«На самом деле я боюсь высоты». Вся правда о работе бортпроводницы, рассказанная от первого лица
Героиня нового ютуб-шоу НВ Это — опыт стюардесса Ирина Притуленко рассказывает о том, каково это — работать в небе, как должен выглядеть бортпроводник и что делать, чтобы не закладывало уши в полете.
Как вы попали в профессию?
Я училась в Кировоградской летной академии Национального авиационного университета и на протяжении пяти лет проходила практику в службе авиационной безопасности в международном аэропорту Борисполь. Каждый раз наблюдала за девушками в униформе и представляла себя в составе их бригады. На пятом курсе, когда мне исполнился 21 год, я подала заявку в компанию МАУ на должность бортпроводника.
Сперва я прошла обучение: на протяжении трех месяцев выполняла обязанности стажера, некоторое время за мной был закреплен инструктор, который контролировал выполнение моих служебных обязанностей в рейсовых условиях. Когда меня взяли в компанию на постоянной основе, я прошла переобучение для работы на другом типе судна. Сейчас я могу работать на Boeing-737, Boeing-777, Boeing-767.
https://www.youtube.com/embed/epD2vagGI28
Что нужно знать, чтобы стать стюардессой?
Знание английского, приветствуется также знание и других языков. Еще необходимо высшее образование. А из качеств важна, например, коммуникабельность.
Индекс массы тела должен быть в здоровом показателе. Рост: для девушек — от 1,65 м, для парней — от 1,70 м. Важно, чтобы ваш рост позволял дотянуться вытянутой рукой до багажной полки и закрыть ее. У нас есть разные типы судов, и, соответственно, высота размещения багажных полок тоже разная.
Большая ли конкуренция?
Если вы живете в Киеве, то устроиться на такую должность намного проще, потому что все базовые точки, офисы и воздушные суда размещаются здесь, в Киеве. Также многое зависит от активности выполнения полетов авиакомпанией: в летний период их обычно больше по сравнению с зимним — соответственно, и персонала задействуется больше. Поэтому шансы устроиться есть.
Читайте также: Идут на запах. Как работают служебные собаки в аэропорту Борисполь — репортаж НВ
Есть ли карьерный рост?
На должность старшего бортпроводника меня взяли после двух лет работы в авиакомпании. А непосредственно в организации сервиса и обслуживания на борту я участвую на протяжении уже шести лет. Так что рост есть — все зависит от вашего желания и навыков.
На каких рейсах вы работаете — внутренних или международных?
В нашей авиакомпании есть специальный отдел, который занимается планированием и заранее предоставляет летный график. Рейсы по Украине мы зачастую выполняем с запланированным дальнейшим полетом, но за границу — например, в Турцию или Египет.
Авиакомпания совершает рейсы по разным направлениям, в том числе и дальнемагистральные, такие как Нью-Йорк, Торонто, Нью-Дели, Бангкок.
В скольких странах уже побывали?
Я посетила уже более 30 стран, точное количество сказать затрудняюсь. Конечно, это все благодаря моей работе.
У нас есть рейсы с выходом, то есть предполагающие возможность остаться и посмотреть город, достопримечательности. Есть же и рейсы туда-обратно, когда под вечер мы возвращаемся в аэропорт Борисполь. Во время таких рейсов выйти посмотреть другую страну возможности нет.
Что вы делали во время карантина, когда полеты были временно приостановлены?
Тогда полеты значительно сократились. Но вместе с тем у нас были эвакуационные рейсы, в которых я тоже была задействована.
Также у нас было время усовершенствовать нашу работу уже в новых условиях. Например, в связи с карантином изменился наш внешний рабочий вид: теперь ходим в масках, перчатках, используем защитные очки. Не могу сказать, что работать в этом всем сложно, но привыкнуть поначалу было тяжело.
Есть ли какие-то требования к внешнему виду бортпроводника?
В нашей авиакомпании есть целый отдел, который занимается внешним видом экипажа. Так, для девушек действуют такие требования: татуировки не должны располагаться на видных, открытых местах; прически — либо волосы, собранные в узел, либо каре такой длины, чтобы волосы не касались воротника. Помада — только одного, красного оттенка. Маникюр — либо в тон помаде, либо беж, ногти обязательно короткие. Также есть определенные стандарты в макияже.
Для мужчин-бортпроводников также немаловажную роль играет прическа — это короткие, ухоженные волосы. Не должно быть бороды или усов — только гладковыбритое лицо. И форма должна быть ухоженной.
В каком возрасте бортпроводники обычно идут на пенсию?
Обо всех особенностях и льготах для летного экипажа можно узнать в Пенсионном фонде, но у нас есть бортпроводники, которые выполняют свои обязанности со дня основания авиакомпании МАУ [в октябре 1992 года] — они активно работают до сих пор.
