Предупредить и предугадать. Уровень лабораторной диагностики в Украине можно сравнить с европейским
Новая эра лабораторной диагностики: про экспертизу в самых сложных исследованиях, вызовах нового времени и эффективном партнерстве в откровенном разговоре с Александром Дудиным, СЕО одного из лидеров лабораторной диагностики страны — Медицинской лаборатории CSD.
— CSD уже давно работает на рынке и заработала высокое доверие и репутацию в одной из самых сложных сфер лабораторной диагностики — патоморфологии. Мы слышали, что каждый третий случай выявления онкологического заболевания в Украине происходит в CSD. Чем вы руководствовались при выборе этого сложного направления деятельности?
— В нашей стране часто люди, которые сталкиваются с онкологией, попадают в круговорот сложных решений. Когда мы только начинали работать, еще в 2010-м году, многие украинцы ездили заграницу, чтобы получить экспертную диагностику и качественную медицинскую помощь. Сейчас же уровень украинской медицины вполне можно сравнить с европейским. И нам приятно осознавать, что мы также являемся одним из важных элементов при выборе тактики лечения онкологических заболеваний.
Что касается выбора нашего вектора деятельности, то он не был случайным. CSD изначально — патоморфологическая лаборатория. Про важность этого направления я знал с самого детства. Моя мама больше 10 лет проработала лаборантом гистологической лаборатории Института травматологии и ортопедии. Благодаря этому я всегда понимал, что патоморфологические исследования — основа диагностики самых сложных заболеваний. И когда появилась возможность связать свою жизнь с этим медицинским направлением, я без тени сомнения занялся ним.
— Вы везде говорите о точности. Да и слоган CSD звучит как «Точность ради жизни». Что это значит для вас?
— Точность в медицине — это один из важнейших элементов. Мы живем в то время, когда медицина уже вышла на достаточно высокий уровень. Сейчас она в состоянии бороться и побеждать даже самые сложные заболевания. А так как 70% медицинских решений принимается на основе лабораторных исследований, от качества нашей работы зависит здоровье миллионов людей. Поэтому для нас точность — не пустые слова. Это константа, на которой мы строим и развиваем свою деятельность.
Конечно, в 21 веке цифровых технологий и персонализированной медицины наибольшее значение приобретает индивидуальный подход и сервис. Поэтому точность ради жизни — это больше чем просто анализы! Это всесторонний сервис, поддержка наших клиентов и решение всех сопутствующих задач, связанных с получением точных знаний о состоянии здоровья.
— CSD позиционирует себя не просто как лаборатория, но и научно-образовательный центр. Это для Вас просто часть бизнеса или скорее зов сердца? Насколько это прибыльно и эффективно?
— Так сложилось, что мы были первопроходцами в частной патоморфологии в Украине. Многие процессы и подходы мы либо создавали сами, либо искали лучшие кейсы в международной практике.
Поскольку профильных специалистов было очень мало, одним из направлений нашей деятельности стали самостоятельный поиск, обучение и развитие команды, а также собственные научные работы и исследования.

И уже спустя 10 лет наши врачи презентуют свои научные работы на конференциях Академии патологии США и Канады (USCAP), которая является крупнейшей североамериканской организацией патологов. В целом CSD сделала большой вклад в развитие специальности «патоморфолог» в Украине.
Сейчас это направление выросло в Академию CSD, базу интернатуры двух медицинских высших учебных заведений Украины, программу стажировки Fellowship для молодых патологов, сотрудничество с шестью университетами в научных разработках, участие в международных клинических исследованиях.
В итоге могу с уверенностью сказать, что CSD — это не только лабораторная диагностика, это масштабный научно-исследовательский и образовательный центр.
И наша цель — не только давать больше знаний о здоровье нашим клиентам и врачам, но и вместе развивать будущее лабораторной диагностики Украины. Я уверен, что знания и экспертиза украинской лаборатории высоко ценятся далеко за пределами Украины. Ведь на сегодняшний день CSD — одна из крупнейших патоморфологических лабораторий Европы.
— Поделитесь инсайтами, чем обеспечивается такое доверие к экспертному мнению CSD со стороны врачей?
— CSD придает очень большое значение коммуникации с врачами. Мы внедряем новые уникальные исследования, чтобы лечащий врач мог узнать о состоянии пациента как можно больше информации. Используем современные технологии и лучший мировой опыт на основе доказательной медицины, чтобы обеспечить максимальную точность результатов всех исследований: от общего анализа крови до молекулярного профилирования опухоли. Повышаем экспертность наших специалистов в различных узких направлениях — дерматопатология, уропатология, патология мягких тканей, гинекология и т. д. По просьбам врачей мы организовываем консилиумы патологов и даже специально установили сканер для гистологических стекол. Это дает возможность получить второе мнение у наших международных коллег в любой точке мира.
Мы даем врачам возможность поставить точный диагноз и подобрать индивидуальное лечение. Мы стремимся работать в формате win-win. Когда лечащий врач — успешный и результативный, а наш клиент — здоров и успешно побеждает болезни.
— В прошлом году, имея более чем достаточную долю рынка в патоморфологии, почему CSD решила развиваться как лаборатория полного цикла?
— Откровенно говоря, я уже несколько лет слышал от коллег и партнеров вопрос. Когда уже CSD раскроет весь свой потенциал и предоставит полный спектр исследований с той же молекулярной точностью? И физически, и технически, и даже морально, мы уже давно были к этому готовы. К тому же внедрение новой медицинской реформы сподвигло нас к тому, чтобы развиваться дальше. Но, так сложилось, что открытие CSD как лаборатории полного цикла совпало с локдауном… Но это нас не остановила.
— Поделитесь опытом, насколько легко или сложно в условиях сжатых сроков, ресурсов и кризисных явлениях строить розничную сеть практически с нуля? Сколько планируется лабораторных офисов по всей Украине в ближайшие 3−5 лет?
— Опыт сложным не бывает. Любой опыт — это вызов, новые знания и навыки. Прежде всего, мы пересмотрели и расширили свою бизнес-модель новым направлением — построением розничной сети лабораторных офисов, в которых клиент может сдать широкий спектр анализов и исследований. Мы понимаем, что мир движется все быстрее, поэтому для динамичного развития сети мы вышли на рынок с предложением франшизы CSD.
В результате, за последние полгода мы открыли почти 25 лабораторных офисов.
В наших планах открыть до конца года до 60 лабораторных офисов, а в перспективе 3 лет — 200−250. Это позволит нам сделать точные лабораторные исследования доступными во всех областных и районных центрах для всех клиентов, которые хотят воспользоваться услугами частной лабораторной диагностики.
При этом мы и в дальнейшем планируем развивать и расширять услуги мобильной медсестры, с помощью которой наши диагностические возможности доступны там, где удобно клиенту.
— Что уникального вы предлагаете вашим партнерам франчайзи в рамках вашего сотрудничества?
— С точки зрения бизнес-процессов мы предлагаем, в первую очередь, точные результаты согласно лучшим мировым практикам. А также нашу репутацию и доверие со стороны рынка, прозрачные условия сотрудничества и наработанные стандарты качества и сервиса.
При этом наш опыт и экспертиза не мешают нам быть гибкими и лояльными. Мы прогрессивно смотрим на мир, постоянно учимся и развиваем свою модель и концепцию франшизы.
Мы разработали пошаговую инструкцию для каждого франчайзи. Это четкий и продуманный план запуска лабораторного офиса, который остается только воплотить в жизнь. Конечно, на всех этапах запуска мы помогаем нашим партнерам и держим руку на пульсе. В современном мире мы должны быть гибкими и оперативными. Поэтому, как говорила Алиса («Приключения Алисы в Стране чудес», Л. Кэрролл), если хочешь куда-то добежать, нужно бежать еще быстрее.
