Рынок топлива. У кого покупают и как проверяют топливо АЗК
По подсчетам экспертов около 20% рынка топлива в Украине находится в «тени», из-за чего бюджет страны только за прошлый год недополучил около 20 миллиардов гривен.
Одна из схем, которая работает на этом рынке, но не имеет ничего общего с налогами — так называемый мини-нефтеперерабатывающий завод перерабатывает нефть и газовый конденсат, но почему-то на выходе получает не подакцизные бензин и дизтопливо, а безакцизные сольвенты и компоненты дизельного топлива. То есть в процессе меняется код товара и «производитель» за счет неуплаты налогов, акциза может сбывать его на автозаправочные станции в разы дешевле. Но недополучение налогов от 25 таких мини-НПЗ, а именно столько, по данным экспертов, работает сегодня в Украине — это лишь одна сторона теневого сектора. Другая, не менее проблемная, — качество этого топлива. К примеру, каждый пятый литр, который попадает в автомобили украинцев, имеет неустановленное происхождение и неизвестный состав. Это топливо вредит авто, экологии, и как следствие здоровью.
Несмотря на то, что правительство Украины пытается бороться с незаконной торговлей топливом, теневой рынок продолжает набирать обороты. Так, по подсчетам Нефтегазовой Ассоциации Украины, по итогам 2021 года бюджет недополучит от теневых схем уже 22 миллиарда гривен. Как в таких условиях работают легальные заправки, у кого покупают и как проверяют топливо, спрашиваем у операционного директора сети ОККО Елены Ворошило.
Елена Ворошило
операционный директор сети ОККО
— Как торговля незаконным топливом в Украине влияет на работу легального рынка?
— Нелегальные АЗС привлекают клиентов низкой стоимостью топлива. Но нужно понимать, за счет чего: продают нефтепродукты сомнительного качества по фиктивным чекам или вообще «мимо кассы», не платят налоги, в частности не платят акциз, не трудоустраивают официально людей на работу. Как следствие, они предлагают вроде бы выгодную цену. Но при этом у клиентов могут возникнуть проблемы с автомобилем. Да, за один раз этого может не случиться, но накопительный эффект никто не отменял. К тому же, государство недополучает миллиарды гривен налогов, мы же — качественные дороги, а стоит напомнить, что именно топливный акциз является основным наполнителем дорожного фонда. Конечно, страдают и сети АЗК, которые продают легальное качественное топливо.
Когда мы вкладываем 1,5−2 млн долларов США в заправочную станцию, то понимаем, что вкладываем в нормы, безопасность, комфорт наших клиентов. Они же, в свою очередь, ставят свои бочки за 25−30 тыс. долларов США, продают бодягу и имеют огромные доходы. В прошлом году с этим явлением немного начали бороться, но пока не прикроют мини-НПЗ, которые производят неучтенное топливо, все равно будут появляться мелкие и даже сетевые продавцы, которые будут этим топливом торговать, позарившись на нелегальную значительную выгоду.
— Какие, по вашему мнению, шаги еще должны быть предприняты правительством?
— Если мы говорим о нефтепродуктах, то, в первую очередь, необходимо прикрыть нелегальные мини-НПЗ, расследовать и обезвредить всю цепочку преступного бизнеса, начиная с первоисточника, а не только бороться с последствиями. Многие из нелегальных точек уже проверили и закрыли, но они снова открылись. На уровне государства должны быть приняты более жесткие и системные меры. Чтобы все участники рынка могли расти и развиваться в равных условиях, руководствуясь законом.
![](/media/d9d24e85d086475e9c9c8361a3d5b50c.jpg)
— Многие водители убеждены, что все топливо в Украине разливается, условно говоря, из одной бочки. Поэтому нет смысла платить дороже.
— Магической бочки не существует. Существуют добросовестные и недобросовестные поставщики и продавцы. Мы видим из года в год исследования экспертов, выводы фискальных органов, которые говорят, что сегодня 20% украинского рынка топлива находится в тени. То есть каждый пятый литр топлива неизвестного состава и происхождения. Поэтому это очень сомнительная экономия -покупать дешевый бензин неизвестного происхождения и надеяться, что это не навредит автомобилю, экологии, и, как следствие здоровью каждого из нас. Здесь можно провести аналогию со здоровым образом жизни и правильным питанием. Когда мы покупаем продукты, мы обращаем внимание на производителя, срок годности, ингредиенты. Почему? Потому что мы заботимся о своем здоровье. Так же и с топливом для авто — некачественный продукт вредит не только топливной системе, но и, учитывая химический состав, наносит существенный вред здоровью людей.
