«Воспринимают клиента по одежке». Известные украинцы — о том, каких сервисов не хватает в стране
Журнал НВ спросил у соотечественников, какого рода услуг, по их мнению, в Украине недостаточно и какого сервиса им не хватает.
Ольга Кудиненко, основательница благотворительного фонда помощи онкобольным детям Таблеточки:
Я мечтаю о том, чтобы появились классные детские библиотеки, в которых можно брать современные книги по возрасту для детей. В целом, чтобы ассортимент книг был сильно шире.
Не хватает быстрой доставки непродуктовых товаров, и чтобы выбор онлайн-шопинга был больше, а доставка проще.
А также я мечтаю, чтобы возврат товаров упростили — без письменных заявлений и ксерокопий паспорта.
Не хватает комфортного общественного транспорта: от поездов до дешевых авиаперелетов между городами.
Читайте также: Первый после Киева. Bolt запускает сервис доставки еды во втором городе Украины
Андрей Федорив, основатель и владелец брендингового агентства Fedoriv:
Если сравнивать с США, то это valet parking [услуги парковщика]. Когда ты подъезжаешь к хорошему ресторану, отелю или бизнес-центру и просто отдаешь [служащему] ключи вместе с машиной и не переживаешь, где припарковаться.
Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии:
В Украине все хорошо с сервисом. 30 лет дорогих денег и нехватки инвестиций усложнили покупку техники, но усилили конкуренцию всюду, где успех бизнеса зависит только от людей. Провалы с сервисом лишь там, где монополии. При этом даже государственные сервисы подтягиваются, поскольку между политиками тоже конкуренция.
Алекс Лисситса, гендиректор компании ИМК, президент ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса:
Если брать средний сегмент, то у нас не хватает клиентоориентированности. Например, когда в Украине заходишь в какой‑нибудь обычный магазин спортивных товаров, то [его сотрудники] изначально смотрят на тебя оценивающе: сколько ты можешь потенциально купить. И в большинстве случаев заблуждаются. Это же касается и ресторанов, и т. п.
Читайте также:
Елена Цысарь Семь трендов. Сервис, который наступит завтра
Мне кажется, что нужно воспринимать должным образом любого клиента, независимо от того, как он выглядит и как себя ведет. А у нас это изначально не заложено. У нас воспринимают клиента чисто по одежке. И это меня, честно говоря, очень бесит.
Андрей Здесенко, основатель и СЕО корпорации Биосфера:
На мой взгляд, не хватает достаточного количества авиалиний и здоровой конкуренции между ними. Как следствие — практически отсутствуют прямые сообщения между ключевыми городами Украины и качественный сервис во время перелета. Поездку необходимо планировать с пересадкой в Киеве. Это съедает время, требует дополнительных финансов и накладывает серьезные ограничения на возможность посещать важные события.
Дмитрий Борисов, владелец и бренд-шеф GASTROFAMILY (Канапа, Остання Барикада, Oxota na ovets):
В Украине столько сервиса, что большинству стран мира до нас, как до Луны. Начиная с сервиса в ресторанах, заканчивая онлайн-банкингом.
Анатолий Амелин, соучредитель, директор экономических программ аналитического центра Украинский институт будущего:
Мне не хватает государства как сервиса. До сих пор, как в Совке, есть ощущение, что ты должен чиновнику и государству. Но на самом‑то деле, государство — это сервис для граждан за наши же налоги.
Чего конкретно не хватает? Справедливого суда как сервиса и электронного государства, где я 100 % услуг могу получить с телефона, включая получение лицензий, уплату налогов без какого‑либо контакта с чиновниками.
Сергей Рыбик, клубный МС, гастроблогер:
Я сейчас на пляже, и мне не хватает сервиса, который предоставляет человека, присматривающего за вещами, пока я плаваю; определяющего, действительно ли хороший арбуз или ерунда.
Ну а в городе не хватает сервиса, который блокировал бы езду самокатчиков на тротуарах. Выехал на тротуар — самокат заглох. Думаю, многие скинулись бы на этот стартап.
Евгения Кравчук, народный депутат, замглавы фракции Слуги народа:
Мне кажется, люди, живущие в живописных городках и селах, не до конца осознают, что туризм может быть экономической составляющей. Например, на Тернопольщине есть живописный городок Залещики, который будто лентой огибает река Днестр. На фото выглядит так, словно это городок на озере. Сделать знаменитое фото с видом этого города можно только с одной точки, но в Черновицкой области. Так вот там, куда люди едут целенаправленно автобусами, чтобы сделать одно фото и селфи с видом на Залещики, нет ни туалета, ни какого‑то заведения общественного питания.
А еще не хватает того, чтобы в каждой области была своя туристическая стратегия. Чтобы было понятно: здесь у нас экотуризм, а там, например, каяки — такие туристические магниты.
Константин Магалецкий, партнер инвестиционного фонда Horizon Capital:
Читайте также:
Мстислав Баник Цифровая Украина: какие сервисы будут доступны в Дія до 2023 года
Лично мне периодически не хватает сервисов, связанных с удаленным (онлайн) подписанием документов. Точнее сервисы есть, но не все организации, в том числе частные, ими пользуются. Недавно один из ведущих международных банков сказал, что для транзакции мне нужно лично дважды прийти к ним в офис на подписание и один раз нужно прийти моей жене. Хотя другие банки, даже государственные, такую услугу предоставляют онлайн без визитов.
При этом хочу отметить, что в целом прогресс в этом направлении есть. Например, уже давно появилось удаленное переподписание годового договора со школой сына — КМДШ [Креативной международной детской школой].
Сергей Будкин, инвестбанкир, соучредитель и управляющий партнер FinPoint Investment Advisors:
Предложение товаров и услуг в Украине, мне кажется, даже излишним для страны с нашим уровнем экономического развития.
Татьяна Абрамова, основательница и CEO бренда одежды RITO:
Самая большая проблема, которую я на себе ощущаю, связана с городским трафиком. Например, отсутствие нормального сервиса паркинга. Кроме того, что у нас в центре [столицы] не хватает небольших мобильных парковок, не хватает больших многоэтажных парковок на конечных станциях метро. А еще не хватает сервиса аренды мини-электромобилей.
Александр Сидоренко (Фоззи), музыкант, солист группы ТНМК:
Мне бы сейчас такой сезонный сервис, когда ночная разливайка на первом этаже перестает продавать алкоголь и страждущие, соответственно, перестают орать на все голоса, а местные жители больше не ломают скамейки, на которых страждущие гуляют, и не стреляют по ним из окон из воздушки. Жаловаться пробовали, но все по кругу. Такого плана сервис, я слышал, в некоторых странах есть. На «поли» начинается, на «ция» заканчивается.
Игорь Гут, сооснователь шведского проекта Develop Your Business, член Несторовской группы:
В Украине очень хорошо с сервисом, если мы говорим о частном секторе. У нас проблема с выполнением обязательств. Компании обещают сервис, но он рушится с масштабом или зависит от человеческого фактора. То есть опций сервисных много, но нет стабильного качества.
Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ — № 28 от 29 июля 2021