«Этим, бля*ь, фэнтези была наша жизнь!» Интервью с Ильей Хржановским — о горе, Лознице и «Гитлере-освободителе»
В Украине режиссер фильма ДАУ Илья Хржановский давно получил славу «ужасного человека». Опутанный слухами и домыслами кинодолгострой провоцировал скандалы, а фигура самого автора, ныне — художественного руководителя Мемориального центра Бабий Яр, вызвала дискуссию о том, могут ли граждане РФ принимать участие в украинских проектах подобной значимости.
Сейчас режиссер находится в Каннах, где состоялась премьера докфильма Сергея Лозницы Бабий Яр. Контекст. Хржановский выступил продюсером этой ленты.
Главные редакторы Радио НВ и NV.ua Алексей Тарасов и Юлия МакГаффи поговорили с ним о новой работе Лозницы, самых сильных эпизодах фильма, критике его фигуры в Украине и атмосфере Каннского кинофестиваля.
Алексей Тарасов: — Начнем с того, достаточно ли контекста в фильме, в названии которого есть слово «Контекст»? Он составлен из найденной и отреставрированной документальной хроники, которую ранее никто не видел. Главные события происходят с 1941-го по 1943 год — с момента вхождения немецких войск во Львов и Киев, где их приветствуют, до момента освобождения этих городов.
И в сентябре 1941 года происходит та самая трагедия, когда было расстреляно фактически все еврейское население Киева — то, что сейчас называется Бабьим Яром. Ты нам говорил, что лично хотел, чтобы над этим фильмом работал Лозница — почему именно он?
Илья Хржановский: — Потому что Лозница занимается трагедией Бабьего Яра уже 10 лет. Он создал замечательный сценарий игровой картины, — надеюсь, в скором времени она будет снята, — который я читал лет семь или восемь назад, когда еще никак не предполагал, что меня может что-либо связывать с Бабьим Яром. Это замечательный сценарий. Сережа подбирал документальные кадры, хронику, которая могла бы ему как-то ассоциативно помочь или в будущем быть задействована в художественном фильме. И глядя на эти кадры, и, естественно, зная его блестящие работы — Блокаду, Государственные похороны, Процесс и так далее, — мне стало понятно, что нужно срочно предлагать что-то с этим делать. Мы договорились с Лозницей о трех проектах, увиденный вами фильм — лишь один из них.
Сергей сделает эпизоды разной длительности, от двух до восьми минут, и короткие маленькие фильмы на основе хроники, похожие на хокку или стихи. Лозница изобрел действительно уникальный метод, когда за счет работы со звуком и монтажом он вдруг совершает такое чудо, что время из какого-то непонятного далека внезапно переносится к нам и становится частью нашей жизни. То есть не мы переносимся в то время, как это часто пытаются сделать в игровых фильмах и книгах, а оно приходит к тебе. Это прошлое как настоящее. И в этот момент ты чувствуешь что-то иное, чем эффект простого наблюдения, — какое-то сопереживание, сопричастность.