Выборы в Госдуму: как рекордно низкий рейтинг Единой России привел РФ к самому несвободному голосованию за 20 лет режима Путина
17−19 сентября в России пройдут выборы депутатов Государственной думы — нижней палаты российского парламента. Несмотря на то, что правящая Единая Россия в опросах показывает рекордно низкие результаты, именно эти выборы могут окончательно закрепить за страной статус жесткой автократии.
НВ рассказывает о том, почему их уже называют «самыми несвободными» в новейшей истории РФ.
Голосование в России 2021: кого и как выбирают
Россиянам предстоит избрать 450 депутатов Госдумы, нижней палаты Федерального собрания. Выборы проходят по смешанной системе: 225 парламентариев будут избраны по партийным спискам, еще 225 — в одномандатных округах.
Депутатов Госдумы избирают сроком на пять лет. Для партий установлен 5%-ный проходной барьер.
Голосование проходит в один тур, никакого минимального порога явки нет — выборы могут быть признаны состоявшимися независимо от того, сколько избирателей придет на участки.
Парламентские выборы в России впервые проходят три дня подряд — 17−19 сентября (основной день голосования назначен на воскресенье, 19 сентября). Это стало возможным после того, как летом 2020 года в РФ приняли закон, позволяющий проводить выборы в течение нескольких дней (но не более трех).
Читайте также:

Павел Баев Игра на два фронта. В какой тупик завел Путин Россию
Такой механизм был опробован на региональных и муниципальных выборах в прошлом году, формально его мотивировали необходимостью снизить концентрацию людей на участках в период пандемии. Впрочем, даже российские аналитики ранее признавали, что формат оказался наиболее выгодным для правящей партия Единая Россия — иначе это «было бы разовой историей», рассуждал в комментарии Коммерсанту политолог Константин Калачев. «Трехдневное голосование облегчает реализацию явочно-мобилизационных проектов. Лояльных или зависимых от организаторов избирателей проще перераспределять по дням. Потоки не накладываются, визуально все выглядит приличнее», — отмечал Калачев. По его мнению, проведение выборов в три дня затрудняет также поиск наблюдателей, готовых полноценно отслеживать голосование все это время. «А без независимого наблюдения у фальсификаторов руки развязаны», — добавил Калачев.
Традиционный «день тишины» накануне трехдневных выборов отменен: запрет на агитацию вступает в силу лишь в ночь на 17 сентября, первый день голосования.
Одновременно с парламентскими состоится и ряд региональных выборов — избирателям предстоит выбрать девять глав субъектов РФ (губернаторов областей и глав республик), депутатов местных парламентов в 39 субъектах РФ, а в ряде случаев — еще и проголосовать на довыборах (включая довыборы в Московскую городскую думу).
В бюллетень выборов 2021 в российскую Госдуму попали 14 партий:
- Единая Россия,
- КПРФ,
- ЛДПР,
- Справедливая Россия — За правду,
- Российская партия пенсионеров за социальную справедливость,
- Коммунисты России,
- Родина,
- Новые люди,
- Яблоко,
- Зеленая альтернатива,
- Партия Роста,
- Российская экологическая партия Зеленые,
- Российская партия свободы и справедливости
- Гражданская платформа.
Все они были зарегистрированы без необходимости собирать подписи избирателей для участия в выборах (такое право имеют партии, которые входят в текущий состав Госдумы; набрали более 3% на предыдущих выборах либо представлены хотя бы в одном из региональных парламентов РФ).
Другие политсилы для участия в выборах 2021 должны были собрать как минимум 200 тыс. подписей в свою поддержку. Единственной партии, которая стремилась попасть в бюллетень этим путем (Российский общенародный союз), Центризбирком отказал в регистрации.
Выборы без выбора: кто не смог выдвинуть кандидатуру
По разным причинам к выборам не допустили большинство хоть сколько-нибудь заметных представителей внесистемной российской оппозиции, а также многих кандидатов от оппозиции официальной.
Самый известный и публичный оппонент Владимира Путина, 45-летний Алексей Навальный оказался в колонии, едва оправившись после отравления нервно-паралитическим ядом. Когда в январе 2021 года политик вернулся после лечения из Германии в Россию, его арестовали прямо на паспортном контроле в аэропорту, а позже заменили условный срок по делу Ив Роше на реальный — с отбыванием в колонии общего режима в течение 2 лет и 8 месяцев. Правозащитная организация Amnesty International считает его узником совести, а большинство западных государств — политическим заключенным российского режима.
