Вас зверски убьют, но вам понравится. Обзор видеоигры Returnal для PS5
НВ поиграл в нашумевшую игру Returnal — первый громкий эксклюзив для Sony PlayStation 5. Спешим поделиться впечатлениями.
Returnal — это игра финской студии Housemarque, профинансированная Sony в качестве громкого эксклюзива для PS5. Эксклюзива в том смысле, что игра специально создавалась для консоли нового поколения и не будет доступна, например, для PS4.
Тема для игры была выбрана необычная.
Это не какое-то там масштабное сюжетное приключение с яркими персонажами, длинной и разветвленной историей и обширной философской базой.
Нет, Returnal это игра, построенная вокруг простенького сюжета с пермасмертью (это когда персонаж постоянно умирает и возвращается к жизни).
По сути, Returnal — это экзистенциальная притча не для слабонервных.
Именно поэтому сложно гарантировать, что игра понравится всем подряд.
На самом деле, нет. Returnal — это «вещь в себе». Равнодушных к ней, скорее всего, не будет.
Вы либо проникнетесь игрой и просто не сможете оторваться, пока не пройдете ее до конца. И будете вслед за многими утверждать, что Returnal — это просто must-play.
Читайте также: Такого вы еще не видели. Обзор компьютерной игры Genesis Noir
Либо поиграв час-другой, разочарованно уйдете восвояси, благо других громких игр для PS5 сейчас предостаточно.
Почему так?
Давайте разбираться.

Returnal — кому игра может понравиться и почему?
1 Необычная идея
О, да, если вы любите нестандартную фантастику, то Returnal есть чем вас порадовать.
Игра построена вокруг истории Селены, женщины-астронавта, корабль которой разбивается на таинственной планете. В итоге Селена переживает этакий День сурка в весьма недружественной обстановке.
Пытаясь разобраться, что к чему, Селена вынуждена оставить разбитый корабль и отправиться в путешествие по странной планете.
Здесь разумеется, есть различные монстры и враждебные растения. Но самое жуткое не в том, что Селена постоянно погибает. А в том, что возрождаясь после смерти, она каждый раз видит слегка измененное окружение.
Меняются и помещения вокруг, и маршруты, по которым надо идти. Не сохраняются найденные предметы и оружие. И при этом сюжет продолжает развиваться!
Жути добавляют моменты, когда Селена время от времени находит… свой труп. И слышит собственные сообщения из аудио дневника. Сообщения, которые она никогда не записывала!
Интрига тут нешуточная, однако развития линейного сюжета как такового тут нет.
И в этом также необычность Returnal.
Не будем сильно спойлерить, но одна из ключевых интриг заключена в грузовом отсеке корабля, на котором на планету прибывает Селена. Но открыть его вы сможете только вернувшись к кораблю после разборок с ключевыми боссами.
Вот такой «финт ушами».
2 Атмосфера
Нынче многие студии изо всех сил пытаются сделать свои игры атмосферными, запоминающимися по антуражу, похожими на стильное кино.
Получается, откровенно говоря, не у всех.
Returnal создавали специально для PS5. Графика отличная. Это — одна из тех немногих пока игр, где в полной мере раскрываются возможности технологии трассировки лучей.
Мир Returnal визуально очень богат (хотя цветовая гамма преимущественно темная, с зеленоватыми оттенками), здесь все движется и колышется. Таинственная трава, через которую бежит Селена. Мрачные и хищные лианы у нее над головой. Длинные щупальца мерзких тварей, с которыми Селена сражается. Ну и т. д.
Все это шевелится, извивается, переливается. И отражается в лужах воды, которая с брызгами разлетается вокруг, пока Селена уворачивается от многочисленных «снарядов», пущенных в нее неприятелями.
Графика отличная, и погружение в мир просто бесподобное.
Звуковое сопровождение тоже на высоте. Уже через час-другой игры вы начнете догадываться о приближении монстров по еле слышным звукам.
Разработчикам удалось очень здорово передать игроку атмосферу безысходности и ужаса, которые испытывает Селена, каждый раз умирая в одном мире и пробуждаясь в другом.

3 Боевая техника
С одной стороны Returnal кажется очень примитивной игрой. Вы можете нести лишь оружие одного типа. И стрельба обычно довольно однообразная.
Да и противники в массе своей действуют весьма примитивно, выпуская целые серии медленно летящих, но весьма многочисленных «снарядов».
Однако, механика боевых сцен весьма натуральная, и даже опытным геймерам потребуется некоторое время, чтобы наловчиться вытаскивать Селену из переделок.
Вариантов атаки и защиты вроде бы немного, противники вроде бы довольно однообразны, но вы будете постоянно умирать, потому что где-то вам не хватило буквально миллиметра точности.
Игра бесит и радует одновременно, и это прекрасно.
4 Изобретательность
Несмотря на кажущуюся скудность игрового снаряжения, здесь есть воистину уникальные штуки.
Например, Селена может нацепить на себя местных (т.е. инопланетных) паразитов, которые дают определенные усовершенствования.
Естественно с определенной расплатой за это.
Например, можно получать больше ресурсов с помощью одного из паразитов, но в то же время блокируется возможность менять оружие.
Игра услужливо предупреждает вас о том, что тот или иной паразит может нанести прямой вред. Вы каждый раз действуете на свой страх и риск. И это сильно оживляет историю.

5 Сделано для PS5
Returnal разрабатывали специально для PlayStation 5. И это проявляется в чудесах график, которые я описал выше.
Однако, что гораздо важнее, игра создавалась с учетом всех возможностей главного козыря PS5 — нового контроллера DualSense. Со всеми его точечными и весьма своевременными вибрациями и наличием собственного динамика. Контроллер буквально живет у вас в руках, обеспечивая потрясающую тактильную отдачу из игры.
Когда Селену цепко обхватывает хищное растение, чтобы уволочь в смертельную высь, контроллер буквально бьется у вас в руках. Это невозможно описать, нужно прочувствовать.
Капли дождя, дрожание земли под поступью очередного босса, пощелкивание монстра из-за угла — все это отлично ощущается благодаря вибрациям контроллера и его динамику.
Возможно, когда игр для PS5 станет больше, все это войдет в привычку, станет «нормой». Но сейчас это вызывает чистый восторг, не меньше.

Returnal — почему эта игра, возможно, не для вас?
1 Однообразие
Если вы вдруг не прониклись самобытной атмосферой Returnal, то как игра в чистом виде она… чудовищно скучна.
Селена просыпается, бежит через футуристического вида развалины, сражается с монстрами, погибает, воскресает и снова все сначала. Причем начинает не с последней точки сохранения, как в подавляющем большинстве игр. И не с начала уровня — потому что никаких уровней тут попросту нет. Начинает с самого начала — от разбитого космического корабля.
При этом создатели очень серьезно позаботились о том, чтобы Returnal было нелегко пройти даже довольно опытным геймерам.
Здесь нет ни уровней сложности, ни прокачки персонажа, ни возможности докупить снаряжение (или хотя бы накопить его путем мучительных многократный «умираний»).
В сущности, есть лишь один способ пройти Returnal — умирать бесчисленное количество раз, пока ваши боевые навыки не станут близкими к совершенству.
И даже тогда во многих ситуациях приходится рассчитывать только на удачу.
И пытаться пробиться через врагов снова и снова. Умирая опять и опять.
Returnal можно полюбить лишь когда вы обладаете странной, почти иррациональной любовью к эстетике выдуманных фантастических миров и хоррора в духе Чужих или Нечто.
https://www.youtube.com/embed/ov4fJmGCsZM
2 Сложность
В этом пункте хочется развить мысль из предыдущего пункта, но чуть под другим углом.
Returnal не только однообразна. Но и весьма сложна.
Это не тот случай, когда можно посидеть пару вечеров, просто разбираясь в «физике» фантастического мира и улавливая основные принципы движения противников в схватках, а потом начать побеждать.
Нет, Returnal требует основательного и постепенного привыкания к своему миру и его законам. Вот вам начинает казаться, что вы поняли логику движения определенных монстров. Но уже в следующем помещении их просто оказывается втрое больше, и вы все равно погибаете. О боссах вообще не хочется говорить, чтобы не спойлерить.
Во многих ситуациях от игрока требуется просто таки изумительная реакция и фантастическая моторика. Иначе далеко не пройдешь.
Ну и конечно, требуется определенная степень эмпатии в отношении Селены и того ужаса, который она испытывает когда находит свой собственный изувеченный труп и слышит собственный голос из… прошлого? Будущего? Параллельной реальности?
Только полностью разделяя чувства Селены, вы сможете снова и снова заставлять себя проходить через декорации, которые многократно видели, пусть и в разном порядке, снова доставать оружие и надеяться на скорейшую встречу с очередным боссом. Потому что, когда Селена погибает от рук босса, это хоть не так обидно, как когда ее убивают очередные рядовые монстры.
Читайте также: