Могут ли отменить призыв с 2024 года? Какие изменения для перехода на профессиональную армию предложил Зеленский — разбор резонансного указа
Выступая в парламенте 1 февраля, президент Владимир Зеленский заявил о возможности отмены призыва в армию с 2024 года и подписал указ, которым поручил разработать соответствующий законопроект.
Эта инициатива - лишь часть новых предложений Зеленского по реформированию ВСУ, для воплощения которых понадобится немало времени, законодательных усилий и соответствующего уровня финансирования.
НВ попытался разобраться в деталях резонансного указа Зеленского, а также обобщить видение Минобороны и мнения экспертов о президентских инициативах.
Что предлагает Зеленский, действительно ли отменят призыв в армию - и когда?
1 февраля 2022 года, выступая в Верховной Раде по случаю открытия новой сессии парламента, Владимир Зеленский прямо в сессионном зале подписал указ №36/2022 О первоочередных мерах по укреплению обороноспособности государства, повышению привлекательности военной службы в Вооруженных Силах Украины и постепенному переходу к основам профессиональной армии.
«Этот указ – старт перехода Украины на профессиональную армию. Этот указ не потому, что "скоро война". Это я говорю всем. Этот указ для того, чтобы скоро и дальше был мир - мир в Украине», - прокомментировал подписание документа Зеленский.
Текст указа был впоследствии обнародован на официальном сайте президента Украины. Хотя документ вступил в силу со дня его опубликования, мгновенной отмены призыва или же других быстрых изменений он не предусматривает. Фактически указ является распоряжением Зеленского, которое адресовано Кабмину в целом и Министерству обороны в частности - относительно того, какие меры необходимы для усиления обороноспособности Украины и развития профессиональной армии в ближайшие годы.
Среди таких мер в указе значатся:
- поэтапное увеличение численности ВСУ на 100 000 человек (в период с 2022 по 2025 год) и создание дополнительных 20 бригад ВСУ — «для повышения оборонных способностей государства»;
- постепенное повышение денежного обеспечения военнослужащих ВСУ уже в 2022 году (для чего необходимо утвердить изменения в бюджет);
- идея о прекращении призыва граждан Украины на срочную военную службу с 1 января 2024 года и введение вместо этого «модели интенсивной системы военной подготовки как возможной альтернативной формы прохождения срочной службы»;
- концепция обеспечения жильем военнослужащих ВСУ и членов их семей, которая бы предусматривала специальную «жилищную» накопительную программу для военнослужащих и ветеранов;
- прозрачная система карьерного роста военнослужащих ВСУ, построенная на рейтинговой оценке.
Для воплощения этих и других инициатив, прописанных в указе Зеленского, необходимо совершить еще немало шагов: так, Кабмин должен разработать и подать в Раду ряд соответствующих законопроектов, а затем надеяться на их утверждение в парламенте.
Министерству обороны Украины поручено разработать концепцию постепенного перехода к формированию ВСУ на профессиональной основе (без призыва, только контрактная армия). Такая концепция должна предусматривать:
- увеличение сроков действия контрактов;
- в течение 2023 года — увеличение зарплат военнослужащим ВСУ, заключающих долгосрочные контракты (по меньшей мере до уровня трехкратного размера минимальной заработной платы — по состоянию на сегодняшний день это было бы как минимум 19 500 грн);
- формирование системы специальной подготовки и переподготовки военнослужащих, заключивших долгосрочные контракты.
Зачем нужны такие новшества и отмена призыва? Что это может дать Украине?
- Системность реформ и модернизации ВСУ
Еще до указа Зеленского профильные специалисты неоднократно указывали на то, что реформам ВСУ в Украине не хватает системности. В частности, об этом упоминал в январе 2022 года военный эксперт Олег Жданов в комментарии Украинскому радио ,называя текущий процесс модернизации армии «точечным и бессистемным».
