Что европейский регламент по защите данных GDPR изменил для украинского бизнеса
Прошло три года со дня вступления в силу GDPR. Благодаря ему европейские пользователи получили контроль над собственными данными. А предприятия, которые собирают и обрабатывают данные, обзавелись рядом обязанностей и ограничений.
На что повлиял регламент?
Реализация GDPR — динамичный процесс. Чтобы соответствовать его стандартам, необходимо регулярно обучать сотрудников компании, внедрять эффективные решения IТ-безопасности, постоянно контролировать процесс мониторинга и защищенность данных.
Спустя три года формальный этап внедрения GDPR завершен. Большинство компаний смогли перестроиться под новые правила. Они понимают важность этого закона и последствия за нарушения в виде значительных штрафов. В штате появляются соответствующие специалисты по защите данных и внедряются необходимые нормативные акты.
Также за этот период возросла осведомленность европейского сообщества о проблемах защиты данных. Но, с другой стороны, в виду того, что пока в случае нарушений применялась практика «консультирования сначала», а уже потом штрафов, некоторые предприятия успели «расслабиться». Этот подход впоследствии может сыграть злую шутку, особенно с учетом того, что требования регламента актуализировались в новом ключе из-за пандемии.
Пандемия Covid-19 обострила вопросы, связанные с безопасностью личных данных. Использование безопасных средств дистанционной связи и облачных технологий, гарантия конфиденциальности данных сотрудников во время онлайн-встреч, а также вопросы, относящиеся к вакцинации сотрудников и профилактике Covid-19 на рабочем месте, станут новыми вызовами для обеспечения защиты данных.
Что нужно знать о GDPR при выходе на европейский рынок
Как только компания начинает предоставлять услуги клиентам из Европы, обрабатывать их данные и использовать отслеживающие cookie-файлы, она попадает под действие GDPR. С этого момента сбор, хранение и обработка данных пользователей строго регулируется требованиями регламента.
Не нарушать правила GDPR — не единственный аспект, который следует учесть компании при выходе на европейский рынок и начале работы с гражданами или резидентами ЕС. В любой момент компания должна быть готова предоставить доказательства того, что обрабатывает данные в соответствии с требованиями GDPR. Это базовое правило для международных партнеров, которые перед стартом сотрудничества могут запросить информацию о соответствии GDPR. Для них это гарантия безопасности и вопрос репутации.
Также компании необходимо назначить представителя в ЕС, чтобы при необходимости европейские национальные органы по защите данных могли связаться с ней.
Чтобы подтвердить безопасность хранения и законность обработки данных, компании могут предоставить сертификаты международного уровня, например ISO. Также соответствие GDPR демонстрируют внедренные меры безопасности на предприятии.
Украинским компаниям важно принять юридические обязательства по безопасности персональных данных внутри ЕС. То есть при выходе на европейский рынок нужно учесть правовую составляющую.
С учетом того, что количество украинских предприятий, предоставляющих услуги в ЕС и обслуживающих европейских клиентов, растет, то требования становятся все актуальнее и для украинского рынка. Один из показателей интереса украинского бизнеса к ЕС — это рост клиентов европейских ЦОД и облачных платформ.
Ключевые принципы неизменны
Напомним основоположные правила Общего регламента по защите данных. Независимо от месторасположения, любая компания, хранящая и обрабатывающая данные клиентов из ЕС, отвечает за их безопасность и конфиденциальность. Она должна следовать основным принципам GDPR:
- законности, справедливости и прозрачности;
- ограничения цели использования данных;
- минимизации данных;
- точности и актуальности данных;
- ограничения срока хранения информации о клиентах;
- конфиденциальности и безопасности хранения;
- подотчетности и выполнения всех остальных норм GDPR.
Соблюдение этих правил поможет украинским компаниям избежать возможных негативных последствий при расширении бизнеса и выходе на новые рынки, а также повысить свою привлекательность для международных клиентов.