В июне 2021 года в России признали экстремистской организацией главное детище Навального — Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), после чего структура была вынуждена закрыть и распустить свои штабы. Многие оппозиционные политики были обвинены в связах с ФБК и потеряли возможность баллотироваться в Госдуму и другие законодательные органы, в т. ч. в Москве. Среди них — Любовь Соболь, Илья Яшин, Олег Степанов, Ирина Фатьянова, Александра Семенова, а в целом проект ОВД-Инфо насчитал как минимум 35 таких случаев (по состоянию на июнь 2021). Этим людям отказывали в регистрации, возможности организовать формальные процедуры для участия в выборах либо снимали уже зарегистрированных кандидатов — в том числе за участие в митингах в поддержку Навального либо предполагаемую причастность к деятельности ФБК.
До сентября 2021 года российский Минюст по формальным причинам приостановил госрегистрацию партии ПАРНАС (Партия народной свободы, сопредседателем которой ранее был Борис Немцов), что сделало невозможным ее участие в выборах.
Были сняты с выборов, не допущены к ним либо оказались фигурантами уголовных дел и ряд представителей формальной российской оппозиции — от коммуниста Павла Грудинина (по заявлению бывшей жены о том, что он владеет иностранными активами) до представителей партии Яблоко (в числе которых Юлия Галямина, Лев Шлоссберг, Виктор Рау, Наталья Резонтова, Елена Изотова, Руслан Зинатуллин, Анатолий Ноговицин).
Аналогичная судьба постигла и многих других независимых кандидатов (Антон Фургал и Роман Юнеман), самовыдвиженцев и представителей нескольких партий.
Какой рейтинг у Единой России и кто может пройти в Госдуму?
Согласно социологическим опросам последних недель, по пропорциональной системе в российскую Госдуму могут пройти лишь те четыре партии, которые в ней представлены и сейчас:
- Единая Россия (29% - 30,1% согласно сентябрьским опросам ВЦИОМ, ФОМ и ИНСОМАР);
- КПРФ (14% - 16,5%);
- ЛДПР (9,6% - 11%);
- Справедливая Россия, которая идет на выборы в обновленном формате — в нее влились партии За правду и Патриоты России (5% - 6,3%).
Остальные из 14 участвующих в выборах партий, согласно соцопросам, не дотягивают до проходного барьера. Незначительные шансы есть лишь у партии Новые люди, рейтинг которой в нескольких недавних опросах вырос до 4,2% - 5,2%.
Первую пятерку партии Единая России российский президент Владимир Путин лично представил на съезде этой политсилы в июне 2021 года — как комбинацию «политических тяжеловесов» и «относительно новых людей». В нее вошли:
- глава Минобороны России Сергей Шойгу,
- глава МИД России Сергей Лавров,
- главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко,
- сопредседатель Общероссийского народного фронта Елена Шмелева,
- детский омбудсмен Анна Кузнецова.

Однако к нынешним выборам путинская Единая Россия подошла с самым низким рейтингом в своей истории участия в выборах.
Последний раз ее популярность «просела» до 39% в 2013 году, однако в период выборов 2016 года Единая Россия частично вернула себе показатели — тогда они достигали 54−55%.
Окончательно рейтинг партии обвалила пенсионная реформа в России, о которой власти страны объявили летом 2018 года. С тех пор в опросах Фонда Общественное мнение (ФОМ) рейтинг Единой России не поднимался выше 33%, а в августе 2021 и вовсе снизился до рекордно низких 27%.
Читайте также:

Маша Гессен Мафиозное государство. Как изменить курс Путина
Еще одним важным фактором, повлиявшим и на контекст выборов, и на рейтинг Единой России, стала конституционная реформа в РФ, впервые предложенная Путиным в январе 2020 года. Ее основные положения были закреплены летом прошлого года на референдуме — в частности Путин получил право выдвигаться на пост президента еще дважды, что теоретически дает ему возможность руководить страной до 2036 года («обнуление» сроков).
Теперь же Единой России, которая на прошлых выборах получила 343 места в Госдуме, придется бороться за сохранение конституционного большинства (минимум 301 место из 450). Для этого в партии надеются получить 40% голосов при явке около 50% (что будет означать более сотни мест по партийным спискам) и повторить результат 2016 года по одномандатным округам (более 190 мест из 225). Результат в виде простого большинства (от 226 до 300 мест) в путинской партии считают «пессимистичным» сценарием, а утрата Единой Россией даже такого большинства стала бы сенсацией.
Почему у этих выборов нет шансов считаться свободными и честными
В своем материале о грядущих российских выборах англоязычная редакция Голоса Америки называет их «наименее свободными» с тех пор, как 21 год назад Владимир Путин пришел к власти в России.
Помимо ограниченного доступа оппозиции к избирательной кампании, вот еще несколько причин, почему западные обозреватели не питают иллюзий относительно честности выборов в Госдуму 2021.
Отсутствие независимых наблюдателей
Впервые за почти три десятка лет наблюдатели от ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) не будут работать на российских выборах. ОБСЕ объявила о таком решении после того, как российские власти потребовали ограничить число наблюдателей (до 60 человек вместо 420 краткосрочных и 80 долгосрочных наблюдателей) — якобы в связи с пандемией. Это сделало работу миссии ОБСЕ на выборах в Госдуму невозможной, заявил в августе представитель организации Маттео Мекаччи. По его словам, «способность независимо определять количество наблюдателей, необходимое нам для эффективного и надежного мониторинга, является критически важным для всего международного наблюдения [за выборами в РФ]».
Кроме того, на выборах не сможет полноценно работать движение Голос — ведущее российское объединение по независимому наблюдению за выборами. За месяц до голосования движение было внесено в реестр «иностранных агентов» в РФ. Сопредседатель Голоса Григорий Мельконьянц назвал такой шаг «максимально демонстративной атакой» на независимых наблюдателей и «серьезным сигналом о готовящихся фальсификациях».
Ограничение видеотрансляции с участков
В этом году российский ЦИК решил закрыть доступ к порталу наблюдения за голосованием для обычных избирателей — его получат только «участники политического процесса». Такое решение глава ЦИК Элла Памфилова мотивировала желанием сэкономить средства и необходимостью «обеспечить безопасность системы».
Всего система видеонаблюдения в России охватывает около 50 тыс. участков, где голосуют 80% избирателей (устанавливать камеры нельзя в медучреждениях и воинских частях). Доступ к трансляциям с камер получат Центризбирком, региональные, территориальные и участковые комиссии. Наблюдать за голосованием смогут также политические партии, зарегистрированные ЦИКом центры наблюдения и отдельные кандидаты (последние — только на участках того округа, где они баллотируются).
Партии Яблоко и КПРФ пытались оспорить это ограничение, но безуспешно.
Кампания преследования независимых СМИ накануне выборов
27 августа 2021 года редакции ряда работающих на российскую аудиторию СМИ обратились к властям страны с требованием «остановить кампанию против независимой журналистики». Среди авторов обращения были телеканалы Дождь и сайт Медуза, которых в России недавно приравняли к «иностранным агентам», а также Новая газета, российский Forbes и многие другие издания.
Читайте также:

Виталий Портников Опричник на троне. Как Путин переписывает историю России
В письме на имя Владимира Путина, руководителей российских силовых структур и разных органов власти журналисты перечислили десятки свежих примеров, когда различным медиа либо отдельным корреспондентам были присвоены «статусы, которые приводят либо к ликвидации СМИ, либо создают дискриминирующие условия для их работы, прямо ограничивают профессиональную деятельность журналистов».
Среди самых громких таких случаев:
- объявление «нежелательной» на территории России организации Project Media, Inc (расследовательское издание Проект) — поскольку она якобы «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности»; при этом главный редактор издания Роман Баданин, а также сотрудники Петр Маняхин, Ольга Чуракова, Мария Железнова и Юлия Лукьянова были персонально объявлены «СМИ — иностранными агентами»;
- арест по делу о госизмене бывшего корреспондента Коммерсанта Ивана Сафронова;
- давление на Радио Свобода, которое после включения в реестр «иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов» оштрафовали на сотни миллионов рублей за отсутствие соответствующей маркировки публикаций;
- присвоение статуса «иностранного агента» компании The Insider SIA — администратора доменного имени расследовательского издания The Insider. Его основатель Роман Доброхотов предположил, что его коллегам придется покинуть Россию, а в июле к самому Доброхотову пришли с обыском и изъяли у него технику и заграничный паспорт — якобы в рамках дела о клевете;
- блокировка сайтов Открытых медиа, МБХ Медиа и Правозащиты Открытки по требованию Генпрокуратуры РФ.