«В Украине нет государственной программы модернизации Вооруженных Сил. По состоянию на сегодняшний день мы как граждане не имеем представления о том, какую модель Вооруженных Сил должна иметь Украина для того, чтобы она отвечала нашей концепции национальной безопасности и обороны», — объяснял эксперт. Поэтому он отмечал необходимость определить эту модель и решить, «какой будет общая структура ВСУ».
«Будет ли это армия резерва, например, как в Швейцарии, или это будет армия всеобъемлющего призыва, как в Израиле, или же это будет профессиональная армия, как в Великобритании, США или других странах? – приводил примеры Жданов. — В дальнейшем уже можно решать, сколько должно быть видов Вооруженных Сил, нужно ли выводить ракетные войска в отдельный вид ВСУ. Есть разные методики, которые помогают это определить».
Поэтому в случае полной реализации инициатив Зеленского Украина могла получить более четкую модель: профессиональную армию с мощным резервом. Именно о такой концепции «всеобъемлющей обороны» в общих чертах упоминал министр обороны Алексей Резников, когда Рада только назначила его на эту должность осенью 2021 года.
- Повышение профессионализма украинской армии одновременно с формированием эффективного резерва
Очевидно, отмена обязательного призыва в армию - при достаточно высоком уровне денежного обеспечения военных - могла бы позволить формировать ВСУ на профессиональной основе. Еще в мае 2021 года заместитель министра обороны Александр Миронюк сообщал, что Минобороны планирует отказаться от краткосрочных контрактов в ВСУ и подписывать их на срок не менее 3 лет, а еще лучше — на 5-10 лет. В указе Зеленского упомянуто об идее «увеличить срок контрактов» — однако она пока не конкретизирована.
В недавнем интервью LB.ua, которое Алексей Резников дал за несколько дней до подписания Зеленским указа № 36/2022, он напоминал, что сейчас в Украине уже есть «частично профессиональная армия, только контрактная».
«Мое ощущение, что этот гибридный вариант в итоге станет профессиональной армией, – отмечал министр обороны. — Я убежден, что опыта, которым обладают наши Вооруженные силы, нет ни у одной армии Европы. У армии Соединенных Штатов, Великобритании есть определенный опыт Афганистана, других горячих точек, но такого опыта — объединенного, с маневрами, с выходом на восстановление боеспособности — ни одна армия не имеет. Уже не говорю о 400 тысячах ветеранов. Мой прогноз – на протяжении десятилетия Европа поймет, что лучше финансировать украинскую армию как один из главных субъектов безопасности Европы. И украинцы будут не оливки там собирать, а с гордостью носить военную форму, а европейцы будут за это платить».
А несколькими месяцами ранее, только вступив в должность министра обороны, Резников предполагал, что заменой призыву могли бы стать другие формы интенсивной военной подготовки (о чем также упоминается в указе Зеленского).
«У меня есть надежды на новый закон о национальном сопротивлении, о создании войск территориальной обороны [был принят в конце 2021 года, вступил в силу с января 2022 – прим. ред.], - отмечал Резников. — Возможно, это и будет очень удобным заменителем [призыва], когда люди будут проходить подготовку и будут в реестре терробороны, и это будет наш с вами мобилизационный резерв».
Он уточнял, что такой вариант формирования ВСУ был бы гораздо более эффективным, «и тогда не будет стоять вопрос о призыве юношей-студентов».
- Приближение зарплат военных к рыночному уровню
Нынешний уровень денежного обеспечения военных ВСУ в Минобороны считают «проблемой номер один». «Солдат получает 10 300 грн, а на рынке труда минимальный доход, который может получить парень или девушка этого возраста, — 14 тыс. грн. Разница существенная», - напоминал Резников в интервью LB.ua.
Он также акцентировал на этой проблеме в ноябре 2021 года, отмечая, что армия численностью более 200 тыс. военнослужащих уже является крупнейшим работодателем Украины — и «должна стать лучшим работодателем», привлекая «лучших» в частности благодаря достойной денежной мотивации.
