Личный опыт. Как это — работать проводником на пассажирском поезде
Герой нового выпуска ютуб-шоу Это — опыт — Константин Федченко, проводник купейного вагона в пассажирском поезде Укрзализныци.
Константин Федченко работает проводником с 2005 года. Сейчас его маршрут —это поезд № 12-11 сообщением Киев — Новоалексеевка. В интервью НВ он рассказывает об особенностях своей работы, пассажирах-бунтарях, украденной постели и профессиональных суевериях.
Почему решили выбрать эту сферу?
Сам я из города Жмеринка — это город железнодорожников, поэтому многие мои друзья, знакомые шли работать так же проводниками, помощниками машиниста. Я выбрал работу проводника.
С 2005 по 2013 год работал проводником, потом пять лет — стюардом на скоростном поезде Интерсити+. А потом снова вернулся работать проводником на пассажирский поезд.
Что надо для того, чтобы стать проводником?
Закончить училище или техникум на должность проводника. Я учился год для того, чтобы получить должность проводника. Однако есть и сокращенные курсы, три месяца для желающих научиться этому быстро — это ускоренный курс.
Расскажите о вашем графике работы?
На данный момент график у меня такой: шесть дней я работаю, потом 12 дней — отдыхаю. Затем четыре дня работаю — восемь дней отдыхаю. И так — снова.
Бывали случаи, например, когда в туалете ершик украли. Даже бывает, что воруют туалетную бумагу
Кто и как выбирает, на каком маршруте вы будете работать?
У нас есть команда: начальник поезда бригада, которая закреплена за этим маршрутом. Сейчас я постоянно езжу в этом направлении — Киев — Новоалексеевка. Если надо, могут быть отвлечения на другие направления.
Раньше шесть лет ездил на Москву. Затем полгода — на Чоп. Четыре месяца ездил на Берлин. Потом, когда работал стюардом, уже ездил и на Польшу, и по всей стране. Львов, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог — почти вся Украина.
Что слышите в ответ, когда рассказываете окружающим, что вы — проводник?
Первый вопрос — какой поезд, куда ездишь? А вообще реагируют очень хорошо. Бывает, что просят что-то привезти. Когда я ездил в Берлин, просили что-то сладенького привезти оттуда, вкусного. Из Новоалексеевки просят привезти каких-то фруктов — там раньше сезон начинается.

Часто вас просят передать посылку поездом?
Бывало, подходили, просили животных перевезти. Мы объясняли, как по правилам перевозятся животные. Если это, например, большая собака, надо брать отдельное купе с выкупом всех мест, также требуется багажная квитанция на животное.
Вообще-то проводникам нельзя передавать посылки. Это можно делать, только официально заказав услугу. Надо обращаться на вокзал в багажную кассу, где заказывается услуга экспресс-передачи. Человек платит деньги, отдает свой пакет или конверт, а дальше Укрзализныця занимается доставкой этого груза.
Случаются ли внештатные ситуации во время движения?
Случаются. Бывает, человеку становится плохо с сердцем. Как-то у пассажира приступ эпилепсии был. Бывало, что человек отставал от поезда — то есть, разные ситуации.
Если кто-то из пассажиров ведет себя неадекватно, вы их высаживаете?
Во-первых, я вызываю начальника поезда. Он приходит, оценивает ситуацию. Если пассажира надо высадить, начальник оформляет акт на снятие, здесь надо иметь двух свидетелей — пассажиров. Через полицию — номер 102 — начальник поезда вызывает наряд на ближайшую станцию. Они и снимают пассажира с поезда.
Да, пассажиры бывают разные: бывают неадекватные, бывает, что выпили больше, чем надо. Всякое бывает. Если один пассажир мешает другим, просят высадить его.
Были ли какие-то пассажиры, которые вам чем-то особенно запомнились?
Например, когда пассажиркой моего вагона была актриса Татьяна Кравченко — она известна по сериалу Сваты. Мы с ней где-то час, а может, больше разговаривали на все темы. Она как в кино, так и в жизни — простой человек. Мне было очень приятно с ней пообщаться. Именно она мне запомнилась больше всего.
Была ситуация, когда ехал пассажир из Японии, с ним был сопровождающий. И вот, сопровождающий вышел из вагона, а этот пассажир не успел. Поезд уже потянули в парк-отстойник. Была зима.
