мая 2019 года президент Владимир Зеленский выступил в Верховной Раде с эмоциональной инаугурационной речью. Он пообещал всем украинцам построить страну новых возможностей, где все равны перед законом и где существуют честные и прозрачные правила игры — одни для всех. Молодой и энергичный президент также пояснил: чтобы оставить в прошлом «откаты», «потоки» и «дерибаны», к власти должны прийти люди, которые будут служить народу. «Украинцы хотят не слов, а действий», — решительно заявил человек, триумфально собравший во втором туре президентских выборов голоса сразу 73 % избирателей.
За следующие два года Зеленский действительно привел к власти большое количество новых людей. Первым делом он инициировал внеочередные парламентские выборы, которые убедительно выиграла его партия Слуга народа (СН). В итоге именно она сформировала в ВР пропрезидентское монобольшинство, подставив Банковой крепкое законодательное плечо. «Слуги», пользуясь своей многочисленностью, с подачи Офиса президента (ОП) уже дважды формировали послушные Зеленскому правительственные команды. Вдобавок еще и Офис генпрокурора возглавила преданная соратница шестого главы государства — Ирина Венедиктова.
Иными словами, Зеленский сконцентрировал в своих руках всю полноту власти в стране, причем добился этого не как диктатор, а вполне демократическим путем. Но подобная уникальная для Украины ситуация не стала основой для мощного позитивного толчка в развитии страны.
Опрошенные НВ эксперты из сферы экономики, правосудия, внешней и внутренней политики уверяют: до обещанных Зеленским два года назад честных и прозрачных правил игры и равных возможностей для всех еще далеко, а существенных сдвигов в установлении верховенства права в стране нет. Президент не сумел создать сильную команду реформаторов, ухитрившись еще и уволить тех топ-чиновников, которые активнее других занимались модернизаторской деятельностью.
Сложившуюся во властной команде ситуацию Агия Загребельская, экс-госуполномоченный Антимонопольного комитета (АМКУ), описывает так: «Чиновники напоминают футболистов, которые не знают своего места на поле, тренеры во время матча постоянно меняются и дают противоположные по смыслу команды». В этом хаосе игроки иногда умудряются забивать голы, но системных побед от них ждать не стоит. К тому же на протяжении второго президентского года Зеленскому пришлось столкнуться еще и с кризисными ситуациями в экономике и здравоохранении, порожденными пандемией коронавируса.
Впрочем, шестой президент умудрился не оправдать худшие опасения своих оппонентов и критиков, предполагавших, что такой глава государства пойдет на существенные уступки России и пожертвует национальными интересами ради установления мира на Донбассе. «Не были достигнуты непоправимые для Украины компромиссы с Россией и были наконец‑то сформулированы «красные линии», — говорит по этому поводу Мария Золкина, политический аналитик фонда Демократические инициативы.
Накануне своего двухлетия Зеленский и вовсе атаковал пророссийские политические силы в Украине — по его инициативе под санкции попал один из лидеров ОПЗЖ Виктор Медведчук, кум президента РФ Владимира Путина, а также его коллега по партии Тарас Козак. Связанные же с этой парой три телеканала и вовсе были закрыты.
Еще одна президентская неожиданность заключается в том, что глава государства сохранил лидирующие позиции в социологических опросах. За последний год его персональный политический рейтинг сократился, по данным Центра Разумкова, более чем на 10 % — до 28 %. Но показатели ближайших преследователей примерно вдвое меньше.
На популярности Зеленского мало отразилось даже то, что его команда, как выразился Андрей Длигач, сооснователь Центра экономического восстановления, по‑прежнему мала, а цели и стратегии главы государства остаются неизвестными.