При этом глава Минобороны признавал, что увеличение зарплат военнослужащих ВСУ «требует огромных расходов бюджета». По его данным, уже сейчас на военных срочной службы приходится лишь 10% состава армии, тогда как остальную часть составляют контрактники. Предыдущий указ Зеленского (№688/2021) предусматривал привязку базовой ставки денежного обеспечения в ВСУ к двум минимальным зарплатам. В новом указе говорится уже о трех минзарплатах как минимальном уровне денежного вознаграждения военным (с 2023 года).
"Наша амбиция - постепенно делать такие увеличения, насколько будет позволять ресурс", - отмечал Резников.
Мнения экспертов: насколько своевременна идея Зеленского? Может ли Украина позволить себе только контрактную армию?
Народный депутат Сергей Рахманин (Голос), член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, еще до обнародования текста указа обратил внимание на «ряд странных вещей» в той части выступления Зеленского в Раде, которая была посвящена его новой инициативе по ВСУ.
Рахманин напомнил, что «численность ВСУ увеличивается законом, а не указом, парламентом, а не президентом». При этом такое увеличение «должно быть четко просчитано с учетом реальных задач, стоящих перед военными, — и опираясь на реальные финансовые возможности государства».
Также нардеп от Голоса отметил, что план Зеленского предусматривает трехлетний срок реформ безопасности (до 2025 года). «Означает ли это, что он уверен в своем пребывании в должности Верховного [главнокомнадующего] через три года?» – отметил Рахманин.
Наконец, он напомнил, что «переход к профессиональной армии обычно означает сокращение Вооруженных сил, а не их увеличение» ( в то время как в указе Зеленского говорится об увеличении ВСУ на 100 тыс. человек — прим. ред).
"В таких случаях военных становится меньше, но они становятся лучше обученными, лучше вооруженными и должны получать существенно больше", - подчеркивает Рахманин. Член профильного комитета добавил, что Украина сейчас «не способна полноценно содержать даже существующую армию, не способна укомплектовать даже существующие бригады; не способна (без помощи извне) финансировать текущие потребности в вооружении больше, чем на 20%».
«Кто это гаранту писал? И с кем он советовался?" – отметил Рахманин.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3031954703736718&id=100007666530659
Политолог Владимир Фесенко обратил внимание на вероятные мотивы указа Зеленского. Он назвал две возможные причины его появления именно сейчас:
- рост рисков российской агрессии против Украины;
- инициативы нового руководства Министерства обороны Украины (которое осенью 2021 года возглавил Алексей Резников).
«Безусловно, политические дискуссии по поводу денежного довольствия военнослужащих также повлияли на это решение, но, скорее, как дополнительный фактор», — считает Фесенко.
Инициативы об увеличении зарплаты военнослужащим, улучшении их жилищного обеспечения и решении других социальных вопросов военных он считает «правильными и своевременными».
« Однако, на мой взгляд, стратегически более важно решение о поэтапном переходе к профессиональной армии», — добавил Фесенко, напомнив, что дискуссия о таком решении длится уже как минимум 15 лет.
«Когда-то это обещала сделать еще Юлия Тимошенко. Но по разным причинам это так и не сделали, - напомнил политолог. — В сложившейся ситуации актуальность такого решения только растет. Однако это не значит, что воевать с врагом должны только профессиональные военные. Напомню о создании территориальной обороны. Также не отменяется и система массовой мобилизации на случай войны».
Он также обратил внимание на то, что воплощение в жизнь президентского указа о переориентации армии на профессиональную потребует соответствующих законодательных решений и нормативных актов Кабмина. «Поэтому сейчас вокруг этого указа необходимо не выяснение политических отношений, а содержательная дискуссия по поводу того, что еще предстоит сделать для эффективного развития ВСУ», — считает Фесенко.
Михаил Самусь, директор New Geopolitics Research Network , убежден, что переход к профессиональному формированию ВСУ без призыва — это реформа, которую в Украине стоило провести сразу после провозглашения независимости.
«У меня единственное слово – наконец-то! Эту реформу нужно было проводить с 1992 года, когда начались первые присяги украинской армии. Призыв является пережитком советского прошлого. Тот подход, который сохранялся в призыве, предусматривал репрессивную систему призыва, не очень хорошие для современного общества вещи, как "ломка" личности. В современном мире советский тип призыва неуместен. Особенно - в Украине», - отметил Самусь в комментарии Радио НВ .
Военный эксперт также считает, что отмена обязательного призыва не отразится на обороноспособности Украины в российско-украинской войне.
«При новом подходе служить должны все. Каждый гражданин Украины должен пройти базовую военную подготовку в течение двух месяцев, очень интенсивно», — объясняет Самусь предложенную Зеленским альтернативную модель "интенсивной системы военной подготовки".
«Те полтора года с окрашиванием травы и строевой подготовкой, непонятно кому нужной, и чисткой картофеля гораздо менее эффективны, чем два месяца, которые будут проведены по современной израильской, американской или британской системе подготовки к службе в армии», — добавил Самусь.
Отменить призыв в Украине планируют годами: почему до сих пор не удалось?
Дискуссия о необходимости отмены обязательного военного призыва действительно продолжается в Украине уже как минимум два десятилетия.
Второй президент Украины Леонид Кучма во время своей второй каденции, на начале 2000-х, инициировал задачу разработать стратегию постепенного перехода на контрактную службу до 2015 года.
В предвыборной программе его преемника Виктора Ющенко был пункт об отмене призыва и переходе к комплектованию профессиональной армии по контракту ориентировочно с 2010 года. Премьер Юлия Тимошенко в те же годы несколько раз обещала «перевести армию на профессиональную основу и снять блокаду по отмене срочной службы».
Виктор Янукович формально подошел к отказу от призыва на срочную службу наиболее близко. В октябре 2013 года, за полтора месяца до начала Революции достоинства Янукович, подписал указ о переходе Вооруженных сил на контрактную основу — при этом должен был сохраниться набор на срочную службу во внутренних войсках. Соответственно, призыв в ряды армии осенью 2013 года должен был стать последней такой массовой кампанией.
Однако, полноценное воплощение таких планов сделала невозможным российская агрессия в начале 2014 года — аннексия Крыма и вторжение РФ на Донбасс. Уже в апреле 2014 Верховная Рада приняла постановление в поддержку обращения тогдашнего и.о. президента Александра Турчинова, в котором содержалась просьба изучить целесообразность возобновления призыва в ВСУ, возобновление начальной военной подготовки в школах и военных кафедр в вузах, а также развертывание учебно-тренировочных центров для резервистов.
1 мая 2014 года Турчинов подписал указ О мерах по повышению обороноспособности государства, согласно которому в том же году возобновлялся призыв на срочную военную службу в ВСУ и другие военные формирования. После этого в Украине было объявлено несколько волн мобилизации.
Однако уже с 2015 года возобновились дискуссии о необходимости перехода к профессиональной армии в Украине. Летом 2015 года премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру обороны Степану Полтораку «начать расчеты по переходу Украины на классическую профессиональную армию и моделированию новых систем обучения и мобилизации военнослужащих».
В ноябре 2019 тогдашний министр обороны Андрей Загороднюк также отмечал, что Украина должна отменить обязательный призыв в армию. Позже в Минобороны уточняли, что отказ от призыва в ближайшие годы не планируется, но рассматривается в рамках реформирования армии.
«В дальнейшем возможный отказ от срочной военной службы в стране будет рассматриваться исключительно с учетом отечественного и иностранного опыта комплектования вооруженных сил и формирования мобилизационного резерва, в комплексе с другими вопросами как оборонной реформы, так и изменений в государстве», — пояснили тогда в Минобороны.