Пассажир вышел, посмотрел, понял, что не знает местности, а там — по колено снега, темно. Позвонил в службу спасения, ему сказали: «Оставайтесь на месте». И как встал посреди вагона с чемоданом, так и стоял — пока девушки меня не позвали. Я ему объяснил, что все хорошо, успокоил его. Принесли ему водички, потом связались с этим человеком, который его сопровождал, помогли им встретиться. Когда ушел, со мной единственным попрощался, сказал — Sayounara [японская форма прощания: До свидания, Пока, — ред.].
Вареные яйца, копченая курица, огурцы и картофель в мундире — этот продуктовый дорожный набор до сих пор популярен среди пассажиров?
Этот продуктовый набор остался, и, мне кажется, что популярным будет еще долго. Пока в Украине есть куры и свиньи, этот набор останется надолго. Есть много людей, которые путешествуют семьями — они только сели, и сразу надо поесть.
Часто ли люди берут в поезд алкогольные напитки?
Конечно, люди постоянно берут с собой алкоголь. У меня купейный вагон, поэтому я не могу проконтролировать, что пассажиры там делают, если они закрылись. Но потом, когда они выходят пройтись на станцию или по вагону, ищут знакомых, тогда уже видно, что человек находится в нетрезвом состоянии.
А бывает, что пассажир на одной из остановок выходит на улицу проветриться, а затем отстает от поезда?
Если человек отстал от поезда, он должен сразу обратиться к дежурному по станции. Дежурный же связывается с начальником поезда. Начальник поезда передает мне эту информацию — мы выясняем, на каком месте ехал пассажир. Тогда я в присутствии двух свидетелей описываю личные вещи этого пассажира, если они остались. Мы составляем акт. Затем на ближайшей станции, или если пассажир ехал до конечной станции, то на конечной передаем вещи дежурному вместе с актом. Один акт остается у нас, второй — у дежурного. Пассажир должен обратиться на вокзал и забрать свои вещи.

Часто ли вам встречаются пассажиры, которые хотят проехать без билета?
Не сказал бы, что часто, но бывает, что подходят. Есть разные ситуации — случается, что людям надо, например, на похороны. Поэтому мы говорим, чтобы подошли к начальнику поезда. Он должен выписать квитанцию ГУ-57 — может сделать это при наличии свободного места. Это тоже считается билетом и дает основания для проезда, но этот документ выписывается начальником поезда от руки на специальном бланке.
Как часто у пассажиров поездов воруют вещи в вагоне?
Такое бывает. Последний раз у меня такое было на станции Мелитополь. Там выходили люди, одна девушка ко мне обратилась, мол, исчез телефон. Говорю ей: давайте номер. Мы сразу набрали, пошел вызов. Зашли с ней в вагон. Оказалось, что он зазвонил у другой девушки, которая ехала с этой в одном купе. Однако она сказала, что взяла его случайно. Полицию не вызывали — девушки разобрались между собой.
Пассажиры бывают разные: бывают неадекватные, бывает, что выпили больше положенного
Самые странные вопросы от пассажиров, которые вам приходилось слышать?
Пассажиры спрашивали, почему у меня на рукаве четыре пуговицы. Я ответил, что это дизайнерское решение, они между собой сразу: «Молодец, выкрутился». Задавали такой вопрос, чтобы ввести меня в ступор.
Самый первый вопрос у пассажиров летом — а будет ли холодно в вагоне? А зимой — будет тепло? Это самый первый вопрос, обычно его задают еще на перроне. У меня новый вагон Крюковского завода 2020 года, поэтому кондиционер там работает.
Бывает, техника выходит из строя, кондиционеры — тоже. На этот случай у нас в поезде есть электромеханик. Он по возможности все отремонтирует. Если же ничего не может сделать с неисправностью во время движения, пассажиров переводят в другие вагонов — в случае, если есть свободные места. А уже по приезду вагон ремонтируется специалистами.
Если пассажиры испортят или украдут какие-то вещи из вагона, ответственность за это ложится на вас?
Да, с меня потом за это «списывают». Шторок у меня в вагоне нет, стаканы сейчас уже бумажные, стеклянными не пользуемся. Но бывали случаи, например, когда в туалете ершик украли. Даже бывает, что воруют туалетную бумагу.
Постель — это отдельная тема. Очень часто бывает, что пассажиры забирают с собой полотенца из постельного набора. В таком случае мне приходится выписывать акт на недостачу, и у меня потом высчитывают это из зарплаты.
Обращаю внимание, как другой проводник ведет себя с людьми
Кто должен собирать постель — пассажир или проводник?
