Главный по медицине. Первое интервью НВ с Виктором Ляшко в должности министра здравоохранения Украины
20 мая Министерство здравоохранения Украины получило нового руководителя — в прошлом главного санитарного врача страны Виктора Ляшко, который сменил на этом посту Максима Степанова.
В первом после избрания главой Минздрава интервью НВ Ляшко рассказывает о ходе коронавирусной эпидемии в Украине; называет количество вакцин, которое государство будет иметь до конца июня; и отказывается дать оценку своему предшественнику.
— О чем свидетельствует динамика заболеваемости коронавирусом, которую вы сейчас отслеживаете в Украине?
— О прогнозированном нами спаде заболеваемости в летние месяцы. Эта динамика характерна как для Украины, так и для большинства стран мира. Сейчас эпицентр, который был в Индии в предыдущие месяцы, в частности в апреле-мае, перемещается в страны Южной Америки: «горят» Бразилия и Аргентина, а в других странах отмечается стабилизация.
Украина, как и большинство европейских стран, имеет в летний период значительное снижение заболеваемости. Мы прогнозируем, если не будет никаких дополнительных мутаций коронавируса, что в летний период у нас продолжится стабилизация уровня заболеваемости с потенциальным ростом в осенне-зимний период.
— Всемирная организация здравоохранения просит не расслабляться и предполагает, что осенью снова возможен определенный всплеск заболеваемости. Его связывают в том числе с ослаблением карантинных мероприятий во многих странах Европы. Украина, как вы сказали, здесь не исключение — прогнозируем ли мы последствия такого послабления?
— Нельзя при снижении заболеваемости держать те жесткие карантинные ограничения, которые внедряются при значительном росте количества случаев и госпитализированных. Мы всегда транслировали, как и большинство стран, такую позицию, что должен быть баланс между влиянием карантина на экономику и предотвращением коллапса системы здравоохранения.
При том количестве заболевших и госпитализированных в Украине держать жесткие карантинные ограничения — это будет несправедливо с точки зрения восстановления экономического потенциала нашей страны. Мы сейчас имеем около семи тысяч человек, которые находятся на койках в наших учреждениях здравоохранения, это больные COVID-19 и с подозрением на коронавирусную болезнь. С таким количеством больных наша система здравоохранения справляется без каких-либо сверхусилий и сверхнагрузок.
— Какова сегодня ситуация с новыми мутациями коронавируса, вы их фиксируете?
— Мутаций коронавируса уже более 12 000, но из них только четыре вызвали озабоченность, в частности индийская мутация, которая может привести к значительной вспышке болезни; южноафриканская мутация, британская и бразильская.
Вакцины действенны ко всем штаммам, и если у нас будет продолжаться и наращиваться массовая вакцинация, то, в принципе, мы можем предотвратить повторение прошлого осенне-зимнего периода, который мы пережили с коронавирусом.
Все мутации отслеживают, секвенирование осуществляется, в частности, в Украине; мы передаем свою информацию в общую базу генома коронавируса, после чего все мировые эксперты сравнивают и отслеживают, как какая мутация влияет на передачу, тяжесть течения заболевания, возможно, возрастные особенности.
— Какое количество вакцин сейчас уже есть в Украине?
— В июне со всеми поставками будет 3,9 миллиона доз вакцины. В Украине сейчас используются все вакцины, которые утверждены Всемирной организацией здравоохранения: Pfizer, AstraZeneca и CoronaVac.
— Украинский сертификат о получении прививки позволит путешествовать в страны Европейского союза?
— Есть международный сертификат о проведении вакцинации, который выдается после проведения полного цикла прививок вакцинами, признанными Всемирной организацией здравоохранения.
Все вакцины, которые используются в Украине, признаны, и мы вправе выдавать международный сертификат о проведении вакцинации, который должен признаваться странами при пересечении государственной границы.
Иностранцы, прибывающие на территорию Украины, могут предъявить данные о проведении вакцинации в виде международного сертификата, и мы их пропускаем на территорию нашего государства без ПЦР-тестирования и дополнительной самоизоляции или карантина на 14 дней.
