Будущее самой надёжной валюты. Что будет с долларом?
Кризис, долговая проблема и рост инфляции. Смогут ли экономические трудности пошатнуть позиции доллара?
Федеральная Система США за последний год напечатала очень много необеспеченных долларов. Поэтому многие люди справедливо опасаются скорого сильного обесценения доллара, а некоторые и вовсе считают, что США — банкрот. В противовес этому мнению, часть людей продолжают верить в силу доллара, и в безоблачную его судьбу.
Как это часто бывает, правда находится посредине. Доллар не ждет Армагеддон, но и включение печатного станка ФРС не будет для него бесследным.
Сила доллара
Американский доллар является мерилом ценности для всех мировых валют. И именно в нем почти все страны хранят резервы.
К примеру, можно взять Украину, где и власти, и население оценивают курс гривни, в первую очередь, именно к доллару США. Поэтому в головах у людей возникает следующая логическая связь. Если доллар падает в цене, то гривня растет. А к росту своей национальной валюты люди не всегда относятся благосклонно и часто это приводит к тому, что страны начинают с этим бороться.
Украина борется с укреплением гривни, Китай с укреплением юаня и так далее. Но все это означает то, что эти страны как раз и спасают доллар от падения. Китай, Украина, Бразилия и остальные страны будут воспринимать рост своей валюты как потерю конкурентоспособности своих стран и с большой долей вероятности начнут выкупать так называемые излишки валюты, в свои Золотовалютные Резервы. И таким образом они создадут дополнительный спрос на доллары и напечатанные излишние доллары просто осядут в ЗВР этих стран.
Если доллар начнет сильно падать, вернее если гривня будет сильно расти в цене, то ничто не помешает НБУ выкупить очередные $10 млрд и пополнить ими свои ЗВР. А Китай может пополнить свои резервы и на триллион долларов. У всех стран мира в текущий момент в резервах лежит сумма эквивалентная $12 трлн и ничто не мешает ей вырасти до $15 трлн и даже до 18 трлн. А потому доллар США не будет падать так, как могут снижаться другие валюты мира. Чем больше он будет падать, тем больше с этим будут бороться другие страны.
К тому же стоит понимать, что фактическим обеспечением для доллара является не только экономика США, но львиная доля мировой экономики в целом. Для примера опять можно взять Украину, где в конце 2020 года денежная база составляла 595 млрд гривен, в то время как ЗВР были 29 млрд в долларовом эквиваленте, что примерно равнялось 800 млрд гривен. То есть у НБУ на каждую гривню имелось обеспечение в виде ЗВР на 1,5 гривни. То есть гривня де факто была просто производным от валют в резерве, в структуре которых доллар США и долларовые активы составляют большую часть. А в таком ключе и экономика Украины является обеспечением для доллара, как и большая часть мировой экономики.
Даже экономика России, как бы там не стремились уйти от долларовой зависимости, частично является обеспечением для доллара, потому что в начале 2021 года денежная база России в размере $250 млрд покрывалась избыточными ЗВР в размере $580 млрд, которые на четверть состоят из долларов.
Вся финансовая система мира работает по принципу переливающихся сосудов, где конечным бенефициаром являются резервные валюты. В первую очередь доллар США.
Китай имея резервы на сумму более чем $3 трлн, и в основном в долларовых активах, также является обеспечением доллара. И с Китаем дело обстоит еще интереснее, поскольку Китай имея в своих резервах казначейские бумаги США на $1 трлн, в свете экономического противостояния с США не может просто взять и избавится от этого пакета, потому что ему некому продать столь большой объем бумаг, но что более важно — ему почти нечего купить на этой планете на столь огромную сумму.
Ведь даже если Китай захочет продать этот пакет госдолга США на $1 трлн, то продав он всё равно получит доллары. И их снова некуда будет деть, ведь он не может купить на них сам у себя юани. А если он это сделает, то юань резко вырастет в цене, что не нужно самому Китаю. В теории Китай мог бы купить евро на эту сумму, но в этом случае курс евро взлетит до небес и этого в первую очередь испугаются сами европейцы, а потому ЕЦБ будет вынужден напечатать триллион евро, для того, чтобы удовлетворить резкий рост китайского спроса на евро. А взамен ЕЦБ выкупит продаваемые Китаем доллары. И получится так, что Китай косвенно продолжит быть инвестором доллара, потому что его евро на руках будут покрыты долларами в кармане ЕЦБ.
Подобное развитие событий уже происходило со швейцарским франком. После 2008 года люди скупали франки как защитную тихую гавань, но экономика Швейцарии маленькая и если бы Банк Швейцарии ничего бы не делал, то франк бы очень сильно вырос в цене, что навредило бы экономике страны. А потому Швейцария просто выкупала излишки иностранной валюты в свои резервы, которые за последние 10 лет выросли с $200 млрд до $1 000 млрд, в долларовом эквиваленте. Но правда в этой истории Банк Швейцарии в основном выкупал евро.
На этих примерах, можно сказать, что вся финансовая система мира, образно говоря работает по принципу переливающихся сосудов, где конечным бенефициаром являются резервные валюты. В первую очередь доллар США. И это не случайность.
Нормативное обеспечение доллара
Финансовый мир живет по правилам. Основой этих правил является Ямайская денежная система, по которой основой являются так называемые резервные валюты, в числе которых значится доллара США, евро, швейцарский франк, фунт стерлингов, японская йена. Все остальные валюты, по сути, являются производными от резервных валют, потому что подкреплены Золотовалютными Резервами.
Также в мире существует система кредитных рейтингов стран и нормативы по банковскому регулированию прописанные в соглашении Базель-3. Все банки следят за своими балансами, а их балансы оцениваются через призму надежности.
Финансовые институты в лице финансовых компаний и банков, не могут просто так купить украинские активы на все, и не могут купить какие-либо другие рисковые активы на все, поскольку такие активы в балансе будут считаться с дисконтом понижения и тем испортят баланс финансового института. А потому большая часть капитала находится в так называемых надежных активах с рейтингом «А».
Для примера можно взять Национальный Банк Украины и его резервы. НБУ держит основную часть резервов в активах с рейтингом «ААА» и не покупает финансовые бумаги Египта или Индонезии. Также как Индонезия не покупает ОВГЗ Украины в свои ЗВР.
И если образно представить, что завтра у Украины вдруг ниоткуда появятся лишние 50 млрд в долларовом эквиваленте, то в конечном итоге пройдя несколько оборотов, они утекут в надежные активы и резервные валюты. Потому что система переливающиеся сосудов в конечном итоге вынесет эти деньги именно туда. А среди резервных валют, у доллара самый ликвидный рынок и самая большая экономика за спиной. А потому большая часть из этих денег осядет именно в долларе.
Ввиду этого доллар США не может девальвировать в чистом виде как это делают не резервные валюты. И даже среди резервных валют он занимает особое место, ввиду размера своего рынка.
Для справки можно обратить внимание на динамику так называемого индекса доллара, который рассчитывается как среднее значение на основе 6 валют (евро, иена, фунт стерлингов, канадский доллар, шведская крона и швейцарский франк). В далеком 1973 году, когда этот индекс только начали рассчитывать, его значение составляло 100 пунктов. А в текущий момент его значение составляет около 91 пункта. А это означает, что за почти 50 лет, при том, что инфляция составила сотни процентов, основные мировые валюты не сильно изменились в цене по отношению друг к другу. На фоне 50-ти лет, изменение индекса доллара на 10% можно назвать ничтожным.
Но доллар падал и будет падать в цене
При всем вышеописанном, доллар, как и другие резервные валюты, может обесценится и, более того, он всегда падает в цене. Вот только механизм такого падения не связан с девальвацией. Его враг — инфляция, которая всегда обесценивает деньги.
Если денег в мире станет больше, то это просто приведет к росту инфляции и именно за счет нее и упадет цена доллара. Чем больше денег, тем больше инфляция. Причем весь механизм по переливающимся сосудам в этом случае будет работать уже против доллара.
Увеличение ЗВР Украины, увеличит и денежную базу Украины в гривнях. Из-за того, что в мире стало больше долларов, станет и больше песо, реалов, гривень, рублей, юаней. Мир в целом насытится деньгами и это подстегнет инфляцию везде.
Доллар США не будет падать так, как могут снижаться другие валюты мира. Чем больше он будет падать, тем больше с этим будут бороться страны
Но многие экономисты такое развитие событий, напротив, считают даже благом для мировой экономики. Ведь если денег будет больше, если они подстегнут спрос и будут лучше циркулировать, то экономика будет расти. И в учебниках по экономике в основном рост инфляции связывают с ростом экономики. И в последние 10 лет, в борьбе с рецессией финансовые власти мира как раз и печатали деньги в надежде завести кредитный мотор экономики, а потому и не боялись этого действия.
И исторически инфляция в основном была благом для экономики и катастрофы в этом не было. В десятилетие после 2010 года инфляция в США была низкой и общим итогом составила примерно 20%. При этом все мы помним, что в последние 10 лет политики и экономисты жаловались на низкие темпы роста экономики.
В то же время в нулевые годы инфляция в США, накопленным итогом составила около 30%, и период до 2008 года мы помним, как период роста экономики в докризисный период. То есть, чуть больший уровень инфляции был благом, а не проблемой.
В 90-х годах общая инфляция также составила около 30%, и для стран Запада это был период роста экономики.
В 80-е годы инфляция составила 70%, и выходит, что тогда доллар обесценился на эти 70%, но для экономики это также было хорошее время и обесценение денег тогда особо никого не расстроило, ведь в 80-х зарождался новый кредитный цикл.
Но в 70-х годах инфляция общим итогом превысила 100% и тот период времени считается кризисным. США тогда оказались в стагфляции, при которой экономика не росла, а инфляция была высокой. В пиковый период, годовые темпы превышали 12% уровень.
А потому для нашего времени более важным является даже не сам вопрос инфляции, а её уровень и будет ли при этом экономика расти или нет. И этот вопрос сейчас является самым спорным.
Плохая и хорошая инфляция
Уровень инфляции в размене 2−3% в год можно назвать хорошим. При нём за 10 лет ее общий показатель составит примерно 30%. Но ее разгон на большую величину уже может принести проблемы. Но мир в последнее десятилетние жил в период слабой инфляции, что тоже являлось проблемой.
ФРС США с 2008 года по конец 2019-го увеличила свой баланс с $800 млрд до $4 трлн, но инфляция не выросла, потому что деньги застряли внутри финансовой системы. Банки не кредитовали экономику так, как этого хотелось бы. Поэтому напечатанные регулятором деньги не вливались в реальную экономику в том же темпе. Скорость циркуляции денег замедлилась. Соотношение денежного агрегата М1 к М2 упало с 8 единиц в 2008 году, до 2,8 единиц к текущему моменту. И на этом фоне финансовые власти сейчас даже хотят роста инфляции. Но проблема в том, что инфляция может вырасти чрезмерно сильно и в 20-х годах повторится то, что было в 70-х годах прошлого века.
Пандемия заставила власти изменить механизм работы печатного станка. ФРС стала вливать деньги в экономику в основном не через плохо работающий кредитный механизм, а через бюджет США. Основная масса напечатанных долларов за последний год ушла на скупку облигаций, то есть на прямую монетизацию долговых бумаг. А в свою очередь бюджет США напрямую раздавал деньги людям. Из-за этого, даже несмотря на высокий рост безработицы, общие доходы американцев в прошлом году выросли. И выросли за счет трансфертов правительства.
Проблема в том, что эта надбавка по доходам, в период пандемии копилась у людей на счетах. Но после пандемии эти деньги могут резко увеличить расходы населения, что уже показывают статистически данные за март. Потребительские расходы американцев резко выросли за месяц на 9,8%, а годовая инфляция подскочила до 2,6% в годовом исчислении. И это ведь только начало. В дальнейшем инфляция может еще более подскочить, и превысить комфортный уровень в размере 2−3%.
ФРС США пока проявляет спокойствие, но может в итоге оказаться перед ростом инфляции безоружной. Ведь никакое повышение ставки ФРС не сможет сократить объем долларов в циркуляции, поскольку большая часть долларов было напечатано для выкупа казначейских облигаций США, и чтобы их вернуть, ФРС нужно будет продать эти бумаги, а такое действие может обрушить долговой рынок США.
Слабость ФРС и рост инфляции может запустить маховик необратимых процессов. Ведь в мире сейчас накоплено очень много денег. И если огромная норма накоплений увидит рост инфляции и то, что эти накопления из-за этого начнут быстро таять, то вся эта масса может прийти в движение, что бумерангом усилит инфляцию.
А дальше весь процесс может ухудшиться. Рост инфляции подстегнет рост ставок по кредитам, а из-за этого общий уровень кредитования в мире начнет резко сокращаться, что в итоге может ударить по совокупному спросу. Это в свою очередь уже ударит по экономике и остановит экономический рост. А мир может, как в 70-е годы прошлого века, вновь получить кризис, выраженный в стагфляции. При этом падение спроса уже не остановит инфляцию, потому что деньги придут в движение, спасаясь от инфляции.
Всего этого в теории можно было бы избежать, если бы помимо напечатанных денег в мире бы сейчас не было долговой проблемы. Но еще до пандемии по итогам 2018 года МВФ уже начинал бить тревогу по поводу роста уровня мирового долга до 230% от ВВП. А по многим другим оценкам уровень долга уже превышал 300% от ВВП.
Рост инфляции и рост ставок может плохо сказаться на долговом рынке и на кредитовании. И то, что начиналось как восстановление экономики после пандемии, в итоге может перерасти в новый кризис, но инфляционный. В то же время наличие огромного государственного долга США вынудит ФРС и далее печатать деньги, выкупая казначейские облигации США, что будет усугублять проблему с инфляцией.
Но и в этом кризисе для доллара не будет катастрофы. Ведь он выжил в 70-е годы. И если в 20-е годы инфляция вновь превысит 100% или даже 200%, то доллар останется долларом, как и после 70-х годов.
Инфляция не сможет остановиться до тех пор, пока не обесценит общий уровень долга до приемлемого уровня. А когда это случится, финансовая система пройдет самоочищение и будет готова к росту нового кредитного цикла, как в 80-е годы прошлого века. И экономика, и доллар продолжат жизнь далее. А далее, как в 90-е годы, возможно, будет новый технологический бум, при котором, например, роботы войдут в каждый дом, также, как компьютеры в 90-е годы. И в далеком 2050 году люди уже не будут сильно помнить о том, что доллар в 20-е годы упал в цене в 2 или 3 раза. Также, как и мы в основной массе не помним о том, что с 1965 по 1995 год, совокупная инфляция в США составила 380%.