По инструкции, пассажир может только сложить постель, а я уже прихожу и забираю. Проводник не имеет права прийти и выгнать пассажира. Сказать, что собирайся, сдавай мне постель, когда ехать еще, например, час. Но обычно те пассажиры, которые просыпаются раньше, приносят постель сами. Некоторые спрашивают, как лучше — принести или оставить в купе.
Есть ли какие-то дополнительные обязанности проводника?
Например, мы сдаем постель на прачку. Там вся постель считается — каждый вагон считает ее отдельно. Чтобы знать, есть ли все белье или нет. Это считается дополнительной обязанностью.
Вам поступают какие-то предложения от нетрезвых пассажиров?
Ну, предлагают выпить с ними. Но мы на работе не можем это сделать. Однако каких-то очень странных предложений не было.
Есть какие-то лайфхаки — как выбрать лучшие места в поезде?
Аварийные выходы в моем купейном вагоне находятся в третьем и восьмом купе. Если это новый вагон, то нет разницы, какое купе брать, потому что работают кондиционеры.
В летний период, если кто-то любит, чтобы было прохладнее, лучше покупать места в первых трех купе. Если ехать с маленькими детьми, то лучше покупать где-то в середине или в конце вагона.
Есть какие-то услуги в вагоне, о которых большинство пассажиров не знает?
Есть шахматы, есть шашки. Можно воспользоваться щеткой для обуви, щеткой для одежды. Можно через проводника вызвать носильщика для багажа на нужную вам станцию. Я знаю номера такси, поэтому могу посоветовать пассажирам — это три цифры, звоните и заказывайте.
Еще одна новая услуга — это электронная библиотека. По QR-коду, который находится на столике в купе, можно зайти в электронную бесплатную библиотеку и загрузить книгу, которая поможет занять чем-то время в поездке. Правда, вайфай для этого в вагоне не предусмотрен, поэтому заранее качайте книги во время остановки поезда, пока ловит мобильная связь на станции. Если остановка — пять минут, думаю, за это время можно не одну книгу в телефон скачать.
Как часто вы путешествуете в поездах в качестве пассажира?
Когда еду на работу и с работы, я еду, как пассажир — из Киева в Жмеринку. В основном, обращаю внимание, как другой проводник ведет себя с людьми. Потому что бывают случаи, когда люди не могут выразить свое мнение — только учатся находить общий язык с пассажирами.
Есть много людей, которые путешествуют семьями — они только сели, и сразу надо поесть
Расскажите, как выглядит карьерный рост по вашей специальности?
Имея определенный опыт работы, после проводника я могу стать начальником поезда. После начальника поезда — инструктором, то есть мастером производственного подразделения. Знаю людей, которые начинали с проводника, но дослужились до начальника пассажирской участка.
Для этого, во-первых, надо иметь стаж, а во-вторых — профильное железнодорожное высшее образование. А дальше уже зависит от того, как человек работает. Если старается, выполняет свои обязанности, руководство обращает на это внимание. Тогда человек имеет возможность карьерного роста.
Как работали во время карантина?
Во время локдауна, когда движение транспорта было временно приостановлено, мы находились на вынужденном простое — например я, потому что транспорт не ходил, и мне из Жмеринки нельзя было добраться в Киев. Сидели дома. А кто мог добраться до работы, те дежурили, охраняли вагоны. Когда только пошли первые поезда, наша бригада сразу начала выполнять рейс Киев-Кривой Рог. В это время как раз действовали ограничения — по двое пассажиров в купе. Затем эти нормы пересмотрели, сейчас снова стопроцентная загрузка.
Читайте также: Это — опыт. В новом ютуб-шоу НВ онкохирург-маммолог рассказывает о профессии врача, страхах пациенток и причинах возникновения рака
У вас есть профессиональный сленг? А суеверия?
Ну, проводники между собой желают друг другу «зеленой дороги». Зеленая — это как зеленый свет на светофоре.
Я — не суеверный человек. Но есть проводники, которые считают, что первым в вагон должен зайти мужчина. Не женщина, а чтобы был первый мужчина. То есть если на перроне стоят пассажиры — мужчина и женщина, то первого просят зайти именно мужчину. Тогда считается, что поездка будет удачной и не будет никаких нюансов в дороге.
Что бы вам хотелось бы изменить в вашей работе?
Хотелось бы, чтобы побольше было новых вагонов. Ведь парк у нас уже немножко устарел. А люди когда садятся в новый вагон, у них сразу есть и настроение. Когда вагон старенький, пассажиры настраивают себя на какой-то, можно так сказать, конфликт. Ну, также проводникам хотелось бы иметь большую зарплату.