— Но почему автомобилист должен быть уверен, что на ОККО он получит качественное топливо?
— Во-первых, на протяжении всего существования компании — а это более 20 лет — мы инвестируем миллионы долларов в нашу внутреннюю систему контроля качества. И постоянно ее совершенствуем. За качеством топлива в сети ОККО следит 13 стационарных лабораторий, 4 мобильных, а также 2 лаборатории по контролю качества сжиженного газа. В прошлом году мы открыли новую лабораторию в Херсоне, чтобы можно было принимать и проверять партии нефтепродуктов, поступающих в Украину морем. В позапрошлом году обустроили две суперсовременные лаборатории во Львовской и Киевской областях для контроля качества сжиженного газа. В 2021 году планируем расширить парк мобильных лабораторий и ввести в эксплуатацию новые, с расширенным функционалом. Они будут контролировать не только качество бензинов и дизтоплива, но и качество сжиженного газа непосредственно на АЗК.
Второй момент — проверенные годами поставщики. У нас два ключевых партнера — это польский концерн Orlen, владеющий нефтеперерабатывающими мощностями в Польше и Литве, и Мозырский НПЗ (Беларусь). Мы сотрудничаем с ними уже около 20 лет, это современные высокотехнологичные заводы. Значительные объемы изготовленных нефтепродуктов они продают на рынки ЕС. И клиенты сети ОККО получают такое же топливо.
— Каким образом вы проверяете качество нефтепродуктов, которые закупаете?
— Топливо от поставщика, которое приходит к нам, до слива в резервуары нефтебазы проверяет лаборатория. Получив подтверждение, что оно соответствует стандартам, — сливаем в резервуар. Второй этап — при хранении мы периодически отбираем пробы и проводим анализ. Дальше — отбираем пробы перед тем, как заливаем топливо в бензовоз, который везет его на АЗК. Нефтепродукт опять анализируют, выдают паспорт качества, который едет и остается на заправке в уголке потребителя. Но и на этом этапе контроль не заканчивается. Мобильные лаборатории, о которых я уже говорила, постоянно курсируют по Украине и проводят проверки непосредственно на АЗК сети.
![](/media/bc73181f320f4295b89de239b972a716.jpg)
— Бывают случаи, когда ваши лаборатории все же выявляют бракованное топливо? И что тогда вы делаете?
— Такие случаи сведены к минимуму. Поступление некачественного топлива практически исключено. Поставщики знают, что у нас контроль «на входе» очень строгий и при малейших отклонениях топливо не принимается. Например, в 2020 году наши лаборатории отобрали почти 32 тысячи проб, в том числе проводили внеплановые проверки. За все это время не было зафиксировано ни одного случая поставки некачественного топлива.
— Допустим, компания заботится о качестве своего топлива, но может же быть нечестный персонал на заправках, который «бодяжит» уже на месте, ради собственной выгоды, обманывая и вас, и клиентов?
— У нас это технически невозможно сделать, чтобы не заметили. Все колонки опломбированы государственным органом стандартизации. Кроме того, на колонках и резервуарах установлены дополнительные номерные и свинцовые пломбы. Во всех резервуарах установлены измерительные приборы, которые контролируются централизованно. То есть мы видим движение топлива на АЗК в режиме реального времени. К тому же, на АЗК работает видеонаблюдение. Качество топлива на заправках регулярно проверяют мобильные лаборатории. Бензовозы, выезжая с нефтебазы, также запечатываются номерными пломбами службой безопасности нефтебазы с фиксацией номеров пломб в сопроводительных документах. Кроме того, они обязаны ехать по четко прописанным маршрутам и оборудованы GPS-навигаторами. Движение автомобиля по маршруту централизованно контролируется. Соответственно мы легко можем заметить любое отклонение от маршрута или внеплановую остановку.