— Здесь важно, чтобы и они нас пропускали.
— И они нас должны пропускать. Но вопрос в том, что Евросоюз принял свое решение, международный сертификат — это хорошо, но есть и электронный сертификат, для того чтобы предотвратить подделки.

— То есть у них есть недоверие к сертификатам других стран?
— Недоверие есть, потому что все пережили ПЦР-тестирование и была достаточно большое количество поддельных данных лабораторных протоколов. Поэтому я недавно подписал и направил на согласование законодательную инициативу, которую хочу вынести на правительство, об усилении уголовной ответственности за подделку документов, удостоверяющих проведение прививок. Это касается не только коронавирусных сертификатов, но и всех других справок о проведении прививок.
— А это можно провести решением Кабинета министров?
— Нет, решение Кабинета министров должны одобрить и передать Верховной Раде Украины для утверждения, ведь это изменения в Уголовный кодекс.
— Центры массовой вакцинации открыты в Киеве, Одессе и Львове. Планируется расширение географии на другие областные центры?
— Это не только Киев, Одесса и Львов. На прошлых выходных у нас уже было 14 центров массовой вакцинации, на этих выходных будет больше 30. И этот темп будет только наращиваться.
— Почти политический вопрос: как будут осуществляться закупки вакцин, будете ли вы поддерживать практику закупки вакцин в обход медзакупок, как это было раньше?
Читайте также:

Лана Синичкина Как не убить международные закупки лекарств и пациентов вместе с ними
— С государственным предприятием Медицинские закупки Украины у нас сейчас налажено сотрудничество, мы определили для них приоритеты. В ближайшие дни мы заслушаем стратегию развития самого ГП Медзакупки Украины как централизованной организации для Министерства и всех учреждений здравоохранения. Когда мы говорим о вакцине против COVID-19, то правительством Украины было принято решение признать закупочной организацией международную фирму Crown Agency. И уже на этом этапе, когда заключены контракты и завершаются переговоры о еще некоторых вакцинах от нескольких производителей, целесообразности менять закупочную организацию относительно вакцин против COVID-19 я не вижу. Поскольку мы развиваем направление для ГП Медицинские закупки, у них есть чем заниматься в этом году. А продолжать закупки будет Crown Agency.
— А будет ли длиться конфликт между Министерством здравоохранения и государственными Медзакупками?
— Сейчас никакого конфликта нет — есть полное сотрудничество. В ближайшее время мы анонсируем брифинг о ситуации с закупками в сфере здравоохранения совместно с директором государственного предприятия Медицинские закупки Украины.
— Если говорить о массовой вакцинации, то подпадают ли под нее люди в возрасте до 18 лет?
— Пока только лица старше 18 лет, поскольку в инструкциях всех производителей вакцин, которые сегодня у нас зарегистрированы, написано, что вакцина проходила клинические исследования на эффективность и безопасность среди людей старше 18 лет. Я знаю, что сейчас уже завершились определенные клинические исследования, и говорят и о 15-ти, и о 12 годах и старше, но пока Украина пользуется имеющимися регистрационными материалами. Однако потенциально мы понимаем, что возрастная группа будет расширена и подростков мы также будем вакцинировать.
— Находится ли на повестке дня вопрос о ежесезонной вакцинации от COVID-19?
— Мы готовимся к этому и параллельно ведем ряд переговоров о подписании контрактов на поставку вакцин в 2022-2023 годах. Мы обратились к Национальной технической группе экспертов Украины, которая работает вместе с мировым сообществом (это независимая группа экспертов, не подчиненная Министерству здравоохранения) и отслеживает позицию по всем клиническим исследованиям, научным данным о продолжительности поствакцинального иммунитета к коронавирусной болезни. Как только будут четкие подтверждения и понимание, что иммунитет длится год-два, с этого и будет исходить стратегия Министерства здравоохранения по ежегодной вакцинации и периоду, когда лучше вакцинироваться.

— Что вам известно о ситуации по биобезопасности страны? Мне приходилось слышать от ученых, что, к сожалению, к ним не прислушивается политическое руководство, например Совет национальной безопасности и обороны Украины.
