Научить учителей: благотворительность помогает школам развивать детей через спорт
Сейчас и не каждый вспомнит, что «физкультура» — это сокращение от «физическая культура». А в украинских школах чаще это даже не «физкультура», а «физра» — не важнейший предмет, а его рудимент, перечеркивающий целый этап в развитии детей, оставляя невосполнимый пробел на будущее. Но винить никого не нужно — нужно брать и помогать меняться. Что и делает Международный благотворительный фонд Parimatch Foundation, запустив бесплатную программу для школьных учителей «Новая физическая культура» на образовательной онлайн-платформе Prometheus.
О программе «Новая физическая культура»
Спорт был и остается залогом развития человека, особенно ребенка. Но как же мало его сейчас в жизни детей… Как заинтересовать учеников школ спортом в компьютерную эру? Как правильно построить урок физкультуры? Почему это прежде всего коммуникация и психология, а уже потом соревнования? На эти и многие другие вопросы учителям физкультуры дает ответы «Новая физическая культура».
К созданию методической и практической частей программы подключились ведущие специалисты спортивных ассоциаций, учителя-практики и воспитатели чемпионов с многолетним опытом. Кому предназначена эта программа? Не только учителям физической культуры, но и родителям школьников, и всем неравнодушным к спорту. Но главный благополучатель здесь — конечно же, дети.
Особое внимание в программе — инклюзивности в физическом воспитании и прогрессии (изменений) по методике STEPS (Space — пространство, Task — Задача, Equipment — оборудование, People — люди, Speed — скорость).
Каков искомый результат? Полезные, интересные, инклюзивные и эффективные уроки физкультуры. Игры, через которые ребенок научится жизненно важным навыкам. Помощь преподавателям физического воспитания при внедрении популярных новых видов спорта в школьную программу — баскетбола, кроссфита, бега, степ-аэробики, чирлидинга и регби.
Катерина Белорусская
Президент международного благотворительного фонда Parimatch Foundation
«Потеря потенциала в детстве — одна из острейших современных проблем. Вовремя замеченный и раскрытый потенциал ребенка формирует его личность. Кем он хочет быть? Чем заниматься в жизни? Развивать его можно разными способами. И на мой взгляд, спорт — один из лучших инструментов для этого. Физические упражнения положительно влияют на здоровье ребенка, его психоэмоциональное состояние, успех в социальной жизни. Именно поэтому приоритетным направлением для нас является перезагрузка уроков физической культуры в школах. Наш курс дает учителю физической культуры весь необходимый инструментарий, который поможет сделать занятия интересными, полезными, инклюзивными и эффективными. Если вы готовы вместе с нами овладеть новыми навыками, присоединяйтесь, ведь только от нас зависит будущее наших детей!»
Программа «Новая физическая культура» — живая база данных, постоянно в развитии с учетом обратной связи от учителей, школ, детей и их родителей. Курсы регулярно пополняются, привлекая все новых экспертов и расширяя возможности для преподавателей физкультуры (а значит, и детей). Так, в дополнение к ранее созданным практическим курсам по бегу, кроссфиту, чирлидингу, степ-аэробике, баскетболу и регби, недавно вышел апдейт из трех новых модулей: «Футбол», «Настольный теннис», «Флорбол». Готовятся новые.
Подробнее о возникновении программы «Новая физическая культура», текущих результатах и новых модулях — в мини-интервью с Екатериной Сакевич, программным менеджером Parimatch Foundation.
Екатерина Сакевич
программный менеджер Parimatch Foundation.
— Как возникла идея программы?
— Мы с момента основания Фонда искали и ищем способы системно вовлекать детей в спорт, и в какой-то момент узнали, что с пятого класса в уроки физкультуры добавляются новые спортивные модули (до четырех за учебный год). Но по факту учителей этим новым видам спорта никто не обучает. Мы сразу поняли, что можем здесь очень сильно помочь, пошли к образовательным платформам — и в итоге нашли взаимопонимание с Prometheus.
— Насколько эти курсы востребованы?
— За четыре месяца на курсы программы зарегистрировалось 24 тыс. слушателей — это очень хороший результат. Кроме того, в среднем онлайн-курсы полностью проходят и получают сертификат около 15−20% от зарегистрированных слушателей, у нас же эта цифра — 50%! И это не единоразовый успех одного курса, программа все время пополняется новыми. И мы о них практически не говорим, учителя и родители сами делятся информацией. Сейчас в месяц 200−500 человек добавляются по каждому курсу, это в общей сложности 2−3 тыс. человек в месяц. Мы гордимся таким результатом.
И надо еще понимать украинские реалии. По закону учителя физкультуры раз в 2 года проходят аттестацию — подтверждая повышение квалификации подтверждающими сертификатам. И для этого есть и платные онлайн-курсы, и ВУЗы последипломного образования (опять же, не бесплатно). Но чаще всего там одни и те же профессора, которые уперлись в свой потолок, старая школа. Так что действительно прогрессивным учителям, которым не «для галочки» это нужно, «Новая физическая культура» — как глоток свежего воздуха.
Что еще интереснее, есть запрос на расширение программы. С нами выходят на связь городские методисты, курирующие учителей: они прошли на Prometheus курсы «Новой физической культуры», очень благодарны, но просят еще провести тренинги на местах, это очень нужно. Говорят, больше не к кому обратиться…
— Зачем учителю физкультуры, уже получив нужный сертификат, записываться на новые курсы?
— Я думаю, у настоящего учителя такой вопрос даже не возникает. Это же интересно, обновляет методологию, повышает квалификацию, расширяет кругозор и позволяет успевать за новыми поколениями детей. Если ты учитель, тебе это важно и нужно. Это в целом. А у кого-то есть и вполне конкретные запросы: например, прогрессивная администрация школы поставила задачу ввести инновацию в уроки физкультуры — и учитель ищет, что это может быть, чтобы детей заинтересовать, а у нас как раз «Флорбол» вышел, и его уже практикуют учителя в школах, кстати.
Вообще, в разнообразии дисциплин — главная ценность «Физкультуры», в отличие от определенной секции. Нужно дать детям попробовать разные стороны спорта, чтобы им было из чего выбирать, чтобы интересно было, ведь все дети такие разные.
К тому же, у каждого курса есть свои методологические находки, которые применимы в целом. Например, во «Флорболе» особое внимание уделено возрастным потребностями детей, в «Футболе» — ментальной тренировке, но это же можно применять в любом виде спорта.
— Какой курс самый популярный?
— С большим отрывом это наш самый первый, вводный курс «Новая физическая культура», где даются инклюзия, основы коммуникации, социализация детей. Потому что и широкая, и животрепещущая тема. 14 тысяч регистраций! Мы предполагали — и видим теперь по этим цифрам, какой пробел в методологии и знаниях был в этом направлении, какой существовал запрос.
— Расскажите о новых модулях. Что добавили в программу в мае 2021, что еще планируете?
— По дисциплинам мы добавили в мае «Футбол», «Настольный теннис» и «Флорбол». Планируем сделать большой инклюзивный курс физкультуры, практический, с разными специалистами по нозологиям, их опытом. Уже нашли часть экспертов, часть еще ищем. Потому что основная проблема — в практиках, у учителей нет такого опыта.
— Какие задачи программа ставит на будущее?
— Главная задача на этот год — оценка эффективности программы. Количество участников мы видим, а насколько они эти знания применяют — это мы будем замерять. Потому что, вероятно, есть и такие, кто ради сертификата проходит курсы. Хотя мы предполагаем хотя бы по просмотрам видео, которые являются не обязательными для получения сертификата, кто действительно пришел за знаниями. Также ценный показатель, который нас очень радует — те, кто после получения сертификата, узнав о новых курсах программы, прошел и их.
Итак, «Новая физическая культура» все еще набирает обороты и влияние, появляются и готовятся новые модули, курсы прошли уже многие учителя по всей Украине. Каковы же их впечатления от программы, что уже внедрили на практике, и какие первые результаты?
