Философия бизнеса сегодня: нужно нечто большее, чем предприимчивость
Современному бизнесмену, стартаперу, топ-менеджеру и просто человеку, который хочет воплотить свою идею (а в идеале еще и заработать на этом), нужно нечто большее, чем бизнес-навыки и понимание рынка.
В современном мире с его бешенным темпом многие бизнес-решения принимаются по принципу «действуй сейчас — думай потом». Иногда это помогает, но в большинстве случаев рано или поздно приводит к кризису. Времена, когда предпринимательская изворотливость и ушлость решали успех дела, остались если не в 90-х, то точно в 2000-х.
Человек, словно пантера, бежит за успехом и достижениями. Но почему мы бежим так быстро, а остаемся на месте? Может, не туда бежим? Или, может, стали не в тот марафонский забег? В потоке решений, конкуренции, оглядок на более «успешных» мира сего часто даже не возникает мысли остановиться и критически оценить ситуацию.
Многие остаются заложниками своих привычек, целей и стремлений, напоминая могущественных слонов, выращенных на слоновьих фермах. С детства их привязывали веревкой к дереву, не давая уйти в лес. Когда животные вырастают, то даже не осознают своей свободы и возможностей из-за привычки быть на привязи убеждений.
Выход за рамки
Рабское мировоззрение было присуще и людям, которых сковывали цепями. Сейчас цепи сменили костюмы с галстуками, за которыми прячутся те, кто не умеет мыслить шире позволенного. Для достижения серьезных бизнес-целей важно выйти за рамки существующих возможностей. Если что-то не получается, значит, есть какой-то ограничитель, не позволяющий взять нужную планку.
Я бы мог дать перечень этих «преград», но особенность в том, что у каждого есть свой ограничитель возможностей и не один. И здесь необходимо изучить себя, свои взгляды на мир, образ мышления, тактику принятия решений и даже то, как вы делаете выбор между двух зол. Чтобы выйти за рамки, нужно сначала их осознать, почувствовать и четко очертить.
Почему нестандартные, из ряда вон выходящие идеи по расширению бизнеса или маркетинговым инструментам его продвижения срабатывают в одних компаниях и абсолютно нерабочие в других? Ответ прост — нестандартный подход, даже при всей своей внешней необычности, не всегда является таковым для конкретного бизнеса. Применяя ту или иную концепцию, предприниматель должен четко понимать: это решение «выходит за рамки» или просто дань моде, безысходности, слепой борьбе с конкуренцией.
Почувствовать эту грань можно, только определив, как устроена ваша собственная бизнес-система, в чем ее основной функционал. Представьте, что бизнес — это автомобиль. В нем есть много функций. Обо всех ли вы знаете? Все ли испытали в действии? Элементарно — слушали ли музыку в салоне на полной громкости или только на силе звука, комфортной для ежедневной езды в городе? Знаете ли вы, что на каждом двигателе стоит ограничитель скорости и что его можно снять?
Бизнес, как и автомобиль, может отлично работать в режиме заводских настроек, но, как и любая другая система, его огромный функционал открывается, если позволить себе выйти за свои собственные рамки.
Философия денег: смелость, ум, мудрость
Любые перемены, а изменение парадигмы ведения бизнеса тем более, сопряжено со страхом. Пословица гласит: смелый не тот, кто не боится, смелый — тот, кто боится, но все равно делает.
Деньги любят смелость, но человек по своей сути труслив. Он боится потерять заработанное и тем самым может застрять в своих рамках дозволенного. Отсутствие развития бизнеса равно его разрушению. Обратная сторона этой медали — «смельчаки», которые инвестируют щедро, часто, авантюрно. Но между рискованностью и смелостью есть большая разница.
Риск в бизнесе — это смелость с умом. На самом деле деньгами управляет ум, но современный человек не хочет учится. Он перенасыщен информацией, которую получает отовсюду и на разные темы. Есть иллюзия, что мы все знаем априори, синтезируем специальные знания из общих. Но это не так.
На фоне образовательной вседозволенности, проектов, выстреливших в руках создателей-самоучек, кажется, что для успеха достаточно желания, упорства и счастливой случайности. Да, успешным может быть каждый, но не стоит забывать тот факт, что многие достигшие вершин затем снова садились за парту, ведь и для развития бизнеса, и для управления им нужны знания.
Чем больше узкопрофильной информации вы получаете, тем больше в вашем мозгу и сознании процессов, сосредоточенных на достижении целей, которые вы перед собой ставите. Отличная практика — отключать потребление знаний ото всех органов чувств, оставляя только один источник. Например, слушать аудиокнигу о развитии лидерских качеств не во время вождения автомобиля, а в тишине, в удобном положении, с закрытыми глазами. Мозг совершенно по-другому воспримет эту информацию, и вы удивитесь, каким образом в нужный момент он трансформирует ее в энергию денег.
Собственно, чтобы заработать деньги, нужна смелость. Ум помогает сохранить их, а мудрость — приумножить. Это должно стать девизом современного бизнесмена, основой его философии и подходов к принятию решений во всех сферах.
Сквозь тернии к успеху
Как писал Хорхе Луис Борхес, если бы я мог прожить жизнь еще раз, я бы постарался чаще ошибаться. Мы так устроены, что негативные события учат нас и развивают сильнее, чем позитивные. Сегодня уже никого не вдохновляют истории успешного успеха. В своем развитии человек пришел к осознанию того факта, что трудности — это дорожный указатель правильного пути, и, если не трудно, значит, идешь куда-то не туда.
В этом ключе хочу вас порадовать или огорчить, но современные высказывания о том, что дело должно приносить счастье, спокойствие и чувство умиротворенности — это выдумки для неготовых к ответственности за свои действия людей.
А реальность такова, что любой бизнес-процесс, особенно если ваши цели амбициозные, — это поле боя в первую очередь со своими внутренними препятствиями. Входя в большой бизнес, важно понимать, что это испытание на выживание, и здесь, как в джунглях, — побеждает сильнейший. Главное правило, которым следует вооружиться в этом бою: если у вас все хорошо и нет проблем, то знайте — у вас очень серьезные проблемы!!!
Преодолевать трудности нужно через их принятие, а не отрицание. Первый шаг навстречу решению проблемы — это ее осознание. Внутреннее спокойствие лидера здесь играет огромную роль. Хаос действий, поиски виноватых, безысходные попытки быстро вырулить из ситуации крайне редко помогают. Победитель этой битвы — всегда стратег, признающий проблему и мыслящий на несколько шагов вперед. И устоит, дойдет до конца только тот, кто готов к трудностям, понимает, что их не избежать, и мотивирован сильными внутренними приоритетами.
В основе философии современного бизнеса лежит аксиома, что ВСЕ происходящее, — источник перемен и точек роста. Возможности не появляются сами по себе — мы создаем их, выходя за рамки, развивая свои навыки обращения с финансовыми потоками, сотрудничая с проблемами. Как видим, качество бизнеса определяют не просто экономические или управленческие составляющие. Это нечто большее, но также подвластное человеку!
Автор: Октай Алиев, бизнесмен, кандидат педагогических наук