Что вы слышите от окружающих, когда говорите, кем работаете?
В первую очередь, это ассоциируется у всех с путешествиями, — и почему-то именно в Париж. А это — романтика, прогулки и так далее. На самом же деле, это просто работа; такая же, как у остальных.
Часто интересуются про боязнь высоты. Да, на самом деле я боюсь высоты. Когда нахожусь на борту, я знаю, что лечу на высоте 10 тысяч метров, но просто не акцентирую на этом внимание.
Есть ли у вас профессиональный сленг?
Есть определенная терминология, которую мы используем в общении между собой. Например, в отношении категорий пассажиров: дети до двух лет — infant, дети постарше — child; люди, которые летят с домашними любимцами — pets.
Что насчет профессиональных примет и суеверий?
Я придерживаюсь только одной приметы — не шить перед рейсом. После завтрака оставляю после себя недопитую чашечку кофе, чтобы мне было куда вернуться.
Влияет ли как-то работа на ваше здоровье?
Не могу сказать, что у нас есть какие-то сложности, особая усталость. Тебе либо подходит эта работа, либо нет. Выбираешь сам. Да, мы выполняем рейсы и в дневное, и в ночное время, поэтому перед рейсом важно отдыхать.
Каждый год мы проходим проверку у нашего врача. На своем примере могу сказать, что важно активно заниматься спортом. У нас есть девушки, которые интересуются йогой, танцами — это помогает быть активным.
Случались ли какие-то внештатные, чрезвычайные ситуации?
Во время моей работы ничего чрезвычайного не происходило. Обычно пассажиры больше всего боятся турбулентности, но она не столько страшна, сколько бывает неожиданной.
Были ли пассажиры, которые особенно вам запомнились?
Совсем недавно у меня на борту была беременная женщина, которая очень боялась турбулентности. Мы просидели все время, держась за руки, разговаривали на различные темы, чтобы она себя чувствовала комфортно и не обращала внимания на небольшие покачивания, которые могут происходить во время полета.
Сталкивались ли с нарушителями порядка на борту?
После посадки длительность руления до стоянки самолета может быть совершенно разной по времени. Пассажиры иногда встают со своих посадочных мест раньше, чем нужно, начинают доставать багаж с полок. Это влияет на безопасность, потому что полка может неожиданно открыться, и ручная кладь упадет.
Каждый пассажир ведет себя по меркам своей совести. Иногда на борту бывают конфликты, но мы стараемся решить все вопросы. Самый быстрый метод — просто рассадить пассажиров, между которыми возник конфликт, так, чтобы они не видели друг друга.
Когда пассажир отказывается следовать установленным правилам, мы можем вынести ему письменное предупреждение. Если пассажиры не выполняют установленные экипажем требования, то мы информируем об этом командира и вызываем полицию в пункт прибытия.
Сталкивались ли с глупыми вопросами от пассажиров?
Был вопрос «Когда мы уже взлетим?», хотя мы уже пятнадцать минут как летели.
Почему нельзя проносить воду на борт?
Это связано с правилами авиационной безопасности, ведь нет никаких гарантий, что на самом деле находится в этой таре. Но мы предоставляем пассажирам воду на борту в необходимом количестве.
А алкоголь из Duty Free?
Распивать на борту алкоголь, принесенный из Duty Free, также запрещено, ведь его объемы могут быть совершенно разными — некоторые берут с собой в полет и по два литра алкогольных напитков.
Что будет, если кто-то захочет покурить в туалете на борту летящего самолета?
В первую очередь, мы должны идентифицировать пассажира и место, куда он выбросил окурок. Если он выбросил его в туалетной комнате в мусорный бак, то может сработать огнетушитель, установленный в этой зоне, или же мы можем залить окурок водой. За такие действия предусмотрены штрафы.
Читайте также: Две полосы, 927 гектаров и 15 млн пассажиров. Как устроен аэропорт Борисполь — большой репортаж
Что делать, чтобы во время полета не закладывало уши?
Я обычно беру с собой в рейс яблоко или жвачку. Можно попить воды. Важно, чтобы челюсти максимально открывались и двигались — это облегчит полет.
Если у вас проблемы со здоровьем, например заложен нос или есть насморк, обязательно возьмите с собой капли — перед вылетом необходимо закапать нос, это улучшит ваше состояние.
Как реагируете, когда пассажиры хлопают во время посадки?
На самом деле, сейчас такое случается в основном только на чартерных рейсах. На других — уже почти нет.
Самое правильное время для аплодисментов — это когда самолет уже вырулил на место стоянки и отключилось табло «Пристегнуть ремни». Тогда есть шанс, что пилот это услышит.