В конце концов, все наши сотрудники понимают, что для компании чрезвычайно важна репутация и качество топлива. В этом мы бескомпромиссны. Поэтому какой смысл рисковать своей работой, хорошим именем или даже уголовной ответственностью, если у нас можно заработать достойные деньги своим трудом. Ведь мы не только выплачиваем заработную плату исключительно официально, но и создаем для коллективов АЗК такие условия, что чем лучше они работают, тем большее вознаграждение получают. Кроме того, мы предлагаем карьерный рост лучшим работникам. У нас есть специальная программа подготовки внутреннего кадрового резерва — «Карьерный лифт». Оператор после такой подготовки может стать руководителем заправки или нескольких заправок.
![](/media/7706e50152f94c78b323394d6e0a2918.jpg)
— И много у вас таких случаев?
— 185 только с момента внедрения программы. Столько наших сотрудников уже успешно прошли обучение по программе «Карьерный лифт» и получили повышение. За 9 волн кадрового резерва отбор и обучение прошли 337 человек, из них 55% стали менеджерами, остальные или зачислены в резерв или переведены на должности администратора, инструктора.
Сейчас у нас стартовал уже десятый набор. Причем речь идет не только о внутреннем резерве на должность руководителя заправки. Карьерный путь может продолжаться. Практически все наши супервайзеры сначала были успешными менеджерами АЗК. Большинство наших нынешних региональных директоров тоже начинали операторами или менеджерами на заправке. Впрочем, и о себе могу сказать тоже самое, ведь 20 лет назад начинала работать в компании именно на должности оператора АЗК. Мой пример — свидетельство того, что наша компания уже более 20 лет дает всем честным и успешным сотрудникам все возможности для развития и самореализации.
— Если клиент все же хочет самостоятельно проверить соответствует ли топливо нормативам, он может это сделать?
— Конечно может. Это абсолютно нормальная практика. Но только не у себя в гараже. Все кустарные методы с испарением, кипячением, принюхиванием — это профанация процедуры проверки. И бензин, и дизтопливо — это сложные химические соединения, состав и свойства которых точно определить можно только лабораторным путем.
Для начала, чтобы убедиться в происхождении топлива, и я всегда рекомендую это водителям, -спросите на АЗК паспорт качества, который выдается при загрузке бензовоза на нефтебазе. У нас, например, эти документы можно найти в свободном доступе в уголке потребителя. Открыли, прошлись по основным показателям, посмотрели на страну-поставщика. Наши лаборатории проверяют топливо по более чем 15 параметрам.
Например, не все, даже опытные водители знают, почему важнейшим показателем для бензинов является октановое число. Несоответствие по этому показателю вызывает неравномерное (ускоренное или неполное) сгорание, снижение мощности двигателя и его ускоренный выход из строя из-за износа. Содержание серы — тоже важный показатель. Ее переизбыток — это одно из свидетельств кустарного производства топлива (прим. ред. — Стандарт Евро-5 предусматривает содержание серы в бензине не более 10 мг/кг). Если серы в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок. Или бензол — его в бензине должно быть как можно меньше, ведь увеличение количества прямо влияет на уменьшение ресурса двигателя. Норматив — не более 1%.
Если клиенту паспорта качества на партию топлива недостаточно, если у него есть желание дополнительно его проверить, он может обратиться на горячую линию или к менеджеру АЗК. И здесь может быть несколько вариантов: пригласить на АЗК мобильную лабораторию, которая сделает экспресс-тест для дополнительного определения всех ключевых составляющих топлива — процедура занимает не более 15 минут. Но надо понимать, что мобильная лаборатория, это не скорая помощь, машина может быть на выезде по своему внутреннему графику проверки.
И второй вариант — клиент может самостоятельно передать пробу на анализ в любую аккредитованную лабораторию. Ключевое слово — аккредитованную. Потому что «кустарная» лаборатория, то есть работающая без лицензии — это не про контроль. В таком случае менеджер в присутствии клиента отбирает три пробы, которые маркируются и подписываются: одна передается клиенту, одна — в нашу лабораторию и еще одна остается на АЗК для хранения, как арбитражная.
![](/media/b0e49cf88d704d71bf7f252bbd52d17f.jpg)
— Были ли у вас такие случаи — с отбором проб?
— Да. За более чем 20 лет работы на рынке у нас были разные обращения, по отбору проб в том числе. Для нас это возможность дополнительно проверить качество топлива и сохранить лояльность клиента. Мы считаем, что только максимально открытый процесс и нормальный диалог с клиентом может стать залогом доверия. Принципов открытости и ответственности в работе с клиентами мы придерживаемся уже более 20 лет. И это себя оправдывает.