Дмитрий Горба
учитель физкультуры, г. Днепр
«Для меня стало открытием, как раскрыт вопрос женского спорта, на примере того же футбола. Потому что, как оказалось, и правда есть девочки, которые хотят гонять мяч. После вводного курса я уже поправил принцип распределения детей в команды. Раньше делил симметрично: например, если играют команды 5 на 5, то четыре мальчика и одна девочка в каждой. Но стоит больше ориентироваться не на пол, а на силу, склонности, желание — и по факту это могут быть три девочки и два мальчика в одной из команд, например. Очень понравилась в курсе книга Алекса Фергюсона, легендарного тренера „Манчестер Юнайтед“. Там есть вещи, полезные не только тренерам, но и учителям физкультуры. Например, что у человека два глаза, два уха и один рот для того, чтобы мы слушали и наблюдали в два раза больше, чем говорим. Важно, что раскрыли тему инклюзии. Действительно, нужно задействовать всех детей с разными особенностями развития. Это принципиально новый уровень, чем раньше, когда таких детей направляли в специальные школы-интернаты.Курс сделан профессионально, полученные знания помогают мне на уроках».
Виталий Мушинский
учитель физической культуры Судилковского лицея, Хмельницкая область, с. Судилков
«Вы знали, что многие учителя преподают еще по программе 2001 года? Благо, ввели аттестацию — и теперь надо для повышения квалификации набирать каждый год 30 часов. Так что курс „Новая физическая культура“ на Prometheus является настоящей находкой. Там есть несколько практических модулей и регулярно добавляются новые. Можно задавать вопросы и вносить предложения, проходить в удобное время, фиксировать знания через прохождение тестов. Кроме того, курсы проводят действительно квалифицированные тренеры, люди, которые наиболее компетентны в данной сфере. При прохождении вводного курса я узнал ответы на многие вопросы, которые меня давно интересовали, да все руки не доходили. Понял, с чего начинать и как правильно построить урок. Хочу отметить, что новый курс нацелен на то, чтобы вовлечь в урок и заинтересовать каждого ребенка физической культурой, а не как раньше, на высокий результат. Во время занятий формируется взаимопонимание и ощущение поддержки.Меня особенно заинтересовал новый модуль „Флорбол“, поэтому с недавних пор в моей школе флорбол является альтернативой футболу. Ведь не всем нравится футбол — девушкам и ученикам младшей школы трудно играть и боязно мяча. А во флорбол с удовольствием играют все — начиная с первого класса. Причем в одной команде и ребята, и девчата. Благодаря флорболу мои уроки стали более интересными детям. Мы даже проводим эстафеты с элементами флорбола, а еще организуем соревнования между классами».
Анжела Сидорко
тренер по настольному теннису Львовской областной ДЮСШ
«Это большой и важный труд — помогать учителям физкультуры, давать им новые методы, дисциплины. Потому что помощь и правда нужна — детей сейчас не так и просто заинтересовать спортом… По телевизору не особо есть информация о каких-либо видах спорта, кроме футбола. У нас, когда начинаешь узнавать, кто чем занимается, то девочки отвечают: „Я танцую“, а парни — „Я в футбол играю“. И на этом виды спорта будто закончились. А ведь для детей существуют еще масса прекрасных дисциплин. Настольный теннис хорош уже тем, что малозатратен по инвентарю. И вообще, это интересный азартный вид спорта. Хорошо развивает реакцию, ловкость, координацию, зрение поддерживает полностью, потому что постоянно активно работают мышцы глаз. И еще такой неочевидный момент, как скорость мышления, принятия решений. Как и любой вид спорта, развивает дисциплинированность. Определенно стоит вводить настольный теннис в школьные программы — например, на месяц-два, как было, когда я училась. Так что этот курс для „Новой физической культуры“ очень интересен!».
Таким образом, программа уже пожинает первые плоды, собирая хорошую обратную связь. Безусловно, это только начало, и дальше будет больше. Больше — для украинских детей и их будущего. И за это большое спасибо.
Подробнее посмотреть учебную программу (и пройти курсы) можно на платформе Prometheus по ссылкам:
· Общий теоретический курс: «Новая физическая культура»
Новые практические модули:
Все практические модули:
Присоединяйтесь к «Новой физической культуре». Это действительно важная и современная часть развития детей. И обязательно делитесь информацией с вашими учителями физкультуры и коллегами. Уверены, дети будут вам благодарны!