В офис или по домам? К чему склоняется глобальный бизнес
Пандемия Covid-19 разделила работодателей на два лагеря. Одни постепенно возвращают сотрудников в офисные пространства, другие продолжают поддерживать удалённый формат. Но есть ли однозначный ответ на вопрос «офис vs дистанционная работа»?
Об эффективности работы на удалёнке была масса обзоров и статей. Но, что интересно, так и не прозвучало какой-то единой, общепринятой позиции на этот счет. Спектр мнений был от: «все должны быть в офисе» до «офис не нужен совсем». А посередине — два промежуточных формата: «в офисе есть рабочее место, но можете два дня в неделю работать из дома» и «офис есть, но пространство гибкое, без фиксированного рабочего места». И подобную ситуацию можно наблюдать не только в Украине.
Возьмем, к примеру, технологических гигантов. Марк Цукеберг, генеральный директор Facebook еще в 2020 году анонсировал, что всем сотрудникам компании, которые могут выполнять работу на дому, разрешено перейти на удалённый формат. Команда социальной сети Twitter также перешла на дистанционку. А вот компания Apple подобный подход не разделила, объявив сотрудникам о возвращении в офис. Большинство смогут приходить в офис 3 дня в неделю, но некоторые будут вынуждены вернуться совсем. Это заявление вызвало волну негатива cреди команды, которая вылилась в открытое письмо генеральному директору Тиму Куку. В нем специалисты выразили сомнения касательно необходимости обязательного присутствия в офисе трижды в неделю. Подобный подход приняла и компания Google. Так, как же определиться бизнесу, когда перед ним стоит подобный выбор?
Что говорят глобальные исследования?
Национальное бюро экономических исследований в Штатах в 2021 году выявило, что удалённая работа действительно более продуктивна. Как минимум из-за того, что не нужно тратить время, чтобы добраться на рабочее место. Благодаря этому, они рассчитывают на повышение производительности экономики на 5%. В то же время, те работодатели, которые заняли позицию «за удалёнку» стали избавляться от офисов, либо же превращать все помещения, включая кабинеты топ-менеджмента, в единое пространство, чтобы обеспечить сотрудникам место для встреч. Но есть и обратная сторона у такой ситуации.
Британское исследование за период 2011—2020 годы показало, что сотрудники на удалёнке ощущают больше стресса и давления, так как им приходиться работать больше, чем коллегам в офисе. При этом они не получают никакого вознаграждения. Это может быть связано с тем, что специалисты, которые вернулись в офис, кажутся работодателям более преданными своей работе и надежными. Плюс дело осложняется необходимостью настраивать процесс под каждого, ведь некоторые сотрудники могут жить даже в разных часовых поясах.
Ответ на вопрос «дистанционная работа или офис» попыталась найти и компания Microsoft. Данные их исследования также подтвердили, что работодатели не заботятся об условиях, в которых работают сотрудники из дому. Интенсивность работы таких специалистов значительно увеличилась за время пандемии, и о балансе речь вовсе не идет. В то же время тесное командное взаимодействие со временем начало уменьшаться, что непосредственно может влиять на эффективность рабочих процессов.
В итоге из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что именно гибридный формат работы — отличное решение для большинства компаний, так как ожидания сотрудников попросту изменились. А ведь для многих индустрий человеческий ресурс по-прежнему остается наиболее ценным, и значит бизнесу необходимо искать компромиссный вариант.
Выводы из личного опыта
У нас в CMS Group была отличная возможность испытать все варианты: в группе восемь компаний с различными бизнес-процессами и культурой. Поделюсь собственными выводами.
К плюсам можем смело отнести три тезиса ниже.
1. Большинству сотрудников удалёнка нравится. Не нужно тратить время и силы на перемещение по городу. Паузу в рабочем процессе можно заполнить чем-то полезным: с детьми пообщаться или вздремнуть. Пришлось, конечно, привыкать к «размазанному» рабочему графику, но плюсы от комфорта дистанционки явно перевешивали минусы. Да и вообще это экологично и социально полезно. Правда оказалось, что у 10% сотрудников не было условий для комфортной работы дома, и они просились в офис.
2. Технические проблемы организации удалённой работы оказались вообще «не проблемами». Сложилось ощущение, что чаты и видеоконференции просто ждали своего часа, чтобы заменить встречи в переговорках.
3. Выросла эффективность работы внутри компаний, так как люди мотивированы на то, чтобы найти собственный баланс, чтобы все успевать. Да и время, которое ранее тратилось на дорогу, теперь можно потратить с пользой.
Теперь перейдем к минусам.
1. Ухудшение командного духа и потеря чувства принадлежности к компании. Эмоции от личного общения в чаты перенести сложно (хотя у особо продвинутых получается). Также оказалось, что в онлайне очень трудно адаптировать новичков, которым как раз важно «впитать» корпоративную культуру и наладить отношения с коллегами.
2. Есть еще вопрос командной работы над сложными проектами. Многие считают, без общения face-to-face сложные проблемы решать тяжелее и креативить не особо получится. Хотя, с моей точки зрения, это вопрос практики. Можно научиться все это делать и в онлайне, главное правильно наладить все процессы.
Подводим итоги
Выходит, офис нужен, но не столько для работы, сколько для общения. Работать удобнее на удалёнке, а общаться удобнее в офисе. В таком случае, мы переходим к вопросу «что должен представлять собой офис постковидной эпохи?»
Сегодня при планировании офисного пространства нужно учитывать несколько важных факторов:
— Фиксированные места только для сотрудников, которым это действительно необходимо. Для остальных — переговорные комнаты различных размеров, лаунж-зоны, кафе, места для видеозвонков.
— Офис должен быть «местом силы» компании, воплощением ее корпоративной культуры. Тут важно продумать как это будет выражаться в интерьерных решениях.
— В офис сотрудники должны хотеть приходить не только ради работы. Ради чего еще? Тут важно продумать набор мероприятий, которые интересны сотрудникам. Тренинги, клубы по интересам и, понятное дело, вечеринки. Вариантов — огромное множество.
— Желательно, чтобы такое пространство было расположено в черте города, с атмосферой, дополняющей культуру компании.
Читайте также:
Елена Поликарчик Как владельцу бизнеса разобраться в себе во времена new normality
Мы приходим к тому, что сочетание гибридного формата работы и подобного офисного пространства может помочь решить вопрос рабочих процессов в позитивном ключе как для работодателя, так и для сотрудников. Забавно, что при всех этих требованиях к офису у владельцев бизнеса появляется шанс сэкономить на аренде, так как не нужно резервировать рабочие места для каждого сотрудника, а кафе и большие конференц-залы можно делить с другими арендаторами. Так что все остаются в плюсе.