Почему водород не заменит транзит природного газа в ближайшей перспективе
Водород — это перспективное будущее, но не настоящее Украины и даже ЕС. А потери от возможного прерывания транзита газа очевидны уже сегодня.
С одной стороны, мы должны готовиться к циклу производства и потребления водорода, но с другой, должны очень тщательно взвесить за счет каких ресурсов. Включение идеи относительно водородного будущего потенциала Украины в декларативное заявление США и Германии уже вдохновили энтузиастов этого направления. Тем не менее, пока потребности потребителей нашего региона связаны с природным газом. Кроме того, будущее водорода напрямую связано именно с природным газом, поэтому разговор должен быть не о компенсации, а о сочетании. Транзит газа по территории Украины — это залог стабильности сейчас, а водород — возможно дополнительное будущее. Следовательно, оба направления должны дискутироваться отдельно.
По данным Bloomberg, водород составляет сегодня 0.002% общего потребления энергии. То есть это фактически точка отсчета относительно старта реализации водородного потенциала. Несколько десятилетий назад именно такая точка старта была в ветровой и солнечной генерации. И после нескольких десятилетий непрерывного развития, государственных стимулирующих программ и триллионов долларов инвестиций доля генерации из ветра и солнечной энергии сегодня на уровне лишь до 2% в структуре всей мировой энергии.
Безусловно, переход на возобновляемые источники энергии — важный с точки зрения экологии и устойчивого развития. Но очевидно, что этот путь растянется на десятилетия. В оптимистичном сценарии от Bloomberg лишь в 2050 году можно надеяться на значительную долю водорода в общем потреблении энергии — на уровне 24%. До этого времени по разным расчетам, например, в 2040 году может быть и до 5%. В то же время, природный газ уже сейчас составляет до 24% всей энергии, и все прогнозы указывают на продолжение использования этого ресурса в ближайшие два десятилетия.
Украина и Оператор ГТС эксплуатирует газопроводы высокого давления (газопроводы ОГТСУ), поэтому мы рассматриваем транспортировку водорода только в газообразном состоянии. Есть технологии транспортировки водорода в сжиженном состоянии и в форме аммиака, но это никак не связано с транзитом и может развиваться как параллельные инновации на рыночных принципах. Чистый водород опаснее природного газа, поэтому сейчас проходят исследования о возможностях транспортировки только смеси водорода и природного газа, а не чистого водорода.
Интересно, что национальные регуляторы в большинстве стран ЕС считают необходимым гармонизировать лимиты на смешивание водорода. Но согласно исследованиям Агентства Европейского Союза по вопросам сотрудничества органов регулирования энергетики (ACER) по состоянию на 2020 год 65% государств-членов опроса вообще не разрешают введение водорода в газотранспортную сеть.
В большинстве стран-участниц этого исследования ACER в регламентах по качеству газа не упоминаются объемы водорода вообще. Германия сообщает о высшем предельном уровне концентрации водорода на уровне транспортировки газа (10%), за ней следуют Франция (6%), Испания (5%) и Австрия (4%). Поэтому теперь даже при оптимистических прогнозов, в случае согласованных действий в разных странах, допустимые пределы водорода, могут быть на уровне 10%. Но возникает вопрос: как будет сформировано 90% смеси? Другими словами, где взять остальной природный газ?
Поэтому именно сохранение транзита природного газа по территории Украины является предпосылкой для начала разговора о водородной роли Украины в Европе.
Создание инвестиционных фондов, которые помогут Украине декарбонизироваться — перспективная модель. Но у каждой страны свой собственный путь, а также канцлер Меркель признает, что Германии нужен газ, потому что они отказались от атомной энергии и планируют заменить угольную генерацию. Поэтому даже в случае появления реального потенциала выработки водорода в Украине и его экспорта в ЕС, мы поможем Европе, но не удовлетворим собственные энергетические потребности. Потому Украине тоже нужен газ, и не только для потребностей населения, но и в пределах декарбонизации.
Лишь в 2050 году можно надеяться на значительную долю водорода в общем потреблении энергии — на уровне 24%
Оператор ГТС Украины начиная с 2020 года активно сотрудничает с международными ассоциациями Clean Hydrogen Alliance, EU Hydrogen Backbone, GIE, GERG, MARCOGAZ и другими, которые серьезно анализируют водород. Мы общаемся с коллегами — операторами ГТС — в других странах, потому что надеемся использовать их опыт. Однако очевидно, что водород потребует огромных инвестиций вдоль всего цикла производства и потребления по всей Европе, а не в каждой отдельной стране. Согласно аналитическим прогнозом Bloomberg, при самом оптимистичном сценарии, для масштабирования водородной энергетики до 2050 года потребуется более 11 триллионов долларов инвестиций. Только на производство, хранение, транспортировку и необходимую инфраструктуру.
Очевидно, что идея, которая требует таких инвестиций, во многих странах не воспринимается как компенсация — слишком много неопределенности. Кроме того, все зависит от слаженности действий участников. Смело можно утверждать, что большое водородное будущее не случится с Украиной и Европой до 2025 года, по объективным причинам слишком масштабной трансформации. После 2025 года, без достижения согласия по транзитному соглашению уже сейчас, брать на себя какие-либо обязательства по водороду тоже рискованно.
Если нам удастся сделать водородную мечту реальностью — что было бы замечательно для мира — это никоим образом не заменит текущий газовый транзитный статус Украины и его роль для бюджета и безопасности. Украина, безусловно, будет рассматривать все выгодные проекты для себя. Однако мы не можем отказываться от собственных стратегических задач — обеспечение себя и своей промышленности ресурсом, который нужен нам в ближайшие 20 лет. И именно поэтому мы настаиваем на сохранении транзита.