Эта фраза хорошо описывает темпы развития CSD. Такими же мы видим и наших партнеров. И я уверен, что вместе мы построим будущее лабораторной диагностики в Украине.
— Уже почти год вашего нового этапа развития. С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе развития сети?
— Самая большая трудность связана с подбором квалифицированного персонала. Но нам уже не в новинку обучать сотрудников. Для этого мы организовываем обучающие курсы и семинары, проводим адаптацию новых сотрудников и даже запустили обучение медсестер. Все для того, чтобы наши специалисты были лучшими!
Важно сказать, что медицинская лаборатория — это социально ответственная работа, ведь мы даем людям знания о состоянии их организма, а это первый шаг на пути к здоровью. Это то, ради чего мы расширяем нашу CSD family, — так мы называем нашу команду единомышленников!

— Последнее десятилетие медицинский рынок Украины достаточно интенсивно развивается. Это касается и развития сетей медицинских лабораторий. В Украине работают как местные, так и международные сети. Чем вы привлекаете ваших клиентов?
— Если вспомнить эволюцию развития рынка медицинской диагностики, то первой волной были анализы в государственных и коммунальных поликлиниках. Потом на рынок вышли частные медицинские лаборатории. Они сделали революцию 15 лет назад…
Но время идет. Люди меняются — и меняются их потребности. Сегодня они хотят получать другой клиентский опыт. Для большинства людей процесс сдачи анализов — не самое приятное занятие. Обычно поход в медицинскую лабораторию сопровождается страхами, для каждого — своими. И часто людям приходится оставаться с этими страхами наедине. Конечно, они хотят, чтобы в этот момент тревоги и неизвестности кто-то был рядом. Теперь так и будет.
Наша уникальность — в индивидуальном подходе. Повторюсь, точность результатов исследований — это главная идеология, которой мы следуем. При этом мы понимаем, что сейчас клиент хочет большего: комфортной сдачи анализов, удобного получения результатов, персонального отношения и заботы. И все это есть в CSD!
— А что самое главное для клиента, зачем он идет в лабораторию в целом, и к вам в частности?
— Наши клиенты — это люди, которые нам небезразличны. Поэтому наш клиент обращается в CSD за точными знаниями о себе, чтобы быть здоровым, сейчас, а не бороться с болезнью потом. Для этого мы ему напомним про необходимость профилактического чек-апа и разработаем оптимальный вариант обследования.
Для прекрасной половины наших клиентов мы предлагаем эффективные методы скрининга и сохранения здоровья: классический ПАП-тест (делаем больше 150 000 тестов в год) и определение наиболее клинически значимых генотипов вируса папилломы человека (ВПЧ) высокого канцерогенного риска.
В сфере планирования семьи мы предлагаем и популяризируем инновационные пренатальные скрининги, которые помогают оценить генетические риски развития сложных заболеваний и аномалий у будущего ребенка. CSD является официальным представителем в Украине компании Naterа, которая разработала ведущий во всем мире неинвазивный пренатальный тест Panorama.
Если это онкологический случай, мы не просто проведем исследование новообразования, но и ответим на самые важные вопросы. Нужна ли химио-таргетная терапия, насколько будет эффективна иммунная терапия, как организм реагирует на лечение, есть ли вероятность рецидива. На основании уникальных методов мы дадим основу для определения персонализированной терапии.
И этот список можно продолжать бесконечно. Главная наша задача исследовать и рассказать нашим клиентам об их здоровье и окружить их вниманием и заботой, чтобы им легче и комфортнее было преодолеть болезнь. Ведь здоровье — это счастье и успех каждого из нас.
— И финальный вопрос, в чем ваша уникальность или отличие от других лабораторий? В чем ваша Big idea?
— Дать больше, чем от нас ожидают. Предупредить и предугадать, а не исправлять последствия. Если есть последствия — посмотреть на ситуацию со всех сторон, получить максимально экспертную картину для наиболее эффективного медицинского решения. Поэтому CSD — это не просто анализы, это комфортная и успешная дорога к здоровью, рука об руку с клиентом.