В Евросоюзе эти события назвали «выдавливанием инакомыслия, оппозиции, критического мнения и независимых институтов из российского пространства общественной дискуссии». «Это вызывает особое беспокойство в преддверии сентябрьских выборов в Государственную Думу», — говорилось в заявлении Европейской службы внешних связей, опубликованном 22 июля 2021.
Привлечение к выборам жителей оккупированных территорий Украины
В год перед выборами власти РФ активизировали кампанию массовой паспортизации жителей ОРДЛО и выдали там в целом более 600 тыс. российских паспортов. В 2021 году обладателей таких паспортов — живущих в «Л/ДНР» и не имеющих прописки в РФ — Кремль впервые привлекает к голосованию на выборах в Госдуму, считая их лояльным электоратом.
В 2020 году их уже задействовали в референдуме по одобрению «обнуления» Путина (тогда в Ростовскую область для голосования привезли около 14 тыс. жителей ОРДЛО). Теперь же Москва решила расширить масштаб: жителям ОРДЛО с российскими паспортами разрешили голосовать не только на участках, но и онлайн. Однако к началу сентября на спецпортале госуслуг для этого зарегистрировалось не более 100 тыс. человек, из-за чего дополнительные усилия брошены на кампания голосования в Ростовской области.
«Голосование жителей из „ЛДНР“ будет напоминать войсковую операцию. Народ повезут, согласно составленным на работе спискам, группами на автобусах и электричках к границе с Россией. Там будут высаживать и направлять потоки пешим порядком через шесть Многоцелевых автомобильных пограничных переходов, где их будут ждать уже российские транспортные средства. Голосование в глухих и не очень селах пройдет с 17 по 19 сентября без списков — любой владелец нового паспорта России из Донбасса по предъявлении этого документа может проголосовать на любом из 16 специальных избирательных участков», — описывает процедуру Радио Свобода.


Традиционный админресурс
Ожидаемым инструментом давления властей РФ на этих выборах будет и админресус. Этот факт нашел отражение даже в государственных соцопросах: по данным недавнего исследования ВЦИОМ, 13% сотрудников российских промпредприятий заявили о случаях давления со стороны руководства относительно участия в выборах (9% - о директиве принять участие в голосовании, но без санкций, а еще 4% - об угрозе последствиями в случае отказа). Как минимум треть работников признала, что начальники обсуждали с ними тему выборов («рассказывали об их важности» — 12%, «рекомендовали принять участие в голосовании» — 23%).
Что изменят выборы 2021 в России?
Главным эффектом грядущих выборов будет как раз отсутствие изменений: 2021-й станет годом, когда Россия окончательно превратится в «жесткую автократию», цитирует Голос Америки политолога Марию Снеговую, научного сотрудника Университета Джорджа Вашингтона, специалиста по исследованию Европы и РФ.
По ее мнению, усилившиеся после отравления Навального репрессии против оппозиции и любого инакомыслия являются реакцией Кремля на рост недовольства властью Путина.
«Недовольство распространяется по всему политическому спектру, и [сейчас] сторонников режима намного меньше», — полагает Снеговая. В то же время, напоминает она, антипутинская оппозиция разрознена и фрагментирована с точки зрения ее политической принадлежности, поэтому было бы ошибкой автоматически считать ее источником поддержки либерально-демократических идей в России.
Сентябрьский опрос Левада-Центра показал, что и в самом российском обществе нет единого видения о том, какой должна быть Россия, а большинство из россиян и вовсе мечтают об СССР. 49% респондентов до сих пор считают идеальной для страны «советскую» политическую систему (а среди россиян старше 55 лет таких даже 62%); 18% граждан РФ устраивает нынешняя система (больше всего ею довольны люди 25−39 лет — 22%); и лишь 16% россиян хотели бы видеть РФ «демократией по образцу западных стран» (среди респондентов 18−24 лет такого мнения придерживаются 32%).
Ностальгию за советским периодом отражает еще один пункт этого опроса: почти две трети россиян (62%) считают, что лучшая экономическая система для страны — государственное планирование и распределение. Этот показатель достиг максимума за всю историю наблюдений, отмечают социологи Левада-Центра. Лишь 24% склоняются к системе, основанной на частной собственности и рыночных отношениях.