— Сейчас по нашей просьбе в институте, который возглавляет Михаил Арсентьевич Тукало, доделывают комплексную полисистему для проведения исследований и диф-диагностики, с помощью которой можно выявлять не только коронавирус, но и еще пять инфекционных болезней, среди которых грипп А и грипп В. Сегодня они выходят на семь таких заболеваний. Как только система пройдет их апробацию и сможет выйти в промышленное производство, мы готовы закупить ее для наших дозорных центров по гриппу и гриппоподобным заболеваниям.
— Какова вообще у нас ситуация в медицине и чего ожидать от второго этапа медицинской реформы?
— Реформа уже состоялась. Сегодня для меня ключевая задача — стабилизировать этот процесс, чтобы после реформы нас не бросало то вниз, то вверх. Стабилизация процесса должна вывести нас на новый уровень, сформировать программу медицинской гарантии, которая покрывает базовый уровень медицинской помощи для всех, кто нуждается в Украине.
Второе ключевое направление: по предварительным оценкам, у нас примерно 90 млрд гривен — это средства, которые имеют оборот в системе здравоохранения и не покрываются программой медицинских гарантий. Около 60 млрд гривен — это средства, которые люди заносят в аптечные учреждения; из них львиная доля для того, чтобы покрыть лечение хронических болезней на амбулаторном этапе. То есть, когда человек госпитализируется в больницу, то программа медицинских гарантий по закону должна полностью покрыть весь пакет лечения. Фактически он не защищена от медикаментозных рисков, поскольку врачебная помощь предоставляется семейным врачом; может быть консультация узкого специалиста, но если назначенные лекарственные препараты не входят в программу Доступные лекарства, то это требует расходования средств семьи, чтобы вылечить болезнь.
— Вам известно, формируется ли бюджет на следующий год и сколько денег в нем будет заложено на медицину?
Читайте также:

Олег Рыбачук Меняю МВФ на МММ? Как Украине справиться с дефицитом бюджета
— Мы совместно с Национальной службой здоровья Украины сейчас идем путем переговоров с Министерством финансов. Буквально в первую неделю после моего назначения я встречался с министром финансов и его профильными заместителями, и мы проговаривали этапы развития финансирования системы здравоохранения.
Мы знаем минимум, который нам нужен в программе медицинских гарантий, для того чтобы мы могли стабилизировать ситуацию и обеспечить выполнение обязательств. Наша цель — достичь 6% от ВВП для финансирования исключительно программы медицинских гарантий. В дополнение у нас есть централизованные закупки; учреждения здравоохранения, которые не предоставляют специализированную медицинскую помощь, но крайне важны для системы здравоохранения.
6% от ВВП — это потенциальный рост заработных плат для медицинских работников, поскольку будут взвешены, обоснованные тарифы на медицинскую услугу, которая позволит нам сделать надлежащий уровень оплаты труда.
— После вашего избрания министром здравоохранения мы встречаемся впервые, — скажите, что вы думаете о своем предшественнике Максиме Степанове? Справедливо его отправили в отставку?
— Я не хочу давать оценку, а хочу поблагодарить всех, кто критикует намерения, но оценивает по результатам деятельности. Мне были поставлены задачи как во время выдвижения моей кандидатуры на заседании фракции Слуга народа, сейчас я также сформировал для себя цели, которых я хочу достичь в течение первых ста дней на должности.
Мы готовы выходить на новый уровень деятельности Министерства здравоохранения, и для меня есть три ключевых постулата: открытость, ответственность и вакцинация. Последняя является приоритетом. Надо вакцинировать людей против коронавирусной болезни, чтобы предотвратить вспышки и кризисное реагирование на COVID-19. А это уже позволит целенаправленно работать над усовершенствованием деятельности медицинской системы.
Главное для меня — пациентоориентированная система: уменьшить бюрократию, улучшить условия труда врачей, увеличить заработную плату. И тогда треугольничек «пациент-врач-администрация заведения» будет четко работать. Первый шаг уже сделан: мы запустили электронные больничные, которые уменьшают бюрократию и общение по проблемным вопросам, которые не касаются физического состояния и состояния здоровья.