Шедевр, который нельзя пропускать. Обзор Hades на PlayStation 5
В 2020-м году Hades стала одной из лучших игр года. Теперь ее выпустили для консоли PS5.
Supergiant Games — удивительная студия. На протяжении двенадцати лет она создает игры исключительного качества, которые обретают народное признание. Компания впервые заявила о себе летом 2011 года, когда выпустила изометрическую экшен-RPG Bastion.
Проект получил в среднем 9 баллов из 10 от профильной прессы и сотни тысяч положительных отзывов от обычных пользователей. Казалось бы, Supergiant остается только разработать сиквел и превратить свой дебютный проект в успешную франшизу. Однако студия избрала другой, поистине уникальный путь.
Команда никогда не создавала продолжений своих успешных игр, а каждый раз пыталась превзойти прежние достижения с новым проектом. И у нее это получалось. Transistor и Pyre закрепили успех Bastion и прославили разработчиков из Supergiant, как творцов и визионеров.
Читайте также: Не расслабляйтесь. Встроенный в PlayStation 5 фильтр увидел оскорбления в цифрах
Студия получила еще больше ресурсов и в 2020 году заявила о себе на весь мир. Она выпустила Hades — настоящий шедевр, который получил премии BAFTA, The Game Awards, Nebula и Game Developers Choice. Этот небольшой проект с легкостью обошел Cyberpunk 2077 по количеству наград.
Недавно игра вышла на консолях, и редакция НВ Техно решила разобраться, что в ней такого особенного. Мы прошли Hades на PlayStation 5 и теперь готовы поделиться наблюдениями.

Общая концепция
Hades не прощает нетерпеливых и слабовольных, ведь это чистокровный роглайк. Принадлежность к упомянутому жанру накладывает сразу несколько особенностей. В игре нет сохранений, а после каждой гибели прохождение начинается заново. Локации при этом перестраиваются благодаря механике случайной генерации. Она гарантирует, что все попытки одолеть Hades будут уникальными.
Такой набор правил обеспечивает высокую сложность. Проект заставляет пользователей изучать игровые тонкости и механики, чтобы дойти до конца и победить в финальной битве. Для этого придется потерпеть несколько десятков поражений и возвращаться к началу даже тогда, когда триумф был в пределах одного противостояния. Сурово, ничего не скажешь, но среди роглайков Hades считается легкой игрой. В проекте реализовано много поблажек, которые способствуют продвижению вперед, а еще он отметился интересным сюжетом, что большая редкость для жанра.
Новый взгляд на старые мифы
Hades погружает пользователей во вселенную древнегреческих мифов и показывает ее под необычным углом. Главный герой игры — Загрей, сын бога подземного царства Аида. Парню надоело быть запертым во владениях отца, и он решил вырваться в мир людей, а оттуда — прямиком на Олимп. Для этого нужно пройти через Тартар, Асфодель, цветущие поля Элизиума и врата под охраной Цербера. Вот только Аид не хочет отпускать Загрея, так что при каждой попытке побега протагонисту придется пробиваться сквозь армию приспешников отца. Враги не стесняются умерщвлять главного героя, ведь он все равно переродится в доме бога поземного царства.
Его покои — уютное местечко, где можно поговорить с Ахиллесом, Никтой, Гипносом и другими персонажами. Благодаря беседам с ними создается ощущение, что сюжет постоянно двигается вперед. Этот эффект усиливается, когда во время попыток побега Загрей общается с богами. Каждый из них приглашает парня на Олимп и стремится помочь ему вырваться из подземного царства. Главный герой принимает их поддержку, но не раскрывает свою истинную цель. У протагониста есть причина, почему ему нужно достичь поверхности. Она понятна и близка игрокам, так что ассоциировать себя с Загреем в целом легко.
Сюжет Hades кажется простым лишь поначалу. Когда погружаешься в игру, то замечаешь, насколько хорошо Supergiant проработала вселенную на базе мифов. Боги в проекте ощущаются людьми со сверхспособностями, как и предписывает канон, но их образы слегка осовременили. В Hades олимпийцам не чужды обиды, любовь и дружба. Перипетии в их взаимоотношениях хоть и выступают второстепенной темой, но добавляют в сюжет изюминку. А основной мотив истории — деконструкция семейных отношений, в частности, между отцом и сыном. Она выполнена шикарно: каждый разговор Загрея с Аидом показывает пропасть между ними. Из минусов сюжета можно выделить разве повторяющиеся местами реплики персонажей.

Боевая система
Сражения стали одной из главных причин, почему Hades удостоилась стольких наград. В игре реализовано шесть видов оружия: меч, копье, щит, лук, боевые перчатки и автомат. Поначалу доступен только первый вариант, а остальные открываются за специальные ключи, которые добываются во время забегов по подземному царству.
Пользователь всегда сможет выполнять обычный и особый удары, рывок, атаку после него и запускать специальный снаряд. А вот какими будут эти навыки, зависит от выбранного оружия. Например, из лука можно совершать одиночные залпы и выпускать веер стрел, тогда как перчатки позволяют выполнять быстрые выпады вблизи и апперкоты. Отдельно стоит учитывать уникальные особенности оружия: перезарядку автомата, повышенную защиту при использовании щита, среднюю дистанцию для нанесения урона у копья и прочее в этом роде. Арсенал не влияет лишь на механики рывка и запуска снаряда.
Читайте также: 10 крутых новых игр, которые запустятся даже на старом компьютере
Сейчас мы описали только базовые возможности Загрея. При каждом забеге они будут трансформироваться благодаря дарам богов. Их уместно назвать талантами, которые увеличивают боевую мощь главного героя. Именно на основе этих подарков формируется сборка персонажа. Каждый олимпиец при встрече с Загреем предложит один из трех вариантов усиления определенного качества — от стандартного до героического. Игрок может использовать по одному таланту для изменения свойств базовых приемов, а также запастись десятком разнообразных пассивных бонусов.
Я вот применял копье в связке с дарами Артемиды, Афины, Дедала и Гермеса. У меня получился боец с высокой скоростью атаки, увеличенным шансом критического урона и уклонения, способностью отражать удары и быстрым тройным выпадом после рывка. Благодаря такому набору талантов и аккуратному позиционированию на средней дистанции я сумел неоднократно пройти Hades.
И все же сбор нужных даров — дело непростое. Они выпадают в случайном порядке во время каждого забега. Нередко бывает, что олимпийцы предлагают усиления, которые не подходят избранному оружию. В таких случаях необходимо приспосабливаться и менять тактику боя. Но зато описанная механика позволила Supergiant реализовать тысячи вариаций сборок персонажа и колоссальный простор для экспериментов. Благодаря ей, видовому разнообразию врагов и великолепному дизайну боссов сражения в Hades совершенно не приедаются. На сотом часу они доставляют столько же удовольствия, сколько и на первом.
Запредельная реиграбельность
Hades включает четыре уровня, каждый из которых представляет собой череду арен. На них нужно уничтожить всех врагов или выполнить простое испытание: либо выжить в течение 45 секунд, либо убить больше противников, чем Танатос за указанное время. Прохождение каждой локации вознаграждается призом, который указан на двери перед входом в нее. Это может быть дар богов, сердце для увеличения здоровья на 25 единиц, ключи, ресурсы или золото.
В большинстве случае игроку позволяют выбирать, на какую арену двигаться дальше. Например, рядом будут стоять две двери с дарами богов и одна с ключами. Пользователь должен определиться, какая из наград нужна ему в конкретный момент прохождения. Этот элемент случайной генерации вкупе с вариативностью сражений делает Hades одним из самых реиграбельных проектов, которые я встречал.
Каждая попытка что-то дает
Роглайки часто вызывают недовольство тем, что в них не ощущается прогресс. Стоит только погибнуть, и героя лишают всего накопленного добра. Hades в этом плане более щадящая, ведь она позволяет постепенно прокачивать Загрея. Игрок может дарить найденный нектар персонажам и получать от них взамен сувениры. Один из них позволяют экипировать, чтобы получить полезное усиление, например, дополнительное воскрешение или уменьшение урона от лобовых атак.
Ресурс под названием тьма открывает полезные пассивные бонусы, а за кровь титана, которая дается при убийстве определенных боссов, можно разблокировать специальные свойства оружия. Благодаря наличию многих способов прокачать Загрея после поражения игрок будет ощущать постоянное движение вперед.
Как играются консольные версии
Портирование Hades получилось удачным. Игру тщательно отполировали и избавили от любых технических недочетов. Исключением можно назвать разве что редкие просадки кадровой частоты, но за тридцать часов в игре я заметил их лишь дважды. Стилистически Hades по-прежнему выглядит великолепно, и это помогает скрывать в целом простую графику с не самым детализированным окружением.
Особенности DualSense, 3D-звук и прочие прелести PS5 в игре не задействованы. Она портировалась для PlayStation 4 и на «пятерке» работает по обратной совместимости. Supergiant честно говорила об этом, так что к студии нет никаких претензий.
Вердикт НВ 10 / 10
Hades ощущается изумрудом как среди инди-сцены, так и в жанре роглайк. Это именно тот случай, когда небольшой проект по качеству исполнения опережает дорогие блокбастеры. Игра выглядит цельной и продуманной до мельчайших деталей. Каждый забег в ней получается уникальным, а после поражения пользователь чувствует движение вперед. Supergiant показала направление для всех роглайков, и теперь у проектов жанра есть пример для подражания.
Читайте также: